d9e5a92d

Норма валовых, внутренних сбережений и капиталовложений в ДРК


Все это также не могло не сказаться на темпах экономического роста страны.
Таблица 32.1

Норма валовых, внутренних сбережений
и капиталовложений в ДРК (% ВВП)


Страны


Капиталовложения
Сбережения


1965
1980
1988
1999
1965
1980
1988
1999
ДРК
14
10
11
8
30
10
8
9
Тропическая Африка
14
24
15
17
14
26
12
14


И с т о ч н и к: World Development Report 1990, 2000. The World Bank; World Development Indicators 1999. The World Bank.

Отрицательное воздействие на динамику капитальных вложений помимо политической нестабильности оказывал дефицит собственных квалифицированных кадров, низкий уровень управления. Низкий уровень развития производительных сил проявляется во всех секторах хозяйства.
Сельское и лесное хозяйство. Основной отраслью экономики ДРК является сельское хозяйство. В нем занято 58% мужского и 81% женского экономически активного населения страны.

В сельском и лесном хозяйстве создается около 60% ВВП.
ДРК располагает масштабными запасами древесины и в том числе многими видами ее редких пород. В частности, в отдельные годы страна являлась крупным поставщиком на мировой рынок красного дерева.
Темпы развития сельского хозяйства, хотя и проявляют в последние 20 лет тенденцию к росту, тем не менее отстают от потребностей национальной экономики. В среднем за 1965— 1997 гг. сельскохозяйственное производство увеличивалось на 2% ежегодно. Наиболее низкие темпы роста сельскохозяйственного производства (менее 2%) наблюдались в 1965—1980 гг.

В 1980—1990 гг. среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства составили 2,5% и в 1990—1999 гг. — 2,9%.
По уровню развития аграрный сектор ДРК уступает многим государствам Тропической Африки. Например, в среднем по региону на душу населения приходится 0,25 га обрабатываемой земли, тогда как в ДРК — всего 0,15га. На 1000 га обрабатываемой земли в среднем по Тропической Африке приходится 18 тракторов, в то время как в ДРК — всего четыре трактора.
Низкий уровень оснащенности и недостаточные темпы роста сельского хозяйства в конечном счете связаны с отсталым характером аграрных отношений в стране. Для аграрного строя Демократической Республики Конго, как и для Тропической Африки в целом, характерно преобладание докапиталистических и раннекапиталистических форм землевладения. До сих пор в стране распространено общинное землевладение. Менее развито частнокапиталистическое землевладение коренного населения.

Имеется иностранное частнокапиталистическое землевладение, составлявшее в прошлом основу так называемого европейского сектора сельскохозяйственного производства, занятого выращиванием экспортных культур.
Главные культуры европейского сектора сельскохозяйственного производства — каучуконосы (в прошлом страна обеспечивала до 17% всего сбора натурального каучука в Африке), масличная пальма, кофе, чай и хлопок. В результате длительного периода политической нестабильности масштабы производства в европейском секторе сельского хозяйства существенно сократились. Сокращение затронуло прежде всего производство натурального каучука, пальмового масла, хлопка, т.е. продуктов, некогда являвшихся важными статьями экспорта и в отношении которых страна располагает значительными сравнительными преимуществами.

Главной экспортной культурой ДРК стало кофе.
Продукция другого сектора сельскохозяйственного производства — африканского — ориентирована на внутренний рынок. Главные культуры африканского сектора — клубнеплоды (маниок, ямс), маис, сорго, просо, рис. При этом доля таких традиционных продуктов питания, практически не являющихся объектом торговли за пределами африканского континента, как клубнеплоды в рационе питания населения ДРК, является самой высокой среди африканских стран и составляет 56,2% при аналогичном среднем показателе по всей Африке в 14,9%.
В африканском секторе сельскохозяйственного производства страны все еще достаточно широко распространена такая экстенсивная по своей сути система земледелия, как переложное земледелие. В то же время смешанные земледельческо-животноводческие хозяйства и система орошаемого земледелия практически не развиты. Достаточно сказать, что в ДРК ирригацией охвачено всего 0,1% земель, занятых в растениеводстве, при аналогичном среднем показателе по региону Тропической Африки в целом в 4%.


Отставание сельского хозяйства неоднократно приводило страну на грань критического положения с продовольствием и в конечном итоге подвело к прочной зависимости от его поставок извне. В отдельные годы вынужденный импорт зерновых ДРК превышал 400 тыс. т в дополнение к международной продовольственной помощи объемом более 170 тыс. т.
Промышленность. Еще более тревожная картина наблюдается с темпами роста промышленного производства. Их резкое снижение началось во второй половине 70-х годов.

В 1980—1990 гг. промышленное производство увеличивалось всего на 0,9% ежегодно. В 1990—1999 гг. среднегодовые темпы роста промышленности вообще были отрицательными и составили минус 11,7%. В целом за период 1965—1997 гг. объем промышленного производства страны в среднем ежегодно сокращался на 3%. Приведенные данные указывают на то, что в ДРК по сути проходил процесс вынужденной деиндустриализации.

Такой же вывод можно сделать и на основании происшедших в последние 30 лет изменений доли промышленности в ВВП. Если в 1965 г. она составляла 26%, а в 1980 г. — 33%, то в 1999 г. — лишь 17%. Причем падение темпов роста происходило как в добывающих, так и в обрабатывающих отраслях.
Исторически особая роль в экономике ДРК принадлежит горнодобывающей промышленности. Именно увеличение добычи и вывоза в метрополию минерального сырья являлось главной экономической задачей бельгийской администрации в колониальный период. Именно с расширением производства и экспорта того же минерального сырья во многом связывал перспективы экономического развития страны правящий диктаторский режим в 70-90-е годы. Вместе с тем на протяжении 80-х и 90-х годов производство большей части видов минерального сырья не увеличивалось, а уменьшалось.

Доля добывающей промышленности в ВВП страны сократилась с 19% в 1980 г. до 8% в 1997 г. Спад в добывающей промышленности обусловили причины как внутреннего, так и внешнего порядка.
Главная внутренняя причина сокращения добычи минерального сырья — это, конечно, политическая нестабильность в стране в 90-е годы. Вместе с тем спаду в горнодобывающей промышленности в немалой степени способствовало и недостаточное внимание к обновлению основного капитала на ее предприятиях. В этом плане ситуация в ДРК аналогична положению в большинстве развивающихся стран региона, где доходы от экспорта минерального сырья на протяжении длительного периода не реинвестировались в добывающие отрасли и обслуживающую их инфраструктуру, а переводились в западные страны.

Важную роль в ухудшении ситуации в добывающих отраслях сыграло падение мировых цен на ряд сырьевых товаров, являющихся важными статьями экспорта ДРК. Так, мировые цены на медь и олово в 1990—1998 гг. были в среднем соответственно на 30% и 77% ниже уровня цен 1980 г.
Развитие горнодобывающей промышленности невозможно без хорошо налаженного энергоснабжения и развитой транспортной инфрастрктуры. Что касается первого, то ДРК в отличие от многих государств региона не только имеет потенциально большие запасы гидроэнергии, но и располагает установками их промышленного использования. Мощность ГЭС Инга на реке Конго составляет 2300 тыс. кВт, что позволяет стране не только снабжать электроэнергией районы сосредоточения добывающих предприятий, но и экспортировать ее в Анголу, Бурунди, Замбию и Конго.
Однако транспортная инфраструктура ДРК не соответствует потребностям развития добывающей промышленности страны. Основные транспортные маршруты в ДРК предполагают комбинированное использование железнодорожного и водного транспорта, что само по себе увеличивает как время транспортировки грузов, так и транспортные издержки. При этом всего один такой маршрут целиком проходит по территории ДРК, но является достаточно сложным, ибо предполагает транспортировку сырьевых грузов из провинции Шаба по железной дороге до г. Льебо, затем водным транспортом по рекам Касай и Конго до г. Киншасы, затем опять по железной дороге до г. Матади и оттуда вновь водным транспортом до атлантического порта страны — Банана. Главные маршруты транспортировки внешнеторговых грузов поэтому традиционно пролегают через территорию других государств (Анголу, Замбию, Зимбабве, Мозамбик и Танзанию).

При этом в течение длительного времени из-за нестабильной политической обстановки в субрегионе транспортировка грузов через Анголу и Мозамбик не осуществлялась. Как следствие исключительно важной для перспектив развития горнодобывающей промышленности ДРК является практическая реализация давно вынашиваемых планов строительства железной дороги, которая связала бы г. Льебо со столицей ДРК — Киншасой. Это позволило бы обеспечить прямое железнодорожное сообщение от основной минералодобывающей провинции страны — Шаба до г. Матади с выходом к атлантическим портам страны.



Содержание раздела