Это экономическое устройство базируется на сильной децентрализованной федеральной системе, которая дает большую власть 16 землям, и формах политики, построенных на согласии, при которых решения принимаются, насколько возможно, с молчаливого согласия главных партий — христианских демократов и социал-демократов. Роль государства. В последние десятилетия роль государства изменилась. Сократились его предпринимательская функция, прямые формы регулирования.
Государственное предпринимательство складывалось под влиянием государственного строительства или выкупа находившихся в тяжелом финансовом положении предприятий и фирм. В конце 80-х годов на предприятиях государственного сектора было занято 8,7% всех рабочих и служащих. Помимо промышленности государственные предприятия занимают видное место в инфраструктуре (атомная энергетика, пути сообщения, средства связи и информации, кредитные учреждения).
В промышленности государство контролировало базовые и энергетические предприятия: производство цветных металлов (алюминия, свинца, цинка — примерно 2/3), добычу каменного угля.
Переход к неоконсервативной форме регулирования сопровождался сокращением государственного сектора путем продажи акций предприятий на кредитных рынках. Сокращение государственного сектора расширило сферу частного капитала, рыночных сил. В 90-е годы государственные капиталовложения установились на самом низком уровне — порядка 2% ВВП.
Государство играет важную роль в финансировании НИОКР. Федеральное и земельные правительства обеспечивают свыше 37% (Федеральное правительство — 24%) расходов на эти цела За счет государственных средств финансируется значительная часть фундаментальных исследований в области космической техники, ядерной энергетики. Государство выделяет существенные средства мелким и средним фирмам для ведения научно-технических разработок и оплаты исследовательского персонала (около 1,8% всех расходов на НИОКР).
Трудовые отношения. Немецкое законодательство разрешает организациям работодателей и наемных работников совместно определять уровень заработной платы и условия труда. Трудовые соглашения заключаются на национальном уровне между отраслевыми организациями предпринимателей и профсоюзов. Они могут связывать даже предпринимателей, не входящих в организации нанимателей, если это отвечает общественным интересам.
Уровень заработной платы, устанавливаемой организациями предпринимателей и рабочих, мало отличается в различных секторах хозяйства и профессиональных группах. В условиях экономического роста заключение централизованных соглашений обеспечивает стабильность в отношениях предпринимателей и рабочих. Наряду с Японией германская промышленность практически не испытывает влияния забастовочного движения.
Пожизненный найм в Германии был более реальным, чем в Японии.
Сотрудничество предпринимателей и профсоюзов распространяется на организацию труда, включая групповые принципы производственной деятельности, повышение квалификации персонала, ориентацию оплаты труда на производственные потребности и достигнутые результаты.
Согласие между рабочей силой и капиталом поддерживается системой социального обеспечения, которая базируется на трех основах — страховании здоровья, пенсиях и пособиях по безработице. Безработные в течение 32 месяцев получают 2/3 прежнего оклада, после чего пособие начинает снижаться. Пенсионные фонды самофинансируются и существуют на основе взносов.
Доля отчислений с доходов предпринимателей и рабочих поднялась с 26,5% в 1970 г. до 39,2% в 1994 г. Весь этот механизм придавал устойчивость функционированию германской хозяйственной системы, а также социальному положению рабочей силы. В 90-е годы в системе хозяйственного, механизма произошли изменения в сторону большей свободы для предпринимателей, в частности, в вопросах найма рабочей силы.
24.3. Германская экономика в мирохозяйственных связях
Германской хозяйство тесно вплетено в систему мирохозяйственных связей, оказывая большое воздействие на мировое хозяйство. Компании занимают ведущее место в мире в развитии практически всех видов внешнеэкономических связей.
Доля импорта в поставках на внутренний рынок покрывает свыше половины спроса на ЭВМ и конторское оборудование, точную механику и оптику, цветную металлургию.
Внешнеторговые связи. По объему экспорта ФРГ занимает второе место в мире после США (9,3%), по конкурентоспособности она уступает США, Швейцарии и ряду восточно-азиатских стран. Наиболее прочные позиции на мировом рынке германские компании занимают в экспорте традиционных товаров — разнообразных по номенклатуре промышленных товаров, главным образом инвестиционного назначения, которые имеют преимущества перед конкурентами, как правило, не в цене, а в качестве товара.
Свыше 55% экспорта приходится на четыре товарные группы: автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары. Германским компаниям принадлежит первое место в экспорте готовых химических товаров (14—17%). Участие в международной торговле продукцией общего машиностроения отражает состояние конкурентоспособности продукции.
По удельному весу в мировом экспорте страна занимает первое место в 22 из 43 подотраслей общего машиностроения, среди них — горно-шахтное, полиграфическое оборудование, оборудование для резиновой промышленности и производства пластмасс, измерительные приборы, деревообрабатывающее, металлургическое оборудование и т.д. Германия занимает ведущее место в экспорте текстиля — около 9% мировых поставок и пятое место в мире в экспорте готовой одежды — 4%, но девятое место в экспорте телекоммуникационной техники.
Доля в мировой торговле товарами высокой технологии сократилась (14% экспорта обрабатывающей промышленной продукции). Страна стала их нетто-импортером. По этому показателю ФРГ значительно уступает всем ведущим развитым странам.
Страна занимает четвертое место по экспорту сельскохозяйственной продукции после США, Франции и Нидерландов, являясь одновременно крупнейшим ее импортером. Основу экспорта составляют молочные и мясные продукты.
Экспортная торговля в 90-е годы развивалась более низкими темпами, чем в предыдущем десятилетии, уступая как всем развитым странам, так и ведущим промышленным державам. В отличие от 80-х годов импорт увеличивался быстрее экспорта товаров и услуг.
Таблица 24.2
Темпы прироста экспорта Германии, %
Страны |
1981—1990 |
1991—2000 |
Германия |
5,1 |
4,8 |
ЕС |
4,6 |
5,4 |
Развитые страны |
5,3 |
6,0 |
И с т о ч н и к: World economic outlook. October 1999. IMF. p. 200.
Снижение темпов экспорта было вызвано рядом причин, среди которых — направление товаров и услуг в восточные земли после присоединения ГДР. В числе важных причин — обострение конкуренции на международных рынках продукции средней наукоемкости и ухудшение для германских компаний условий торговли, т.е. соотношения цен на экспортируемые и импортируемые товары. Если для всех развитых стран они улучшились (+0,25 в среднем в год), то для Германии — ухудшились (—0,8% в среднем в год). Понижение конкурентоспособности германских товаров произошло несмотря на снижение стоимости рабочей в единице продукции (—0,7% в среднем в год за 1991—2000 гг.), в то время как в группе развитых стран этот показатель возрос.
Возможно, это произошло в основном за счет рабочей силы восточных земель, где оплата труда в конце 90-х годов составляла 86,5% от уровня западных земель, а продолжительность рабочего дня на 1,5 часа больше, но производство в восточных землях лишилось своих прежних экспортных рынков.
Таблица 24.3
Географическое направление экспорта Германии, %
Страны, регионы |
1991 |
1995 |
1999 |
Индустриальные страны |
79,7 |
74,9 |
76,1 |
США |
6,3 |
8,7 |
10,1 |
Япония |
2,5 |
3,0 |
2,2 |
ЕС |
54,2 |
50,1 |
56,3 |
Развивающиеся страны |
20,1 |
25,0 |
23,7 |
Африка |
1,9 |
1,8 |
1,5 |
Азия |
5,0 |
8,2 |
8,2 |
Ближний Восток |
3,1 |
9,8 |
2,5 |
Латинская Америка |
2,0 |
2,6 |
2,8 |
РФ |
2,7 |
1,6 |
1,1 |
И с т о ч н и к: Direction of Trade Statistics Yearbook. 2000; Wirtshaft und Statistiks. August 2000.
Германия выступает вторым по величине импортером мира. Импортная квота существенно возросла для многих отраслей. В обрабатывающей промышленности она увеличилась до 22% (авиакосмическая промышленность — свыше 80%).
Увеличение импортной квоты объясняется интенсификацией внутриотраслевой специализации, в результате чего растет внутриотраслевой обмен среди одних и тех же товарных групп.