d9e5a92d

Комиссия ООН по народонаселению


Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международная организация труда - специализированное учреждение ООН, регулирующее среди прочего вопросы миграции рабочей силы), организация набора рабочей силы должна производиться на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы. В настоящее время значительное число учреждений и организаций прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Как уже говорилось, деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Возрастает роль Международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченности и плановой международной мигра^ии, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.
Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихсямигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией.
Необходимо отметить, что международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами-участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные по отношению к третьим сторонам.
Так, в рамках ЕС подписан ряд конвенций, регулирующих международные потоки населения и рабочей силы. В их числе параграф 52 Римского договора 1957 г., вступивший в силу в 1968 г. и предоставляющий работникам шести стран-первоначальных членов ЕС право поиска работы в странах-участницах (позднее оно было распространено на все страны-члены ЕС); Шенгенское соглашение семи стран ЕС 1985 г., вступившее в силу в 1993 г. и устанавливающее на первом этапе единые визовые правила въезда в страны-участницы Соглашения, а затем с 1995 года предусматривающее полную ликвидацию системы контроля передвижения граждан на внутренних границах стран “семерки”.
9 декабря 1989 г. в ЕС принята “Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС”, закрепляющая право свободного перемещения каждого работника ЕС на территории сообщества.
В разделе I “Хартии” записано:
1) “Каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем”;
2) “Свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране”.


В “Хартии” декларируется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется его социальным объяснением.
По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококва-лифицированные кадры, инженеры может концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низкоквалифицированные работники окажутся менее мобильными.
Результатом миграции рабочей силы в ЕС может стать ее демпинг. Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов.
2.2.4. Основные тенденции и проблемы международной миграции рабочей силы на совместном этапе
Одна из главных закономерностей современной международной миграции заключается в значительном и постоянном увеличении ее масштабов, вовлечении в этот процесс практически всех стран. Это явление становится типичным в социально-экономической жизни современного общества. В начале 90-х гг. только в мировом капиталистическом хозяйстве насчитывалось не менее 25 млн. трудящихсямигрантов.

С учетом же их семей, мигрантов-сезонников и других категорий общая численность иммигрантов примерно в 3-4 раза выше. Более половины из них выехали из развивающихся стран, две трети из них находятся в промышленно развитых странах.
Основной поток международной миграции в последнее время устремляется в США. Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжащих возрастает до 1,3 млн. человек). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритая.

В качестве примера более локальных национальных центров притяжения мигрантов можно назвать Австралию, Канаду, нефтедобывающие страны Арабского Востока.
Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых мигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей данного государства (например, строительства, сферы услуг и др).
Степень зависимости экономики в целом или ее отдельных отраслей определяется показателем удельного веса иностранных рабочих в общем числе занятых, который рассчитывается по следующей формуле:






По классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну ввоза для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий 1 год. Существует и особая категория легальных мигрантов - рабочие фронтальеры, т.е. рабочие, ежедневно пересекающие границу, чтобы работать в соседнем государстве.
Сложной проблемой современного мира становится нелегальная миграция. Нелегальные мигранты - это лица, которые в поисках работы выезжают в страну нелегально или на законных основаниях (например, туристами, по приглашению) и нелегально трудоустраиваются. Дать количественную оценку этому явлению практически невозможно. Так, число подпольных иммигрантов в США колеблется в пределах от 2 до 13 млн. человек. Рост нелегальной иммиграции объясняется многими причинами.

Самая главная из них заключается в возможности для предпринимателя использовать самую дешевую и бесправную рабочую силу и получить при этом огромные прибыли.




Содержание раздела