Остается путь рационализации использования природных ресурсов в мировой экономике на согласованных между государствами началах и использование НТП для внедрения экологически чистых технологий. Реальный шанс на сохранение природных ресурсов и среды дают ресурсосбережение и утилизация отходов. Еще большие возможности в данном направлении открывает организация экономики на принципах рециклирования.
Это подтверждают успехи в ресурсосбережении за последние десятилетия, достигнутые в промышленно развитых странах.
Элементы экологической политики. Во многих странах мира были приняты комплексные программы охраны окружающей среды, предусматривающие широкий комплекс мероприятий. Экологизация экономического развития превратилась в одну из серьезных целей как на национальном, так и на международном уровнях. Определено, что защита окружающей среды — необходимый компонент экономического роста.
Парадокс заключается в том, что, вероятно, не более 200 компаний в мире сделали защиту окружающей среды одним из приоритетов своего экономического развития.
Сложность и многоплановость отношений между обществом и природой обусловили многоцелевой характер экологической политики. Важным ее звеном является мониторинг — система контроля, оценки и слежения за изменениями состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Его развитие осуществляется на государственной основе путем создания сети стационарных станций наблюдения с помощью авиакосмических средств контроля за изменениями параметров, характеризующих состояние среды.
Центральная роль в общей структуре экологической политики принадлежит системе оперативного управления охраны окружающей среды. Ее задача состоит в принуждении и побуждении предпринимателей с помощью определенного инструментария к конкретным практическим действиям природоохранного характера. Инструментарий основывается на законах, административных нормах и на рыночном подходе, включающем возмещение ущерба, платные нормы выбросов, налоги на выбросы.
Одним из главных звеньев политики в области охраны окружающей среды является экологическая регламентация. Она включает упорядочение эксплуатации природных ресурсов, запреты и ограничения на производство некоторых продуктов либо их использование в качестве компонентов готовых изделий, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологические нормы.
Экологические затраты повышают издержки производства. На долю такого рода затрат, например, в черной металлургии США приходилось около 4—5% суммарных производственных издержек в 70-е годы и 6—7% — в 80-е годы. В нефтехимии соответствующие показатели со второй половины 70-х годов составляли 5—6%.
Все это сказывается на конкурентоспособности продукции на мировых рынках.
Современные масштабы природоохранных мероприятий потребляют в промышленно развитых странах от 0,1 до 2% ВВП. Они затрагивают различные стороны хозяйственной деятельности: темпы роста, процессы накопления, уровень занятости, размещение производства. По отдельным расчетам, макроэкономический эффект расходов на охрану окружающей среды, на экономический рост, на производительность и внешнюю торговлю был незначителен.
На уровне компаний ценовое влияние бывает существенным. Компании выделяют на природоохранные мероприятия от 2 до 16% инвестиций.
Масштабы природоохранных мероприятий и связанных с ними расходов устанавливаются исходя из экономических условий, потенциала страны, воздействия соответствующих затрат на конкурентоспособность товаров.
До сих пор основные проблемы окружающей среды остаются глубоко вплетенными в социально-экономическую ткань общества всех подсистем. Хотя ряд стран сократил темпы загрязнения природной среды, общая тенденция ухудшается. Проблема заключается в том, что значительная деградация окружающей среды обычно обусловлена богатством на Севере и бедностью на Юге.
Политика в области окружающей среды развивающихся стран может отличаться от соответствующих мер индустриальных стран. Для сохранения окружающей среды развивающихся стран необходимо победить бедность. Они нуждаются в ресурсах для финансирования экологически чистого развития.
В последующие годы содержание этой концепции значительно расширилось. Оно охватывает не только проблемы окружающей среды, но и целый ряд других: финансовые, социальные, демографические. Устойчивое развитие предполагает удовлетворение потребностей общества без ущерба для будущих поколений, без увеличения долгов, которые оно не может оплатить.
Переход к устойчивому развитию требует разрешения целого ряда взаимообусловленных проблем.
Устойчивое развитие может быть обеспечено только политическими и экономическими средствами. Нужны крупные капиталовложения для реализации мер по прекращению эрозии почв, повышению использования энергии, предотвращению потепления климата. Изменение направления мировой экономики к устойчивому развитию требует фундаментальных реформ на международном и национальном уровнях.
В настоящее время человечество пытается переосмыслить предшествующий опыт и выработать новую концепцию развития.
В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по проблемам окружающей среды и будущего развития цивилизации. На Конференции были приняты: Декларация по окружающей среде и развитию; 27 принципов, определяющих права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей; Повестка дня на XXI век — программа того, как сделать развитие устойчивым; Заявление о принципах управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов. Большинство стран подписали Конвенцию об изменении климата (США не подписали) и Конвенцию о биологическом разнообразии.
Перед промышленными странами поставлена задача уменьшить выброс парниковых газов до уровня 1990 г. В последующие годы на международных конференциях были конкретизированы и расширены сферы регулирования окружающей среды.
Один из важнейших выводов состоявшихся конференций ООН заключается в том, что модель развития, использованная десятком богатых стран мира, исчерпала себя. Интенсивное наращивание в рамках этой модели промышленного потенциала в значительной мере за счет перекачки ресурсов других стран с нанесением огромного ущерба окружающей природной среде, с использованием традиционной рыночной системы, движущей силой которой является частная собственность и стремление к безудержному росту потребления, ведет к резкой дифференциации уровня жизни населения Земли. Новая модель должна опираться на совместные интересы мирового сообщества и лишь затем — на интересы отдельных групп стран.
Вопросы к теме
1. Каковы масштабы воздействия хозяйственной активности людей на
окружающую среду?
2. Что такое антиэкономическое развитие?
3. Как бы вы прокомментировали высказывание индийского
политического деятеля Махатмы Ганди: Земля предоставляет все
необходимое для удовлетворения потребностей каждого человека, но
не его жадности?
4. Каковы экономические последствия загрязнения окружающей среды?
5. Какова роль отдельных подсистем в загрязнении окружающей среды?
6. В чем состоят особенности экологических проблем в промышленно
развитых и развивающихся странах?
7. Отвечает ли интересам развивающихся стран концепция стабильного
экономического развития?