d9e5a92d

Экспорт — импорт капитала. Его характерные черты



И с т о ч н и к: Japan 1999. An international comparison. Keizai Koho center, p. 38.

Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их направленность на США. До настоящего времени на американском рынке реализуется 28—30% японского экспорта и обеспечивается 22—24% иморта. В свою очередь на Японию приходится порядка 11% американского экспорта, в том числе почти 20% сбыта сельскохозяйственной продукции, и 14% импорта.
Экономическое развитие, структура производства предопределили большую зависимость Японии от развивающихся стран — около половины ее экспорта и свыше 40% импорта. Юго-Восточная Азия и страны Персидского залива до сих пор являются главным рынком сбыта и поставок энергетического сырья. (Поставки рудного и химического сырья в последние десятилетия локализуются в промышленно развитых странах — Канаде, Австралии и Новой Зеландии).
Япония выступает основным торговым партнером ряда стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Она обеспечивает Индонезии 37% ее экспорта и 24% импорта, Малайзии — 26% ее импорта и 16% экспорта, Сингапуру — 21% его импорта и 17% экспорта, Южной Корее — 26% ее импорта. Япония является также основным экспортным и импортным рынком КНР (15—16%).
Торговый оборот сводится с огромным положительным сальдо, которое превышает 100 млрд долл.; 40% его объема образуется в товарообороте с США. Положительное сальдо складывается со всеми регионами, за исключением стран Среднего Востока и в 90-е годы — Восточной Европы. Торговые отношения с промышленно развитыми странами сопровождались вспышками торговых войн, давлением на Японию, установлением добровольных ограничений ее экспорта.

Особенно в этом преуспели США.
Обмен технологий. С 80-х годов Япония предпринимает усилия для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Многосторонние научно-технические связи базируются на осуществлении международных исследовательских проектов.

Реализуется крупномасштабная национальная программа под названием Человеческие границы, рассчитанная до 2005 г. Цель ее — поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП. При этом исходят из того, что исследования являются ключевым фактором в создании принципиально новых материалов, механизмов и технологий, способных преодолеть трудно разрешимые в настоящее время проблемы энергии природных ресурсов, гармоничных взаимоотношений человека и новых технологических средств.
Произошли существенные изменения в технологическом платежном балансе страны. С 70-х годов начал усиливаться экспорт японской технологии. В последние годы поступления превышали платежи. Место Японии в торговле технологией резко контрастирует с обменом товарной продукцией.

Объем японских поступлений в 3—6 раз уступает американскому.
В мировом движении технологии Япония занимает своеобразное место. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно развитые и развивающиеся страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции.

В результате в азиатской части мира просматриваются черты японоцентристской модели научно-технического и промышленного взаимодействия.
Остается высокой зависимость Японии от импорта технологии из США (69% ее импорта). В начале 90-х годов соотношение между экспортом и импортом было примерно 2:1 в пользу США, но в области электроники оно составляет 5:1, в станкостроении — 7:1.
Организационная структура системы управления международной деятельностью отличается большим числом посреднических фирм, которые наряду с банковскими институтами, промышленными компаниями и аппаратом государственного регулирования стали одной из важнейших составных частей механизма ее внутренних и внешних экономических связей. Самая большая роль в организации и осуществлении международной деятельности принадлежит девяти универсальным торговым посредническим компаниям (сого сёся). Они образуют олигопольную систему регулирования международной и внутренней торговой деятельности. Это торговые дома Мицубиси, Мицуи, Итотю, Марубени и др.



На них приходится 28,4% экспорта и 38,4% импорта. В 90-е годы их роль значительно снизилась (в 1988 г. — через них шло 45% экспорта и 77% импорта). К их общим функциям относятся совершение операций по экспорту и импорту, выполнение формальностей по обеспечению внешней торговли, организация валютного обмена, консультирование по вопросам логистики, инвестированию капиталов за границей, содействие научно-техническим исследованиям и разработкам.
Сочетание в общей структуре субъектов внутренней и внешнеэкономической деятельности крупных универсальных торговых и средних специализированных фирм создавала двойственную структуру посреднической сети. Она во многом предопределяла успех страны во внешнеэкономических связях. С другой стороны, подобная структура управления и регулирования выступает серьезным препятствием для проникновения конкурентов на японский рынок.
Экспорт — импорт капитала. Его характерные черты. Важной вехой в развитии внешнеэкономических связей стали 80-е годы.

В этот период произошла переориентация Японии с экспорта товаров на экспорт капитала, что было предопределено превышением национальных сбеежений над капиталовложениями, которое в 80—90-е годы составляло от 5 до 10% ВВП.
Ведущей формой вывоза стал ссудный капитал (свыше 45% в 1997 г.). Во второй половине 80-х годов Япония превратилась в крупнейшего экспортера прямых капиталовложений. Среднегодовой объем вывоза в 1981—1985 гг. равнялся 5 млрд, в 1986—1990 гг. — 32, в 1991—1995 гг. — 24, в 1996— 1999 гг. — 24,1 млрд долл.
В общем мировом объеме накопленных заграничных прямых инвестиций доля японских компаний в конце пришлого века снизилась до 6—7% против 12% в 1990 г. Япония отошла со второго на четвертое место среди стран — ведущих экспортеров предпринимательского капитала. Зарубежные мощности японских компаний достигли 12% внутреннего производства Японии (3% в 1985 г.), что более чем в два раза ниже соответствующих показателей США и Германии.
Вывоз капитала в форме прямых инвестиций в 60—70-е годы в значительной мере был нацелен на обслуживание сбыта товаров и создание сети добывающих предприятий за рубежом. В последующем в связи с повышением стоимости рабочей силы, курса иены японские компании стали создавать предприятия в других сферах хозяйства. Однако до сих пор примерно 15% производства автомобилей в США осуществляют компании с японским капиталом, но до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%).

В обрабатывающей промышленности зарубежные капиталовложения концентрируются в электротехнике, химии и транспортном машиностроении.
Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция внедрения компаний высоких технологий, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах.

В Азии основными центрами притяжения японского капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке — Панама (40%).
Произошло географическое смещение приоритетов. С середины 80-х годов после заключения ведущими западными странами валютного соглашения Плаза началось массированное внедрение японского капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Его объем превысил уровень американских прямых инвестиций в этом регионе в 90-е годы.

Следствием изменения политики японских компаний явилось превращение западной части Азиатско-тихоокеанского региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров.
Японские капиталовложения в этом районе способствуют созданию отношений многообразной и сложной производственной специализации между местными и японскими предприятиями и местными предприятиями и их партнерами из соседних стран. Отношения производственной специализации способствуют тому, что одна или несколько стран становятся основными поставщиками отдельных видов продукции: электротехнических деталей и элементов электронных схем — Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Таиланд; станков и производственного оборудования — Тайвань, Южная Корея; бытовых электротоваров — Сингапур, Малайзия, Таиланд.
Зарубежные японские предприятия в Восточной и Юго-Восточной Азии направляют в Японию основную часть их экспорта — свыше 40%. Очевидно, что имевшая прежде подавляюще высокую степень зависимость от рынка США постепенно сдает свои позиции, что создает предпосылки для региональной экономической интеграции на микроуровне или интеграции, проводимой зарубежными капиталовложениями.



Содержание раздела