По некоторым оценкам, перевод 1% ВВП кредиторам в счет обслуживания долга снижает уровень капиталовложений в стране-должнике на 0,3% ВВП. В результате они не смогли откликнуться на экономический подъем западных стран во второй половине 80-х годов.
В западных странах осознали невозможность выхода из тупика лишь на основе стихийного действия рыночных сил.
Правящие круги ведущих стран пришли к выводу, что наиболее разумная для них политика управления внешним долгом заключается в поддержании кредитоспособности стран-должников на оптимальном для кредиторов уровне.
Чистый бюджетный выигрыш зависит, среди прочего, от скидки, с какой правительство перевело долг. Хотя операции по переводу долга в акции могут вызвать инфляцию, при приватизации государственных предприятий это не отмечается, поскольку не происходит обычно увеличения денежной массы, а обмениваются активы. Подобного рода конверсия долга использовалась для финансирования программ приватизации в целом ряде стран.
Обычно считается, что конверсия долга в ценные бумаги помогает увеличивать приток капитала в страны-должники, стимулируя дополнительные иностранные прямые капиталовложения. Оценки чистых выгод от притока прямых инвестиций противоречивы, но в любом случае такие операции требуют расходов иностранной валюты. Перевод прибылей и дивидендов может вызывать давление на платежный баланс в будущем.
Проблемы обычно возникают в периоды экономических спадов, когда компании стремятся репатриировать свои капиталы.
В отношении официальной задолженности западные страны проводили различную политику в зависимости от кредиторов. Пересмотр долгов, которыми владели международные институты, осуществлялся отдельно от долгов, принадлежащих банкам. Обязательства перед международными институтами, в частности перед МВФ и МБРР, должны были выполняться в полном объеме и не подлежали пересмотру, хотя целый ряд стран имел просроченные платежи.
В связи с этим в 1990 г. Фонд принял определенный механизм разрешения проблем просроченных платежей.
Одна из причин подобного подхода заключается в том, что международные институты, за исключением МВФ, мобилизуют средства не через правительства, а на финансовых рынках, где размещаются их ценные бумаг. Правительства выступают держателями акций международных институтов, вносят основной капитал, большая часть которого может быть не оплачена, что имеет существенное значение для нормального функционирования институтов. Рынок сохраняет конфиденциальность, обеспечивая институтам высокий кредитный авторитет, что позволяет им устанавливать по их долговым бумагам относительно низкие проценты.
Пересмотр государственных долгов обычно обсуждается в Париже неформальной группой кредиторов, которая встречается в помещении министерства финансов отдельно от банковского комитета. Помимо определения условий пересмотра долгов в каждом отдельном случае Парижский клуб установил общие подходы к различным группам стран исходя из уровня дохода на душу населения. Участники Парижского клуба принимают во внимание договоренности, достигнутые на совещании глав государств и правительств семи ведущих западных стран.
Ряд правительств стран-кредиторов, в частности, Франция и США, определяли свои подходы по пересмотру задолженности ряда стран вне рамок Парижского клуба.
Частные долги переоформляются в рамках Лондонского клуба банков. Лондонский клуб является консультативным комитетом крупнейших частных банков-кредиторов. Он ведет переговоры с правительствами стран-должников по вопросам пересмотра их частной задолженности.
Переговоры обычно ведет один из банков по поручению других банков, участвующих в консультативном совете.
В результате принятых мер по урегулированию кризиса международной задолженности произошли изменения в величине и в структуре долгов, а также в размерах выплат по их обслуживанию.
9.3. Состояние международной
задолженности в 90-е годы
Общая характеристика. Общий объем внешней задолженности значительно увеличился. Ее мировой объем, включая долговые обязательства развитых стран, составляет порядка 20% ВМП.
90-е годы характеризовались новыми ситуациями в международной задолженности: появилась новая группа крупных должников — страны СНГ. В 1999 г. их внешняя задолженность достигла 328 млрд долл. Это создало новое явление в глобальной структуре международного рынка ссудного капитала, определяемое движением ресурсов с Запада на Восток.
В ряде случаев бремя обслуживания долгов оказалось высоким для этих стран. Некоторые не смогли полностью проводить выплаты по долгам.
Общий объем внешней задолженности развивающихся стран и стран с переходной экономикой увеличился более чем в два раза (2,5 трлн долл. в 2000 г. против 1 трлн долл. в 1986 г.)
Предпринятые меры по урегулированию кризиса международной задолженности развивающихся стран и стран с переходной экономикоQ незначительно изменили положение. Чтобы преодолеть кризис задолженности, этим странам нужно было достичь кредитоспособности, что было в основном достигнуто.
В аналитических целях считается, что страна должна соблюдать определенные соотношения между уровнем долга и другими переменными:
• отношение между размерами обслуживания долга, куда входят погашение основной части долга и выплата процентов, и экспортными поступлениями,