d9e5a92d

Кредитование экспортно-импортных операций в России

Кредит покупателю составляет до 80 85% контрактной цены. Остаток импортер финансирует за счет дополнительных источников.

Для экспортеров поставки в рамках таких кредитов означают оплату наличными. Первоначально прямое кредитование импортеров осуществлялось путем связывания кредита с разовой внешнеторговой сделкой. В последнее время широкое распространение получило открытие банками так называемых кредитных линий для своих иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок.
Различают кредитные линии общего назначения и специальные. Кредитные линии общего назначения открываются на определенную сумму и позволяют кредитовать поставки различным импортерам в стране, которая получила кредит. Специальные кредитные линии, или проектные, предусматривают кредитование определенных объектов.

В любом случае в поставках могут участвовать различные фирмы по выбору импортера (заказчика).
Специфическая форма кредита покупателю проектное финансирование на безоборотной основе. При открытии такого кредита банк руководствуется не столько кредитоспособностью заемщика, сколько рентабельностью будущего объекта.

Кредитор может закрепить за собой право на часть продукции будущего объекта или на определенную долю прибыли (компенсационное финансирование).
Кредиты покупателю обычно сопровождаются предоставлением банковских гарантий и страховых полисов специализированных страховых учреждений. [13,14,15,20]

Кредитование экспортно-импортных операций в России


Традиционно в практике Внешэкономбанка СССР существовали два вида кредитования внешнеэкономической деятельности:

  • предоставление валютных кредитов;
  • кредитование в рублях экспортно-импортных операций.

Порядок предоставления и погашения кредитов в иностранной валюте советским предприятиям и организациям действовал в последней редакции с 1986 г. и предусматривал выдачу валютных кредитов на срок до 8 лет на цели создания экспортного производства или расширения экспортной базы и на срок до 2 лет на цели текущей деятельности.
Указанный порядок предусматривал представление в банк заемщиком обоснованного ходатайства, технико-экономического обоснования, расчета окупаемости кредитуемых затрат и ряда других документов. Кроме того, выдача валютных кредитов осуществлялась всегда под гарантию, как правило, вышестоящей организации - министерства или ведомства.
Разумеется, всякое предоставление валютных кредитов преследовало народнохозяйственные цели и осуществлялось не столько в интересах предприятия, сколько отрасли в целом
Кредитование в рублях экспортно-импортных операций базировалось на системе внебалансового учета валютных фондов предприятий. Объектами кредита являлись товары, отгруженные на экспорт; оплаченные, но неполученные импортные товары; расчетные документы по экспортно-импортным операциям.

После закрытия с 1 января 1991 г. внебалансовых счетов предприятий исчезла и экономическая база этого вида кредитования.
В настоящее время в практике коммерческих банков наибольшее распространение получили рублевые кредиты под залог валютных ценностей и краткосрочные валютные кредиты.
Как уже отмечалось, в отличие от сложившейся практики Внешэкономбанка СССР, выдававшего долгосрочные валютные кредиты, связанные с реконструкцией производства, сегодня валютные кредиты носят краткосрочный характер и выдаются банками коммерческим структурам для осуществления сделок по распространенной схеме:
Валютные кредиты могут предоставляться предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность. В этом случае валютные кредиты выдаются для погашения задолженности западным кредиторам.

В качестве обеспечения кредита выступают ввезенные импортные товары.
В последние годы во внешней торговле России существенно возросло значение кредита, т.е. предоставление заемных средств в денежной или товарной форме на условиях срочности, возвратности и платности для осуществления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту товаров. Кредитование внешней торговли служит средством повышения конкурентоспособности национальных компаний, способствует укреплению позиций финансовых организаций стран, стимулирует расширение внешней торговли, создавая дополнительный спрос на рынке для поддержания конъюнктуры.[3,8]

МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ

Межправительственные займы получили широкое развитие в годы первой мировой войны в связи с военными поставками из США в Европу. Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот период 11 млрд. долл. Во время мирового экономического кризиса 19291933 гг. Германия, Франция и ряд других стран отказались в дальнейшем оплачивать свои долги.



В связи с этим во время второй мировой войны США вместо кредитов осуществляли поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в аренду).
После второй мировой войны до середины 50-х годов США были монопольным кредиторам по межправительственным займам. За период с 1946 по 1950 г. объем межправительственных займов США и других развитых стран составил 30,2 млрд. долл., из них около 2/3 кредитов приходилось на страны Западной Европы. Самым крупным из них был правительственный заем США Великобритании в сумме 3 750 млн.долл. на 50 лет из 2% годовых.

Льготные условия займа сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена валютных ограничений и других преград для проникновения американского капитала в стерлинговую зону. В мае 1946 г. США предоставили правительственный заем Франции в размере 650 млн. долл. сроком на 35 лет с условием использования половины этой суммы на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во Франции. Однако межгосударственные кредиты предоставляются за счет средств государственного бюджета и в рамках помощи. Например, были предоставлены крупная сумма кредитов и финансовая помощь для восстановления экономики в послевоенное время в рамках плана Маршалла: за период с 1950 по 1955 г. общая сумма помощи США 17 странам Западной Европы составила около 17 млрд. долл.
Количество государственных займов как составной части программ помощи постоянно возрастает, особенно от стран ОЭСР развивающимся странам. В 7080-е годы межправительственные займы предоставлялись в основном промышленно развитыми странами развивающимся странам, за исключением межгосударственных кредитов для поддержки валют путем проведения валютной интервенции.
После второй мировой войны предоставление займов шло главным образом по линии международных валютно-кредитных организаций.
В рамках межправительственных кредитов правительство трактуется широко и включает международные организации на том основании, что основная масса тех из них, которые предоставляют международные кредиты (например, Всемирный банк, МВФ), являются межправительственными. В категорию межбанковских кредитов слиты денежные власти и коммерческие банки по той причине, что нередко центральные банки предоставляют международные кредиты через коммерческие банки и отличить их от собственных кредитов коммерческих банков практически невозможно.

К середине 90-х годов примерно 50% международных кредитов составляли межбанковские кредиты, 30% приходилось на межправительственные кредиты и 20% на кредиты прочих организаций.
Таблица 1 Международное движение ссудного капитала (в млрд. долл.)

1987 г. 1990 г. 1993 г.
выдача оплата выдача оплата выдача оплата
Всего -153,4 95,8 -249,8 152,5 -275,9 223,4
Межправительственные кредиты -58,3 35,3 -84,7 47,6 -88,5 51,6
Межбанковские кредиты -64,8 41,9 -124,7 79,1 -147,0 137,4
Прочие кредиты -30,3 18,6 -40,4 25,8 -40,4 34,4


Главными кредиторами являются правительства Японии, Германии, Франции и США. Правительства отдельных развивающихся стран (Китай, ЮАР, Кувейт, Южная Корея) также предоставляют международные кредиты, однако их удельный вес в общемировом объеме кредитования незначителен.

Крупнейшими получателями межправительственных кредитов являются Австралия, Дания и Швеция, из числа развивающихся стран Мексика, Пакистан, Аргентина. Основной объем международного движения ссудного капитала приходится на развитые страны, которые являются главными кредиторами и заемщиками. Доля развивающихся стран с трудом достигает 15-17% лишь в общем объеме межгосударственных кредитов, в которых более половины занимают кредиты, предоставляемые по линии международных организаций ( 3). [8,12,15]

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ


Современные международные валютные отношения очень нестабильны, ситуации, возникающие на валютных рынках отличаются большим риском и неопределенностью для участников валютных сделок. Все это заставляет многие страны участвовать в координации экономической политики в этой области.

Эту координацию на практике осуществляют такие органы, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.
Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, её подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке. В условиях резко возросшей взаимозависимости современного мира страна не могла без ущерба своих интересов оставаться в стороне от участия в формировании международного валютно-финансового механизма, с которым она реально взаимодействовала при осуществлении внешнеторговых связей.

Кроме того, вступление в эти организации открывает доступ к важному источнику валютных кредитов.
Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. Эти учреждения появились в текущем столетии, они следуют своим целям, решают разные задачи и действуют в глобальном или региональном масштабах.
Роль международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации хозяйственных связей. В их деятельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства. [8,15,18.19]

Международный валютный фонд


Международный валютный фонд (МВФ) международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовом помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте, фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1444 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих высший руководящий орган МВФ - в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.

Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время. Директорат исполнительный орган включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 от остальных стран, избираемых по географическому признаку.

Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.
Официальные цели МВФ: способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения; ''содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли, что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достижение высокого уровня занятости и реальных доходов всех государств-членов; обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; предоставлять на временной основе государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.
Устав МВФ изменялся дважды: в 1968 1969 гг. была внесена первая серия поправок, вызванная введением СДР, и в 1976 1978 гг. вторая серия поправок, которая отражала замену Бреттонвудской валютной системы новой, Ямайской валютной системой. Согласно Уставу МВФ, государства-члены должны были на базе фиксированных курсов валют вводить их обратимость по текущим международным операциям и проводить политику по полному устранению валютных ограничений.

На практике эти положения не могли быть выполнены многими странами (валютные ограничения отменены лишь в 60 странах).
Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов в соответствии с установленными квотами, величина которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой.

Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в СДР или в установленных МВФ валютах стран-участниц. В 1947 г. в фонд входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. участниками МВФ было уже 155 стран-членов, и капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР = 1,2 долл.

США). Из этой суммы 2/3 принадлежат промышленно развитым странам (в том числе США 1/5), 1/3 развивающимся странам, составляющим 4/5 членов фонда.
Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс.

СДР ее квоты. Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и страны Европейского Союза (около 30%). За последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран экспортеров нефти.

Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях достаточно 70%.
Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому признаку.

Совещательным органом является Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран.
В устав МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были ратифицированы большинством членов фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале фонда снизилась за 1947 -1987 тт. с 36,2 до 20,1%, в общем количестве голосов с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили право вето при решении важнейших вопросов.

Несколько повысился удельный вес голосов и квот развивающихся стран, главным образом стран-экспортеров нефти.
Кредиты МВФ делятся на несколько видов:
1) кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех-пяти лет.

Погашение ссуды производится обратным путем посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты;
2) кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требовали и МВФ о проведении стабилизационных мер.
Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами страны-заемщика.
Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках.
МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттонвудским соглашением перед фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию-устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах).

Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше ± 1% (с декабря 1971 г. свыше ±2,25%).
В соответствии с Уставом МВФ государства-члены фонда должны были на базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими странами.

Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами-членами МВФ.
Обострение валютного кризиса в начале 70-х годов привело к подрыву основных принципов бреттонвудской валютной системы, и в частности к сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим плавающих валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной с апреля 1978 г.
Страны-члены МВФ обязаны представлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.
Стоит отметить, что на первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако начиная с 1970-х годов произошло значительное расширение его кредитной деятельности.
Всего за период 1947-1998гг МВФ предоставил странам-членам кредиты на общую сумму 175,5 млрд. СДР (приблизительно 247 млрд. доллара по курсу доллара к СДР на конец 1998г.), а вместе с льготными займами наименее развитым странам за счет специальных фондов 187,1 млрд.

СДР, что составляет 263 млрд. долларов. Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условиям при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развитии, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации Международной ассоциации развития. [8,11,18] Цели МВФ:
поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;
способствование сбалансированному росту в области валютной политики;
способствование сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;
поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;
участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты;
предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов.
Функции МВФ:
соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);
финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;
консультирование и сотрудничество.
Принципы МВФ:
запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;
обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;
обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции.[20]

Банк международных расчетов


Банк международных расчетов (БМР) первый межгосударственный банк был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.
Не будучи международной финансовой организацией, чей устав предусматривал бы правила членства и выполняемые функции, он играет ведущую роль в международном регулировании банковской деятельности.
Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 33 стран, главным образом европейских.

С 1979 г. БМР производит расчеты между странами-участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран.
БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.
БМР организует также коллективную валютную интервенцию центральных банков с целью поддержания курса ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка.
БМР - ведущий информационно-исследовательский центр.
Являясь учредителями БМР, центральные банки этих стран выступают одновременно и его клиентами. Поэтому БМР часто называют международным банком центральных банков. [8,11,15]
Таким образом, БМР содействует межгосударственному регулированию валютно-кредитных отношений.

Всемирный банк


Вступление Российской Федерации в 1992 г. в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, который является ядром Всемирного банка (World Bank), значительно укрепило позиции Российской Федерации на мировых валютно-финансовых рынках и способствовало адаптации к современной системе валютно-кредитных отношений.
Состав и организационная структура Всемирного банка претерпели существенные изменения со времени их создания. Количество стран - членов Международного банка реконструкции и развития -МБРР выросло с 38 в 1946 г. до 180 в 1996 г. Создание новых дочерних организаций позволило преобразовать МБРР в группу Всемирного банка, включающую четыре международных финансовых института.

В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация - МФК, которая осуществляет финансирование проектов частного сектора, в отличие от МБРР, предоставляющего займы только под гарантии правительств стран-членов. В 1960 г. была основана Международная ассоциации развитии - MAP, предоставляющая беспроцентные льготные кредиты наиболее бедным странам.

Задачей Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций - МАГИ, основанного в I988 г., является предоставление гарантий зарубежным инвесторам от некоммерческих политических рисков.
Рост потоков прямых иностранных инвестиций обусловит создание в 1966 г. Международного центра урегулирования инвестиционных споров - МЦУИС, связанного с деятельностью группы Всемирного банка. МЦУИС призван обеспечивать урегулирование и арбитраж споров между иностранными инвесторами и правительствами стран - заемщиц. [1]



Содержание раздела