Коммерческий банк строит кредитную политику по отношению к крестьянским (фермерским) хозяйствам самостоятельно с учетом соблюдения основных принципов кредитования целевого характера ссуд, обеспечение их возврата, срочности и платности. При кредитовании таких хозяйств основной проблемой для банка является обеспечение возвратности выданных ссуд в установленные сроки.
При этом учитывается, что источником погашения ссуд является выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе в ее составе и прибыль, полученная в результате выполнения мероприятий, под которые была выдана ссуда. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут повлечь за собой их погашение.
Рассмотрим определение кредитоспособности заемщика Заинским дополнительным офисом АКЬ СБС-АГРО на примере крестьянского (фермерского) хозяйства.
Под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и способность возвратить его в срок. Кредитоспособность заемщика характеризуется его аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым состоянием и перспективами изменения, способностью при необходимости мобилизировать денежные средства из различных источников. Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости.
Объективная оценка финансовой устойчивости ссудозаемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.
Предварительная оценка финансового положения ссудозаемщика осуществляется на основе бухгалтерского баланса, где анализируется состояние и структура активов ссудозаемщика и обеспеченность их источниками покрытия. Однако анализ основных и оборотных средств не дает полную характеристику финансового состояния.
Для более глубокой оценки рассчитываются дополнительные показатели, которые взаимодополняют друг друга и в совокупности дают полное представление о финансовом состоянии ссудозаемщика.
К таким показателям относят следующие финансовые коэффициенты:
Крестьянское (фермерское) хозяйство Шакирзянова М.Г. обратилось в Заинский дополнительный офис Агропромбанка с просьбой о предоставлении кредита в размере 50000 руб. (пятьдесят тысяч рублей в ценах 1998 года) из средств Спецфонда льготного кредитования сроком на 8 месяцев под 65% годовых. Кредит требуется для поддержания годичного производственного цикла. Потребность в кредита возникла ввиду несвоевременных расчетов за сданное зерно государству хлебоприемному предприятию.
Кредитные средства предполагается использовать на покупку семян, ГСМ, техники. Погашение кредита и процентов предполагается осуществлять выручкой от реализации, выращенной сельскохозяйственной продукции. В качестве обеспечения своевременности возврата кредита предлагаются транспортные средства: трактор и а/м КамАЗ. Крестьянскому хозяйству в 1996 году был выдан кредит в сумме 35000 руб., кредит и проценты возмещены в срок.
В других банках задолженности по кредитам крестьянское хозяйство не имеет.
Финансово-устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. Главным в финансовой деятельности являются правильная организация и использование оборотных средств.
Поэтому в процессе анализа финансового состояния вопросам рационального использования оборотных средств, уделяется основное внимание.
Таблица 2.1
Анализ состава и размещения активов хозяйствующего субъекта
Активы | На начало года | На конец года | изменения | |||
Руб. | % | Руб. | % | Руб. | % | |
Нематериальные активы Основные средства Кап.вложения Краткосрочные фин.вложения Оборотные средства Убыток |
5381800,5 1706815,8 |
75,9 24,1 |
6168838 1865804,3 |
43,4 56,6 |
+787037,5 +158988,5 |
-32,5 +32,5 |
итого | 7088616,3 | 100 | 14203480 | 100 | +946026 |
Анализ состава и размещения активов хозяйствующего субъекта представлен в таблице 2.1.
Рост доли собственных средств положительно характеризует работу хозяйствующего субъекта.
Для оценки финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта используется коэффициент финансовой устойчивости:
КФ.У. =(собственные средства) / (заемные средства + кредитные задолженности);
По данному ссудозаемщику мы имеем на начало года:
КФ.У.1 = 11241632 / 896990,6 = 11,5 , на конец года:
КФ.У.2 = 11241632 / 618210,7 = 18,2
Превышение собственных средств над заемными означает, что субъект обладает достаточным запасом финансовой устойчивости и относительно независим от внешних финансовых источников. За отчетный год коэффициент финансовой устойчивости возрос на 6,7 с 11,5 до 18,2.
Таблица 2.2
Анализ динамики и структуры источников финансовых ресурсов
Виды источников финансовых ресурсов | На начало года | На конец года | Изменения | |||
Руб. | % | Руб. | % | Руб. | % | |
Собственные средства Уставный капитал Резервный фонд Фонд специального назначения Нераспределенная прибыль |
11100000 141632 | 98,7 1,3 | 11100000 1141633 | 90,6 9,4 | +1000001 | -8,1 + 8,1 |
Итого | 11241632 | 92,6 | 12241633 | 95,1 | +1000001 | +2,5 |
Привлеченные ср-ва Расч. с кредиторами Доходы буд. периодов Резервы редст. расх. |
896990,6 | 618210,7 | -278779,9 | |||
Итого | 896990,6 | 7,4 | 618210,7 | 4,9 | -278779,9 | -2,5 |
Заемные средства | ||||||
Всего | 12138622 | 100 | 12859843 | 100 | +721221 |
Показатели | На начало год | На конец года | Изменения |
Уставный капитал Резервный фонд Фонд спец. назначения Нераспределенная прибыль |
11100000
141632 |
11100000
1141633 |
+1000001 |
Итого | 11241632 | 12241633 | +1000001 |
Исключаются: Основн. средства Долгоср.кап.вложения |
5381800,5 1395008 |
6168838 1395008 |
787037,5 |
Итого | 67760808,5 | 7563846 | +787037,5 |
Собств.обор.ср-ва | 4464824 | 4677787 | 212963 |
Виды кред.задолж-ти | На начало года | На конец года | Изменения |
Расчеты с кредиторами: Поставщиками и подрядчиками По оплате труда По соц.страхованию |
891161,2 1386,2 4443,2 |
611521,8 2457,9 4231,0 |
-279639,4 +1071,7 -212,2 |
Кредитн.задолж. всего | 896990,6 | 618210,7 | -278779,9 |
Таким образом, хозяйствующий субъект не имеет неоправданной кредиторской задолженности и поэтому финансовое состояние его устойчиво.
Далее проводится анализ оборотных средств, где изучается динамика и состав оборотных средств. При анализе сопоставляются суммы оборотных средств на начало и конец отчетного периода и выявляется целесообразность отвлечения средств из оборота. (табл.2.5.)
Из данных таблицы видно, что общая сумма оборотных средств за год возросла на 31242,5 руб.: с 1902393,8 до 1933636,3 руб. При этом небольшой рост произошел за счет готовой продукции на 30139,5 руб. или на 3,3%; денежных средств на 59308,7 руб. или на 8%.
Одновременно произошло снижение по производственным запасам на 34172,3 руб. или на 0,6%; дебиторской задолженности на 24033,4 руб. или на 0,6%.
Одним из важных условий финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта является его способность погашать свои обязательства в установленные сроки.
Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Ликвидность оценивается с помощью коэффициента покрытия и коэффициента ликвидности.
Коэффициент покрытия равен отношению текущих активов к краткосрочным обязательствам:
КП = (текущие активы) / (краткосрочные обязательства)
Данный коэффициент дает наиболее общую оценку ликвидности. Он позволяет оценить насколько краткосрочные обязательства покрываются ликвидными активами.
Таблица 2.5.
Анализ динамики оборотных средств хозяйствующего субъекта
Вид оборотных средств | На начало года | На конец года | Изменение | |||
Руб. | % | Руб. | % | Руб. | % | |
Произв.запасы Незав. произв. Расходы буд.периодов Готов. продукц. Товары Дебит задолж. Ден.ср-ва.,всего В том числе: Касса Рас.счет Валютн.счет Проч.ден.ср-ва |
376286,8
195578 168706,6 1161822,4 231,3 1791,4 1259799,7 |
18,6
9,0 8,4 58,0 0,01 0,08 62,9 |
342114,5
225717,5 114673,2 1221131,1 98,4 1233,0 1119799,7 |
18,0
12,3 7,8 66,1 0,05 0,06 61 |
-34172,3
+30139,5 -24033,4 +59308,7 -132,9 -558,4 -140000 |
+0,6
+3,3 -0,6 +8 -0,02 -1,9 |
Итого | 19023903,8 | 100 | 1933636,3 | 100 | +31242,5 |
Коэффициенты | 1 категория | 2 категория | 3 категория |
КП КОЛ КН |
2,0 2,0 и выше более 60% |
1,0 - 2,0 0,5 - 2 40 - 60% |
1,0 менее 0,5 40% |
Фонд льготного кредитования АПК, созданный в начале 1997 года для кредитования сельского хозяйства по 1/4 учетной ставки, не оправдал своих надежд. Это произошло потому, что:
Осенью 1997 года под влиянием мирового финансового кризиса ставки на внутреннем рынке повысились, что привело к оттоку денег из реального сектора. Для банков любые денежные средства, даже сверхкороткие, вновь приобрели особую ценность. В таких условиях правительство провело второй конкурс на право распределять средства фонда.
Этот тендер вызвал ажиотаж среди банков (было подано 35 заявок). Банки были очень заинтересованы в получении бюджетных средств для своих финансовых операций.
Об этом свидетельствовал тот факт, что они соглашались на участие в программе на условиях четырехпроцентной маржи (а некоторые даже бесплатно, притом, что инфляция составила за год 11%, а доходность по ГКО была выше 30%).
В результате банки не конкурируют между собой за право распределения средств Фонда. Каждая территория обслуживается только одним банком. Так как далеко не все из отобранных банков располагают филиальной сетью, то часто они работают через корреспондентские счета, открытые в местных банках, что увеличивает маржу и, следовательно, стоимость займов для сельскохозяйственных производителей.
К тому же местные банки, как правило, зависят от региональной администрации, которая может оказывать заметное влияние на процедуры распределения кредитов. Таким образом, вновь включается бюрократический механизм кредитования.
Новая система кредитования АПК не создала конкурентоспособной среды на рынке сельскохозяйственного кредита, породила
Неизбежные конфликты между банками участниками и руководством Фонда, усилила администратирование процесса кредитования на региональном уровне, в ряде случаев увеличила стоимость кредита для сельского хозяйства. Эта система полностью зависит от объема накопленных средств, выделяемых на пополнение кредитных ресурсов.
Несмотря на сохраняющуюся ситуацию на финансовых рынках страны, не способствующую перетоку денег в реальный сектор, можно предложить более эффективную схему использования средств Фонда льготного кредитования.
Если бы они направлялись не на прямое кредитование , а на предоставление гарантий и погашение части процентной ставки, то возникла бы конкуренция банков на этом рынке. Сельскохозяйственный производитель или переработчик мог бы обратиться в любой местный банк за обычным кредитом под рыночный процент.
После выплаты основной суммы займа и процентов по нему субъект АПК обращается в государственный орган управления, который отдает распоряжение погасить часть уплаченного процента за счет Фонда.
Согласно данной схеме чиновник не занимается непосредственно распределением кредитов. Банки сами определяют кредитоспособных заемщиков и рискуют исключительно собственными средствами (хотя можно предусмотреть частичную гарантию риска за счет средств Фонда).
Для заемщика также нет необходимости искать уполномоченный банк, который может быть расположен довольно далеко.
Средства Фонда при этом будут использоваться более рационально, поскольку они будут выделяться в конце финансового года, что позволит наращивать их путем реинвестирования в течение года. Для сельскохозяйственных производителей, временно не являющихся кредитоспособными, но имеющих потенциал развития, возможно резервирование части средств Фонда для специального льготного (восстановительного) кредитования с установлением лимитов по территориям.
С началом финансового кризиса, в августе 1998 года проблема сельскохозяйственного кредита снова резко обострилась. Современное состояние федерального бюджета не позволяет рассчитывать на крупные субсидии или льготные кредиты для сельского хозяйства. В текущем году около 70% средств фонда льготного кредитования распределял банк СБС-АГРО.
Учитывая его трудное положение он не может эффективно собрать распределенные кредиты; и пополнить фонд в ближайшей перспективе не удастся. Банковский кредит на общих основаниях вследствие высоких процентных ставок и коротких сроков кредитов в условиях надвигающейся инфляции вновь становится недоступным для сельскохозяйственных производителей.
В результате в аграрном секторе получат еще большее распространение бартер, который уже сегодня охватывает преобладающую часть операций на рынке сельскохозяйственной продукции. Весенняя посевная, скорее всего, будет профинансирована за счет эмиссии, но российский опыт последних лет свидетельствует о том, что такой способ кредитования для сельского хозяйства чреват негативными последствиями.
Замедленные темпы реформ, ошибки в проведении аграрной политики обусловили отсутствие эффективной кредитной системы в сельском хозяйстве России. Современный кризис породил не только сложные проблемы, но и предоставил ему шанс обеспечить конкурентоспособность своей продукции хотя бы на внутреннем рынке. Для этого необходим кредит, т.к. увеличение объема производства без финансовых ресурсов невозможно.
А в самом сельском хозяйстве их нет.
Предлагается проводить кредитование сельскохозяйственных производителей на коммерческой основе, используя вексель как средство оформления кредита.
Вексель это ценная бумага, представляющая собой составленное по утвержденной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю).
Специфика правовой природы векселя в том, что он одновременно сочетает в себе свойства долгового обязательства, ценной бумаги и расчетного средства.
Коммерческий кредит, оформленный векселем, может обратиться в банковский в виде так называемого вексельного кредита. В результате происходит смена кредитора, причем новая связь (новый кредитор (банк) должник по векселю) проходит через векселедержателя, предъявляющего вексель в банк для учета.
Самые различные клиент стремятся получить вексельный кредит в банке.
Вексельные кредиты это кредиты в форме учета векселей. Они могут быть представительскими и векселедательскими.
Первые открываются для учета векселей, передаваемых клиентами банку. Векселедательские кредиты предоставляются клиентам, которые выдают под эти кредиты векселя на оплату различных товарно-материальных ценностей, работ и услуг, оказываемых другим юридическим и физическим лицам.
Последние представляют такие векселя в банк, который пересылает их для учет в банк векселедателя за счет открытого ему векселедателем кредита.