Прежде чем стать универсальным кредитным институтом, банки прошли более 300-летний период своего развития и по праву заняли свое место в системе экономических отношений.
Деятельность банков на начальной своей стадии была связана с отдачей под залог, на хранение или получением в кредит сельскохозяйственной продукции и ремесленных изделий. Появление денег в виде монет, а затем, и создание денежных систем повлекли за собой ее стремительное развитие.
Возникает денежно-кредитная система.
Первые кредитные институты учреждались преимущественно для приема денег на хранение от частных лиц и выполнения за них платежей. Новая история банков начинается со времени расцвета итальянских республик (ХШ-Х? вв.).
Затем банки становятся крупными резервуарами, куда медленно стекаются деньги про запас и откуда они не всегда выходят с надлежащей предусмотрительностью. Коммерческие банки вырастают в универсальные денежно-кредитные организации, которые не только кредитуют и производят прием вкладов, но и проводят операции с ценными бумагами.
Возникают центральные банки.
Сущность банков раскрывается в тех задачах, которые они решают. В современной экономической организации жизни общества банки решают три основные задачи:
- посредничество на денежном рынке между лицами имеющими свободные средства, и лицами, которые нуждаются в таких средствах;
- регулирование денежного обращения;
- управление платежным оборотом.
В услугах банков нуждается большая часть граждан, фирм и государство. Обращаясь в банк за помощью, они становятся его клиентами.
Кредитные организации, принимая вклады и предоставляя ссуды, играют роль финансового посредника, что является жизненно важным условием нормального функционирования экономики.
Основным органом денежно-кредитного регулирования и банком-кредитором других банков выступают государственные центральные банки. Коммерческие банки служат орудием денежного и вексельного обращения, источником выдачи долгосрочных и краткосрочных кредитов как для юридических, так и для физических лиц.
Наряду с банками существует и кредитная кооперация.
Регулируя денежную массу, банки могут влиять на цены, инвестиционные процессы, на потребление и сбережение населения, объем национального производства и темпы экономического роста.
Разделяя мнение о том, что роль кредита заключается в ускорении процесса воспроизводства, мы распространяем его и на дом кредитов - банки. Но ускорение может носить обоюдоострый характер.
Можно, например, резко увеличить количество денег в обращение. Последствия этой меры известны, - это рост цен, который называют инфляцией (хотя, видимо, рост цен - это следствие, а не причина).
Банки ускоряют все: и сорняковые, или негативные процессы, и хорошие экономические ростки -т.е. банки удобряют экономическую почву.
Особую роль играют банки в решении социальных задач. Социальные последствия имеют противоречивый характер.
Так, банки могут оказать помощь при покупке вещей и недвижимости. Это можно расценивать как помощь в трудную минуту, но лишь в том случае, если банк не превращается в Гобсека-ростовщика.
Кроме того, банки размещают громадные деньги от своего имени, но порой не возвращают даже того, что является вкладом другого лица, т.е. деньгами, которые должны быть возращены по первому требованию. В условиях долларизации экономики существует также опасность того, что банки, скупая валюту, работают на укрепление экономики других стран, например США.
Велика роль банков и во внешнеторговых расчетах и обслуживании туризма, активно внедряются также банковские карточки.
Концепция развития денежно-кредитной системы представляет собой систему взглядов на понимание процессов, которые происходят в банковской сфере.
Концепция развития денежно-кредитной системы МВФ и Мирового банка. Возникновение большого количества коммерческих банков в странах бывшего СССР обнаружило структурную слабость банковских систем этих стран.
Средний показатель недействующих кредитов в этих странах составляет в настоящее время 18%; основная доля проблемных кредитов около 73% приходится на крупнейшие банки. Доля банковских услуг в ВВП колеблется от 4 до 20%, тогда как в странах ОЭСР она превышает 80%.
В конце 1995 г. МВФ и Мировой банк в сотрудничестве в центральными банками промышленно-развитых стран предложили структурную перестройку банковских систем бывших союзных республик, предполагающая решение следующих вопросов: распределение потерь, создание инфраструктуры для управления проблемными банками. Официальная стратегия перестройки банковской системы была разработана в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии.
В Белоруссии и России перестройка была отложена. В целом к группе стран, достигших значительного прогресса в структурной перестройке банковской системы относятся: Эстония, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Молдавия; к группе стран с умеренным прогрессом - Армения, Азербайджан, Литва, Россия; к странам с ограниченным прогрессом - Белоруссия, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.
Приоритетными задачами повышения роли банков являются: определение степени недостатка собственных средств по сравнению с масштабами деятельности банковской системы; классификация банков по степени их важности и жизнеспособности; решение вопросов реструктуризации банков.1
Концепция развития денежно-кредитной системы отечественных ученых. По мнению отечественных экономистов, в будущем неминуем переход к новому руководству коммерческими банками.
Это связано с необходимостью укрупнения банков и целесообразностью разграничения системы долгосрочного и краткосрочного кредитования. В итоге кредитная система России может быть представлена в следующем виде:
Современная | Предполагаемая 1 |
Центральный банк РФ | Федеральный банк России |
Центральные коммерческие банки РФ: - земельный банк; - торгово-промышленный банк; - сберегательный банк; - банк малого предпринимательства; - банк внешнеэкономических связей |
|
Кредитные организации (КО) | Региональные коммерческие банки |
- банковские КО | |
- небанковские КО |
Сначала был упразднен Заемный банк (31 мая 1860 г.), дела которого были переданы в С.- Петербургскую сохранную казну. Затем сохранные казны и приказы должны были прекратить банковские операции и передать свои депозиты учрежденному Государ-ственному банку, к которому перешли также дела Государственного коммерческого банка.
Политика использования средств банка казначейством, его полное подчинение министерству финансов препятствовали банку стать подлинно центральным банком - органом денежно-кредитной политики в России. Банк не являлся эмиссионным, и только технически, по поручению Министерства финансов, осуществлял выпуск в обращение и изъятие кредитных билетов.
Государственный банк находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений, который избирал двух депутатов от дворянства и купечества для постоянного контроля за исполнением банком устава. Эти депутаты присутствовали на заседаниях правления банка для проверки его действий.
Банк проводил коммерческие и другие виды операций. К коммерческим операциям относился учет векселей и других срочных обязательств, выдача ссуд и открытие кредитов, прием вкладов на хранение, покупка и продажа векселей и других ценностей, перевод денежных сумм и комиссионные сделки.
В целом кредитная система Российской Империи состояла из нескольких частей. После создания Государственного банка правительство отказалось от своей монополии на банковское дело и стало разрешать устройство акционерных и городских банков, а также обществ взаимного кредита. Кредитование частных предприятий осуществляли группы акционерных коммерческих банков. Особое место в кредитной системе занимали ипотечные банки, которые выдавали ссуды под залог недвижимости.
В составе банковской кредитной системы имелись городские банки и ссудосберегательные товарищества.
До Первой мировой войны ресурсы Государственного банка направлялись в частную торговлю и промышленность. За время войны и революции произошли коренные изменения, повлиявшие на характер деятельности Государственного банка.
У центрального банка появился новый должник - Государственное казначейство, которое уже к концу июля 1915 г. заняло сумму вдвое большую, чем ему были должны все остальные клиенты вместе взятые.
После Октябрьской революции в наследство новой власти перешло, расстроенное вследствие громадного количества денег, выпущенных в обращение, финансовое хозяйство. В условиях, когда ставился вопрос о существовании самой денежной системы, никакой почвы для кредитных учреждений не осталось.
В течение двух лет после национализации (1919-1921гг.) развитых форм кредитных отношений и банковских кредитных организаций в России не было.
Исходя из марксистской теории, партия большевиков еще до революции выдвинула программные требования - установление государственного контроля над всеми банками, слияние всех банков в единый , национализацию банков.
В 1921 г. наметились изменения в экономической политике. Новая экономическая политика подготовила почву для развития кредитных отношений.
Одним из первых актов нэпа был декрет об учреждении Государственного банка Российской Республики, который открыл свою деятельность 16 ноября 1921 года. Первым председателем Госбанка (РСФСР) был А.Л.
Шейнман.
Главный банк страны возник на началах кредитной монополии, но уже в период с конца 1921 г. до весны 1922 г. стало ясно, что не исключается возможность существования наряду с ним других кредитных учреждений. К моменту издания декрета от 15 июня 1927 г. "О принципах построения кредитной системы" взаимоотношения Госбанка с прочими банками краткосрочного кредита обострились. После оживленной дискуссии правительство приняло ориентацию на создание единого банка, но с сохранением существовавших банков до определенного времени.
Первый устав Госбанка СССР был утвержден в 1929 г. Управление Банком осуществлялось согласно уставу Советом состоящим из 40 членов и Правлением государственного банка.
Кредитная реформа 1930-1932 г. свернула достижения новой экономической политики и закрепила принцип единого банка. В начале тридцатых годов Госбанк уже являлся единым центром краткосрочного и долгосрочного кредитования сельского хозяйства.
Тогда же были образованы и специализированные банки - Промбанк, Сельсхозбанк, Торг-банк, Цекомбанк.
После кредитной реформы 1930-1932 гг. Госбанк СССР превратился в общегосударственный центр кредитования производства и обращения, в эмиссионный, расчетный и кассовый центр с сетью филиалов по стране. Но при этом Госбанк СССР длительный период времени прямо или косвенно был лишен самостоятельности.
Так Постановлением Совета Министров СССР О Госбанке СССР (май 1946г.) он выл введен в Состав Минфина СССР, а председателем банка стал заместитель Министра финансов. В 1954 г. роль Госбанка была повышена, но одновременно за период с 193 8-1992гг. из двенадцати председателей, половина была назначена с должностей первых заместителей Министра финансов, половина - с партийных постов.
В Российской империи, из восьми управляющих за 1860-1917 гг. четыре председателя были выдвинуты с должности заместителя управляющего (товарища председателя). В СССР за 1921-1991 гг. в председатели было выдвинуто из числа заместителей только два банкира.
В условиях административно-командной экономики кредитные отношения носили распределительный характер. В этот период характерной чертой экономики Советского Союза была стабильность. Однако эта стабильность уже носила черты застоя.
Госбанк обладал практически неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась по сути к распределению кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на цели, предусмотренные планом.
Банковские учреждения несли ответственность главным образом перед вышестоящими организациями, а не перед клиентами.
В июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил начало более широкомасштабной экономической реформы.
Вскоре после пленума был опубликован Закон о государственном предприятии, который вошел в силу в январе 1988 г., в соответствии с которым были отменены официальные плановые задания, и предприятия получили возможность беспрепятственно повышать цены. Серьезным шагом на пути рыночных реформ стал Закон о кооперации, принятый в мае 1988 г. По этому закону практически любое частное предприятие, принадлежащее по крайней мере трем владельцам, считалось кооперативным.
В результате возникли сотни новых кооперативных коммерческих банков.
В 1989 г. были созданы национальные банки в Эстонии, Латвии и Литве. В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета РСФСР О Государственном банке РСФСР.
В конце 1990 г. впервые на государственном уровне принимаются Законы О государственном банке СССР и О банках и банковской деятельности.
Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения роли банковской системы в механизме управления экономикой. Начатая в 1987 г. реорганизация, предусматривала изменение структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг.
Реформирование банковской системы постепенно создавало экономические и правовые основы для отхода от монополии Госбанка и возникновения двуединой банковской системы. С одной стороны, действовали государственные банковские учреждения, имевшие разветвленную сеть отделений на местах, а, с другой стороны -, стали возникать новые банки на паевой и акционерной основе: кооперативные и коммерческие банки.
Внутри второй системы начала складываться новая модель кредитования, основанная на рыночных отношениях.
В результате распада СССР в конце 1991 г. Госбанк был упразднен, его активы разделены между новыми республиканскими центральными банками, на территории государств СНГ и в Прибалтийских государствах возникли независимые центральные банки. Банк внешнеэкономических связей СССР официально сохранялся как союзный орган, потому что стал банкротом.
Что касается роли банковской системы в советский период, то о ее месте свидетельствуют следующие сопоставления:
ВЛОЖЕНИЯ СРЕДСТВ В НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО3 млрд, руб |
|||||||||||||||||||||
|
ОТДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВЛОЖЕНИЯ СРЕДСТВ В 1997-1998 ГГ. (январь-сентябрь)4 _млрд, руб. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
При рассмотрение ситуации последнего десятилетия на международных денежнофинансовых рынках и эволюцию системы государственного регулирования, можно отметить возникновение качественно новой среды. Существенно измененилась структура банковского сектора США и ЕС, а также России и восточноевропейских стран.
Крупнейшие европейские банки стремятся проводить политику укрепления конкурентоспособности по отношению к банкам США и Японии. Примером может служить Deutsche Bank, который за последние годы осуществил широкую географическую диверсификацию своей деятельности в рамках Европейского Сообщества (ЕС).
Структура банковского сектора ЕС характеризуется следующими данными. В 1992 г. банки-члены ЕС, входящие в число 1000 крупнейших мировых банков и составляющие в нем одну треть по численности, сконцентрировали более одной трети активов.
В то же время средний объем активов банков ЕС (28,5 млрд, долл.) был значительно меньше, чем у японских (66,7 млрд.), но больше американских (14,8 млрд.). В 1992 г. 10 крупнейших банков ЕС имели 27% совокупных активов банков содружества, включенных в список 1000. Для Японии этот показатель составил 50 и США - более 40%.5
В России в августе 1998 г. произошел не только финансовый кризис, но и кризис банковской системы. Деятельность Центрального банка оценивается негативно.
В программном документе "Основные направления единой государственной денежнокредитной политики на 1999 год были даны предложения по частичному решению названных проблем, которые необходимо выполнять на протяжении всего года.
В настоящее время многие коммерческие банки оказались в сложном финансовом положении, что привело к сокращению их числа. В поисках приемлемого выхода из создавшейся ситуации они готовы влиться в крупные банковские структуры.
Правильно организованный процесс реструктуризации банков может оздоровить банковскую систему, не допустить новых цепных крахов. Риск потери ликвидности не позволяет одним банкам активно присоединять другие коммерческие банки, среди которых есть вполне нормальные, способные к восстановлению эффективной банковской деятельности.
Количество и структура кредитных организаций | 1.01.1998 | 1.11.1998 |
1. Зарегистрировано КО - всего | 2552 | 2495 |
1.1 .банковских КО | 2526 | 2467 |
1.1.1.со 100%-ным иностранным участием в капитале | 16 | 18 |
1.2.небанковских КО | 26 | 28 |
1.2.1. зарегистрированные другими странами | 3 | 2 |
2. Филиалы КО | 6353 | 4597 |
- Агропромбанка | 1199 | 111 |
- Сбербанка | 1928 | 1876 |
- банков со 100%-ным участием в капитале | 0 | 4 |
- филиалы за рубежом | 10 | 6 |
3. КО осуществляющие банковские операции | 1697 | 1509 |
3.1. банковские КО | 1675 | 1481 |
3.2. небанковские КО | 22 | 28 |
4. Виды лицензий КО на | ||
- привлечение вкладов населения | 1589 | 1397 |
- осуществление операций в иностранной валюте | 687 | 634 |
- генеральные лицензии | 262 | 261 |
- проведение операций с драгоценными металлами | 76 | 106 |
5. Зарегистрированный уставный капитал КО, млн руб | 33158 | 49143 |
6. КО, у которых отозвана лицензия | 852 | 988 |
7. КО подлежащие ликвидации | 408 | 470 |
7.1. в связи с отзывом лицензии | 85 | 140 |
7.2. в связи с добровольным решением участников | 4 | 4 |
7.3. в связи с реорганизацией | 319 | 326 |