Остальные развивающиеся страны относятся к числу государств с импортной направленностью лицензионной торговли и к странам с эпизодическим характером лицензионной торговли.
В международной лицензионной торговле важную роль играет внутрифирменный обмен технологиями в рамках ТНК. Особенно велика роль внутрифирменной лицензионной торговли в США (свыше 75% экспортных постуWлений по лицензионным соглашениям промышленных компаний).
Ведущие отрасли лицензионной торговли – электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники.
Самостоятельные позиции в международной торговле услугами занимает торговля инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР под воздействием НТР и концентрации капитала в области инженерной деятельности.
Инжиниринг - это инженерно-консультационные услуги, обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов.
Вся совокупность инжиниринговых услуг может быть разделена на две большие группы: услуги, связанные с подготовкой производственного процесса, и услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции.
Экспортный инжиниринг осуществляется, как правило, специализированными инженерно-консультационными (инжиниринговыми) фирмами, а также международными и транснациональными промышленными и строительными компаниями.
Международный рынок инжиниринговых услуг тесно связан с рынком объектов капитального строительства. Инжиниринговые фирмы часто выступают в роли генеральных поставщиков и генеральных подрядчиков при поставках комплектного оборудования и сооружении объектов. Они подписывают с заказчиками контракты на сооружение промышленных и иных объектов, разрабатывают проекты, заключают контракты с субпоставщиками оборудования и материалов, привлекают, будучи генеральными подрядчиками, к выполнению работ строительные и монтажные субподрядные фирмы, неся полную ответственность за выполнение обязательств по контрактам с заказчиком и сдавая объект на условиях “под ключ”.
В последние годы крупные инжиниринговые фирмы стали выступать лидерами консорциумов, объединяющих на основе солидарной ответственности поставщиков оборудования и производителей работ. В этих случаях они принимают на себя разработку общих проектов и организацию работы консорциума.
Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых капиталистических стран. Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах - нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок - африканский (главным образом, Северная Африка).
В 80-е и 90-е гг. в импорте инжиниринга возрастала доля промышленно развитых стран Европы и Азии. Началось проникновение западных инжиниринговых фирм на рынки Восточной Европы, СНГ и Китая.
Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других капиталистических стран: на Ближнем Востоке - Великобритании и ФРГ; в других государствах Азии - Великобритании и Японии; в Африке - Франции и Великобритании; в Латинской Америке - Канады и ФРГ. Растет также активность на внешнем рынке инжиниринговых фирм Скандинавии, Нидерландов и Швейцарии; началось проникновение сюда компаний Мексики, Бразилии, Республики Корея, Индии и ряда других развивающихся стран.
Говоря о географии мирового экспорта услуг в целом, отметим, что главными мировыми экспортерами и импортерами услуг являются развитые капиталистические страны (почти 80% экспорта и 3/4 импорта услуг). На страны “большой семерки” приходится почти половина мирового оборота услуг (табл. 9, 10).
Страна |
Экспорт |
|
в млрд. дол. |
в % от мирового |
|
1. США |
234 |
18,1 |
2. Великобритания |
100 |
7,7 |
3. Франция |
79 |
6,1 |
4. Германия |
76 |
5,9 |
5. Италия |
70 |
5,4 |
6. Япония |
61 |
4,7 |
7. Нидерланды |
48 |
3,7 |
8. Испания |
48 |
3,7 |
Окончание табл. 9
Страна |
Экспорт |
|
в млрд. дол. |
в % от мирового |
|
9. Бельгия-Люксембург |
35 |
2,7 |
10. Гонконг, Китай |
34 |
2,6 |
11. Австрия |
31 |
2,4 |
12. Канада |
29 |
2,2 |
13. Швейцария |
26 |
2,0 |
14. Республика Корея |
24 |
1,8 |
15. Китай |
23 |
1,8 |
16. Турция |
22 |
1,7 |
17. Сингапур |
18 |
1,4 |
18. Швеция |
17 |
1,4 |
19. Тайвань |
17 |
1,3 |
20. Австралия |
16 |
1,2 |
Таблица 10
Крупнейшие импортеры услуг среди государств мира в 1998 г.
Страна |
Импорт |
|
в млрд. дол. |
в % от мирового |
|
1. США |
162 |
12,5 |
2. Германия |
122 |
9,4 |
3. Япония |
110 |
8,5 |
4. Великобритания |
76 |
5,9 |
5. Италия |
69 |
5,4 |
6. Франция |
63 |
4,9 |
7. Нидерланды |
45 |
3,5 |
8. Канада |
35 |
2,7 |
9. Бельгия-Люксембург |
34 |
2,6 |
10. Австрия |
29 |
2,2 |
11. Китай |
29 |
2,2 |
12. Испания |
27 |
2,1 |
13. Тайвань |
23 |
1,8 |
14. Республика Корея |
23 |
1,8 |
15. Гонконг, Китай |
23 |
1,8 |
16. Швеция |
21 |
1,6 |
17. Бразилия |
19 |
1,5 |
18. Ирландия |
18 |
1,4 |
19. Сингапур |
18 |
1,4 |
20. Россия |
18 |
1,4 |
Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в мире. Так, американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, примерно в два раза превышающую весь экспорт услуг из этой страны.
Да и в этом экспорте доля американских ТНК составляет около 1/2.
Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран, хотя в целом их позиции остаются слабыми из-за недостаточного развития сферы услуг в большинстве из них, низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея - в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика - туристических, Сингапур - финансовых и др.
Доля стран с переходной экономикой в мировом вывозе услуг невелика. В настоящее время они выступают на мировом рынке главным образом как импортеры услуг. В частности, Россия в 1998 г. по импорту услуг находилась на 20-м месте J мире.
В ближайшее время вряд ли следует ожидать значительного роста экспорта услуг из стран с переходной экономикой, поскольку в них слабо развиты очень многие отрасли этой сферы. Когда же они со временем получат развитие, то будут, по-видимому, нацелены прежде всего на покрытие внутреннего неудовлетворенного спроса.
7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРИРОВАНИЕ
Международная специализация и международное кооперирование (МСКП) - важнейшие формы и элементы современного МРТ, предполагающие специализацию отдельных стран, фирм, объединений на производстве определенных видов готовой продукции, полуфабрикатов или на некоторых стадиях производственно-технологического процесса и кооперирование производителей для совместного выпуска конечной продукции. МСКП соответствует высокому уровню развития производительных сил и выступает в качестве одной из важнейших объективных предпосылок дальнейшего развития интернационализации хозяйственной жизни, усиления взаимосвязи национальных хозяйств. Сейчас на внешнем рынке циркулируют сотни тысяч полуфабрикатов, аналоги которых еще полтора-два десятилетия назад обращались только на внутрифирменном уровне.
Международная специализация производства (МСП) развивается в двух направлениях - производственном и территориальном. В свою очередь производственное направление подразделяется на межотраслевую, внутриотраслевую специализацию и специализацию внутри отдельных предприятий (фирм, объединений). В территориальном аспекте МСП предполагает специализацию отдельных стран, их групп и регионов на производстве определенных продуктов и их частей для мирового рынка.
Основные формы проявления МСП:
• предметная – специализация на производстве готовой продукции;
• подетальная – специализация на производстве частей, компонентов продукции;
• технологическая или стадийная – специализация на осуществлении отдельных операций или выполнении отдельных технологических процессов, например сборке, окраске, сварке, термической обработке, производстве отливок, поковок, заготовок и т.п.
В историческом плане МСП смещается от межотраслевой к внутриотраслевой.