d9e5a92d

Данилов Е. Е. - Организация, цели и функции центральных банков развитых стран и Банка России

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение

Основной особенностью развития российской экономики в 1995 и начале 1996 г. является достижение впервые за годы проведения радикальных экономических реформ существенного замедления темпов экономического спада, а в некоторых секторах экономики и определенного оживления деловой активности. Так, если в 1992 г., 1993 г. и 1994 г. объем валового внутреннего продукта сократился соответственно на 14,5%, 8,7% и 12,6%, то в 1995 г. ВВП составил 96% от уровня предыдущего года.
Другой характерной чертой, определяющей облик российской экономики в 1995 г., явилось усиление регулирующего воздействия проводимой Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитной политики на формирование основных экономических тенденций.
Этому способствовали последовательно реализуемые в прошлом году меры по развитию различных сегментов финансового сектора, стабилизации положения на валютном рынке. С их помощью удалось существенно ограничить объемы спекулятивных операций в этом секторе российской экономики, повысить предсказуемость процессов формирования рынка ценных бумаг.

Все это не могло не оказать определенного позитивного воздействия на экономику в целом.
Несмотря на отставание количественных параметров снижения инфляции от намеченных целевых ориентиров, удалось обеспечить последовательное замедление интенсивности инфляционных процессов. Так, если в 1992 г. среднемесячный прирост потребительских цен составлял 31%, в 1993 г. - 20,5%, в 1994 г. - 10%, то в 1995 г. он составил 7,2%.
Функционирование российской экономики в 1995 году характеризовалось снижением от месяца к месяцу темпов инфляции, стабилизацией национальной валюты и ростом золото-валютных резервов, сокращением темпов спада ВВП и оживлением производства в отдельных отраслях.
В достижении данных показателей нельзя отрицать также и заслуги Центрального банка Российской Федерации, так как именно к его приоритетным функциям относятся регулирование денежного обращения, упорядочивание кредитно-банковской сферы, проведение денежно-кредитной политики. Этим во многом объясняется возросшее внимание со стороны экспертов не только к конкретным действиям ЦБ, но и к его организации и структуре, целям и функциям, потому что именно от правильного взаимодействия данного института с кредитно-финансовой системой страны зависит успешное развитие экономики России.

Следовательно, верное определение правомочий Банка России, рациональное построение его управленческих ветвей напрямую связаны с дальнейшим экономическим ростом государства.
При этом не нужно принебрегать и богатым опытом функционирования таких институтов в развитых зарубежных государствах. Несмотря на то, что центральные банки многих стран в силу путей своего исторического развития весьма различны, но тем не менее они имеют много и сходных черт.

Кроме того, часть иностранной практики управления и организации ЦБ может быть успешна использована для совершенствования построения и функционирования Банка России. Поэтому данная работа и посвящена изучению правомочий и обязанностей центральных банков ведущих мировых держав, способам контроля ими денежно-кредитной системы государства, построения отношений с кредитными организациями, организации денежного обращения и ведения денежно-кредитной политики.

бщие положения о деятельности ЦБ


Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежлых отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что "в странах, где не существует центрального банка, его следует создать". Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент.

Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми полномочиями.



В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.
Степень независимости центральных банков неодинакова от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Банки Англии и России занимают в этом ряду промежуточное место.

Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка. Первым рассмотрим Банк Англии как один из старейших в банковских системах западных стран. Банк Англии был создан в 1694 году парламентским актом. Необходимость в образовании этого банка (созданного в форме акционерной компании с участием 1268 акционеров, торговцев и финансистов, первоначальный взнос каждого из которых составлял 1200 ф.ст.) была вызвана острой нехваткой у государства денежных средств на ведение войны с Францией. Банк Англии располагал большим числом филиалов, поскольку кредитованием правительства и эмиссионной деятельностью его функции не исчерпывались. Он, кроме того, занимался выпуском переводных векселей и учитывал векселя частных лиц. предоставлял ссуды под товарное обеспечение и т.д.

Однако именно эмиссия банкнот послужила причиной трансформации Банка Англии в центральный банк, призванный сохранять стабильность денежного обращения.
В 1946 г. Банк Англии был национализирован путем передачи его акционерного капитала (который составлял к тому моменту сумму, равную 14 553 000 ф.ст.) солиситору казначейства (т.е. в собственность государства). Все прежние владельцы получили компенсацию в виде государственных ценных бумаг.
Национализация означала законодательное закрепление за Банком Англии тех функций центрального банка, которые он и до этого фактически выполнял. Кроме того, отныне на Банк Англии были возложены и новые функции, присущие центральному банку страны.

Он стал определять денежную политику: коренным образом изменилось его место в банковской системе.
Банк Англии занимает достаточно своеобразное место в системе государственных органов. Он призван осуществлять связь между государственными органами и частным сектором, проводить государственную политику в области финансов и кредита специфическими средствами (в частности, путем варьирования процентных ставок). С другой стороны, Банк Англии сам находится под контролем казначейства.

Последнее вправе потребовать от него ведения особых реестров с данными о держателях определенных акций или облигаций, а также давать Банку Англии рекомендации, которые оно сочтет необходимым в государственных интересах.
Отношения Банка Англии с центральным правительством и местными органами власти отмечены еще одной особенностью. Банк Англии осуществляет их кредитование в различных формах. Поступление денежных средств на счета государства происходит как путем обязательных для Банка Англии отчислений из полученной им прибыли, так и путем операций, осуществляемых им с государственными ценными бумагами.

Наконец, Банк Англии управляет государственным долгом.
Размер собственного капитала Банка Англии неизменен со времени принятия Акта Роберта Пиля (1844 г.) и составляет сумму, равную 14 553 млн. ф.ст.
Банк Англии разделяется на два департамента - Эмиссионный и Банковский. Первый отражает на своих счетах лишь операции по выпуску банкнот и их обеспечению, второй - все остальные операции, производимые Банком Англии. Основные статьи баланса Банка Англии приведены в приложении 1.
Главная контора банка Англии расположена в Лондоне. Банк Англии имеет на территории Великобритании 8 отделений.
В Испании центральным банком является Испании - основное учреждение, регулирующее банковскую систему и осуществляющее денежную политику в стране.
История развития основного банка Испании насчитывает уже более двух столетии. Прототипом этого банка являлся Банк де Сан Карлос, основанный в 1782 голу и реорганизованный в 1892 году под названием Испанский банк де Сан Фернандо, затем был переименован в Банк Изабеллы II, а в 1856 году приобрел свое нынешнее название - Банк Испании.
Банк Испании был национализирован в 19б2 году, хотя и до этого находился под контролем государства. Важным нововведением здесь являлось прямое признание необходимости "поддерживать стоимость (ценность) денег" как специфической функции Банка Испании.

Второе - Банк Испании наделялся самостоятельностью, необходимой для выполнения его функций. Эти два положения значительно изменили статус центрального банка того времени, приблизив его к современному статусу западноевропейских банков.
В своей деятельности Банк Испании подчиняется Министерству экономики и финансов. Выработка денежной политики в стране относится к компетенции правительства, которое делегирует свои функции в этой области Министерству экономики и финансов.

Осуществление же денежной политики поручено Банку Испании.
Министерство экономики и финансов разрабатывает положения для Банка Испании, которым он должен следовать при реализации денежной и кредитной политики правительства, определяет принципы осуществления банком дисциплинарных и контрольных функций, устанавливает порядок осуществления банком операций с частными банками и т.д.
Банк д'Италия - центральный банк Итальянской республики. Правовое положение этого банка не урегулировано каким-либо отдельным законом; его права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах, принятых в разное время.
Банк д'Италия был образован в 1893 году в результате слияния трех крупных банков: Банка Националь Репьо д'Италия, Банка Национале Тоскана и Банка Тоскана ди Кредито пер ле индустрие э иль коммерчио д'Италия. Первоначально Банк д'Италия имел форму частноправовой компании.

С момента основания центральный банк Италии является эмиссионным банком; до 1926 года эмиссию денег наравне с центральным банком осуществляют Банко ди Наполи и Банко ди Сичилия; с 1926 года Банк д'Италия становится монополистом.
В 1926 году в ходе реорганизации итальянской системы кредитных учреждений Банк д'Италия был поставлен во главе банковской системы Италии. На него были возложены контрольные функции.

Банк может давать правительству конкретные рекомендации по вопросам валютно-финансовой политики согласно закону 141 от 7 марта 1938 года, капитал банка составляет 300 млн. лир; он представляет 300 тыс. акций, каждая по 1000 лир; акции должны быть оплачены полностью. Акции в капитале Банка д'Италия являются именными и могут принадлежать лишь:
1) сберегательным кассам;
2) кредитным учреждениям публичного права и национальным банкам;
3) страховым обществам;
4) страховым учреждениям.
Категории центрального банка с его отделениями и филиалами европейского законодательства соответствует в США система банков Федерального резерва. В 1913 году в США был принят Закон о Федеральном резерве.

В преамбуле так определялась цель закона: "Создание банков Федерального резерва, обеспечения устойчивой денежной системы, получение средств переучета ценных бумаг, создание более эффективного надзора за банковским делом в Соединенных Штатах". Для этой цели создавалась система Федерального резерва (СФР). Создание СФР началось с создания организационного комитета, наделявшегося широкими полномочиями.

Организационный комитет включал трех главных членов: министра финансов, министра сельского хозяйства и контролера денежного обращения.
В начале своей деятельности организационный комитет должен был определить с помощью экспертов и советников и после анализа необходимой информации не менее восьми и не более двенадцати городов Федерального резерва, где размещались бы главные конторы банков Федерального резерва. Такие округа, как указывалось в законе, не должны были обязательно вписываться в границы штатов, но непременно отражать обычный порядок ведения дел.
Со временем законом предусматривается возможность изменения округов Федерального резерва, а также городов, отделений банков Федерального резерва (БФР), контор. Надо заметить, что с самого начала были созданы двенадцать БФР, определены двенадцать городов и округов Федерального резерва.

Границы округов менялись, но незначительно, а города остались те же, также в количестве двенадцати (см. приложение 2).
По приведенному списку можно судить о размерах округов ФР и концентрации банковского капитала. Самые большие по площади округа имеют наибольшее число отделений с целью охвата всей территории: иногда сами отделения могут иметь объем операций, равный по сумме объему операций головной конторы.

Наличие большого числа контор (помимо головной) свидетельствует о концентрации банковского капитала.
Каждый банк является членом СФР и решения главного органа - Совета управляющих, а также Федерального комитета по операциям на открытом рынке строго обязательны для руководства банков Федерального резерва.
Банк Федерального резерва представляет собой корпорацию, т.е. юридическое лицо, созданное в форме публичной корпорации (или акционерного общества).
Все банки Федерального резерва создавались с капиталом не менее четырех миллионов долларов паевого подписного (т.е. на который необходимо было собрать подписку) капитала.
Членами банка Федерального резерва могут быть любые лица, как физические, так и юридические.
Кроме того, членами БФР должны быть все банки штатов (т.е. банки, имеющие лицензию высших исполнительных органов штата на деятельность на всей территории данного штата) с суммой паевого капитала в один миллион долларов и выше.
Среди первоначальных пайщиков БФР было правительство Соединенных Штатов. Однако когда система окрепла необходимость в этом отпала.
Любые другие банки могут быть членами БФР при соблюдении ими определенных требований.
Другие лица - физические лица, объединения, корпорации могут быть в числе пайщиков БФР, причем пакет акций каждого из таких членов не должен превышать 25 тысяч долларов. Права голоса у них нет.
Основой банковской системы ФРГ является Немецкий Федеральный банк (НФБ), выступающий в качестве центрального банка страны. Он был создан вскоре после второй мировой войны оккупационными властями западных зон в 1948 году. Законом о Немецком Федеральном банке, который был принят Бундесратом 26 июля 1957 г., проведено слияние Берлинского Центрального банка, центральных банков земель с Банком немецких земель.

С очень незначительными изменениями Закон о НФБ действует и в настоящее время. НФБ имеет свои представительства в столицах земель, некоторое число главных филиалов (58) и филиалов (170) по всей территории ФРГ.
В соответствии с Законом НФБ является юридическим лицом публичного права. Его основной капитал принадлежит Федерации.

Основной задачей банка считается регулирование денежного обращения и кредита в целях обеспечения устойчивости валюты. НФБ стремится к развитию банковского платежного оборота как в стране, так и с заграницей.

Закон предоставляет банку право участвовать в Международном компенсационном банке, а с согласия федерального правительства и в других учреждениях, которые обслуживают межнациональную валютную политику, обеспечивают международный платежный и кредитный оборот.
В центре кредитной системы Франции находится Банк де Франс, созданный в 1800 году в форме акционерного общества с капиталом 30 млн. франков. Через 145 лет после своего образования он становится центральным государственным банком страны.
Банк де Франс имеет право принимать регламенты и вырабатывать нормы профессиональной деятельности.
Банк де Франс уполномочен давать заключения по всем вопросам кредитной политики. Он участвует в подготовке и проведении мероприятий, осуществляемых в этой области на основе постановлений правительства.
Банк де Франс в настоящее время превратился из банка, обслуживающего кредитные учреждения и частных лиц, в "банк банков". Главными его клиентами являются банки и государство.

Несмотря на это, законодательство не исключает предоставления кредитов частным лицам. Однако всего несколько Предпринимателей, имеющих с давних пор счета в этом банке, продолжают пользоваться его услугами. Рассмотрим теперь Банк России. Уставный капитал и имущество ЦБ нашего государства являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется.

Банку России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых органах (следовательно, не платит налогов), хотя и является юридическим лицом. Однако, на деятельность ЦБ наложен и ряд ограничений (например, ЦБ РФ не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также ограничено).
Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства.
Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.
Порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом директоров.
Таким образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу1. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты (в отличие от Банка Англии, который издает так называемые просьбы).

Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место, занимаемое Банком России в финансово-кредитной системе страны практически не отличаются от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых; незначительные отклонения могут лишь быть объяснены путем исторического развития банковских систем.

Организация и структура управления центральным банком

Четкое функционирование центральных банков обеспечивается законодательно закрепленной системой управления этим важнейшим финансово-кредитным механизмом. Центральные банки, в том числе принадлежащие государству, строятся как акционерные общества.

В связи с этим построение органов управления центральных банков в общих чертах совпадает с аналогичной структурой иных национальных компаний. Высшим органом управления Банка Англии является директорат, возглавляемый управляющим. В директорат также входят заместитель управляющего и 16 директоров (четыре штатных и 12 по совместительству) из числа руководителей крупнейших компаний, в том числе банковских.

Управляющий назначается правительством на срок в пять лет; срок полномочий директоров (назначаемых в том же порядке) - четыре года. За ущерб, возникший в ходе осуществления функций Банка Англии по Закону 1987 г., члены директората отвечают лишь в случае, когда доказана их недобросовестность.
Для обсуждения конкретных практических вопросов при директорате действует специальный комитет казначейства, в состав которого входят управляющий, его заместитель и пять директоров.
Организационное строение Банка Италии характеризуется известной сложностью, что отражает специфику исторического пути его развития от частного банка к государственному со смешанным капиталом. Внутренняя структура Банка такова: во главе его стоит Совет директоров, состоящий из 12 членов и председателя.

Центральный совет проводит в жизнь решения Межминистерского комитета, в состав которого входят председатель - министр казначейства, министр сельского хозяйства, министр внешней торговли, министр промышленности и торговли, министр труда и президент Банка Италии и решения которого обязательны для государственного банка.
Местонахождение центрального банка Италии - г. Рим. Здесь расположены центральные органы управления банком.

Система центрального банка включает в себя подразделения его центральных органов и 97 отделений, расположенных в главных городах провинций, ряд представительств за рубежом.
В соответствии с уставом центрального банка система его руководящих органов включает в себя общее собрание акционеров, Совет директоров, Исполнительный комитет и Совет аудиторов.
Общее собрание акционеров проводится 31 мая каждого года под председательством главы Совета директоров. В работе общего собрания участвуют акционеры, каждый из которых владеет по меньшей мере 100 акциями в течение 3-х месяцев.

Акционеры, владеющие акциями, число которых колеблется от 100 до 500, имеют один голос на общем собрании; каждые 500 акций свыше 500 дают один дополнительный голос. Основные функции общего собрания - утверждение годовых отчетов, назначение аудиторов, установление размеров вознаграждения членов Совета директоров и Совета аудиторов.
Директоров выбирают на собраниях акционеров, проводимых на местах, сроком на 3 года. Однажды избранные директора могут быть избраны на ту же должность вновь.

Совет директоров осуществляет общее управление делами банка, а также назначает председателя, генерального директора и двух заместителей генерального директора.
Эти назначения должны быть утверждены декретом Президента Республики, издаваемым по предложению премьер-министра, с одобрения министра казначейства и с учетом мнения Совета Министров.
При решении особо важных вопросов Совет директоров проводит консультации с Исполнительным комитетом, включающим в себя четырех директоров, которые назначаются на эти должности ежегодно. Председатель Совета директоров одновременно является председателем Исполнительного комитета.

На заседаниях Совета директоров и Исполнительного комитета присутствуют генеральный директор (с правом совещательного голоса), два заместителя генерального директора и председатель - министр казначейства.
Непосредственное управление банком осуществляет директорат, возглавляемый председателем Совета директоров. Помимо председателя в директорат входят генеральный директор и два его заместителя.
Федеративный характер США находит свое отражение в структуре организации банков Федерального резерва. Управление в БФР осуществляется Советом директоров численностью девять человек.

Совет директоров состоит из трех классов ( все данные должности выборные): А три члена от банковских кругов; В три члена от представителей торговли, сельского хозяйства и промышленности и С три члена, назначаемые Советом управляющих СФР.
Директорами класса А не могут быть сенаторы и конгрессмены, класса В и С - должностные лица, директора и служащие банков.
БФР как полномочная корпорация может:



Содержание раздела