Большинство из них находятся на низших стадиях развития — либо преференциальных торговых соглашений, либо зон свободной торговли, которые не включают какие-либо обязательства по согласованию или унификации национальных экономических политик.
Интеграционные процессы вызывают острые противоречия объединяющихся стран в вопросах допустимых пределов ограничения экономического и политического суверенитетов, что отражает прежде всего беспокойство правящих группировок капитала за свое положение на внутреннем рынке.
В промышленно развитых странах интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (Европейский союз) и в Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли — НАФТА). Наиболее далеко на пути межгосударственного хозяйственного объединения продвинулся ЕС, где развитие интеграционных процессов охватывает макроэкономическую сферу и средства структурной перестройки.
Интеграционные процессы в Северной Америке отличаются от западноевропейской модели. Здесь давно созданы предпосылки зарождения и развития регионального комплекса на микроуровне, или интеграции, ведомой иностранными прямыми капиталовложениями. Это свободный режим движения через американо-канадскую границу капитала и рабочей силы, неограниченная обратимость валют. Подобный порядок решал целый ряд задач региональной экономической интеграции без ее договорно-правового оформления.
Хотя таможенная регламентация взаимного товарооборота была далека от зоны свободной торговли, она оставляла довольно широкий простор для внутрирегионального разделения труда. Только в 1988 г. между США и Канадой было подписано соглашение об образовании зоны свободной торговли. В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали соглашение о создании зоны свободной торговли в Северной Америке, которое предусматривает введение в течение 15 лет свободы движения только товаров и капитала между тремя странами.
Развитие интеграционного комплекса в регионе идет в направлении, отвечающем интересам более сильной стороны — американским ТНК, капитал которых занимает ведущие позиции в целом ряде отраслей соседних стран. 75—80% канадского экспорта (что составляет до 30% ВВП Канады) направляется в США. Для США канадский рынок тоже самый крупный, но его роль несравнима.
Туда идет около 25% американского экспорта, что составляет чуть более 1% ВВП США, но 15% ВВП Канады. Более 85% экспорта Мексики связано с США и только 7% американского экспорта — с Мексикой. Значительную часть канадско-американской и мексикано-американской торговли составляют поставки филиалов американских ТНК.
Неравенство сил крупного капитала стран в сочетании со свободой рук для частного предпринимательства придают североамериканской интеграции неравноправный характер.
К числу особенностей процесса хозяйственного переплетения относится отсутствие ярко выраженной внешнеэкономической координации. В практике отношений североамериканских стран было мало двухсторонних соглашений, нет совместных регулирующих институтов, подобных органам ЕС. Слабость институционального начала в развитии регионального хозяйственного комплекса не является признаком незрелости экономической интеграции.
Она осуществляется там в виде заграничного производства американских ТНК, играющего большую роль в воспроизводственном процессе Канады и Мексики.
Происходят процессы хозяйственного сближения развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Там насчитывается более 20 региональных группировок. Формы и сферы их сотрудничества разнообразны, и не все группировки имеют интеграционный характер. В основе хозяйственного сближения в различных регионах развивающихся стран лежит стремление правящих кругов объединить свои усилия для преодоления экономической отсталости.
Ликвидация тарифов среди экономических группировок в этой подсистеме мирового хозяйства рассматривается как одно из средств развития хозяйств через региональное замещение импорта путем обмена рынков для каждого другого товара.
К числу региональных группировок, имеющих по своим целям интеграционный характер, можно отнести общий рынок Южного Конуса (Меркосур) в Южной Америке. В Юго-Восточной Азии известной группировкой является ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Целый ряд торгово-экономических образований создан на Ближнем Востоке (5) и в Тропической Африке (13).
Доля внутрирегиональной торговли в ЕС в 70—80-е годы поднялась с 60 до 66%, а затем снизилась до 62%, в НАФТА — с 36 до 51%, в Меркосур — с 9 до 21%. В АСЕАН не отмечалось продвижения в этом отношении (табл. 3.5).
Таблица 3.5
Доля внутрирегиональной торговли, %
1970 |
1980 |
1990 |
1998 |
|
ЕС-15 |
59,3 |
61,0 |
66,0 |
61,6 |
НАФТА |
36,0 |
33,6 |
41,4 |
51,5 |
Меркосур |
9,4 |
11,6 |
8,9 |
16,7 |
АСЕАН |
21,1 |
16,9 |
18,7 |
20,6 |
И с т о ч н и к: Handbook of international trade and development statistics. UNCTAD. 1994; UNCTAD Handbook of statistics, 2000.
Действует и противоположная тенденция: изменение положения ряда стран в мировом хозяйстве, возросшая интенсификация их экономических связей подрывают их первоначальную заинтересованность поддерживать отношения главным образом на блоковой основе. Отсюда из стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями самостоятельно или в составе всей группировки. В результате данных процессов возникают новые механизмы отношений между отдельными группировками.
Взаимоотношения интеграционных группировок, торговых блоков и отдельных стран в основном охватывают таможенную и кредитную сферы. Например, ЕС проводит беспошлинную торговлю продукцией обрабатывающей промышленности со странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Заключены соглашения об ассоциации с большинством стран, ранее входивших в колониальные империи европейских метрополий, оформлены отношения двухстороннего характера с рядом группировок развивающихся стран и с отдельными государствами.
Расширению международного сотрудничества способствует действие межрегиональных организаций, в частности Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АПЕК) — межправительственная организация, созданная в 1989 г. В основу ее концепции положен открытый регионализм, т.е. распространение мер по либерализации внутрирегиональных экономических связей на третьи страны. При этом участники ориентируются на гибкие, сетевые по своему характеру формы сотрудничества, поощрение взаимодействия, в первую очередь в частном секторе. По составу участников АПЕК выделяется среди региональных экономических объединений.
В нем участвуют индустриально развитые и развивающиеся страны.
Наряду с объединениями в форме зон свободной торговли, таможенных союзов важное место в процессе хозяйственного сближения занимают ассоциации стран — производителей и экспортеров сырья, среди которых особое место занимает Организация производителей и экспортеров нефти (ОПЕК), а также свободные экономические зоны (СЭЗ).
Ассоциации стран-производителей создавались развивающимися странами, так как сырье играет важную роль в экономике многих из них, достигая 80% экспорта отдельных стран и являясь основным источником их валютных поступлений.
Ассоциации создавались с целью противостояния мощным ТНК, которые проводили политику низких цен на сырье. Право на их образование было подтверждено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН.
Подобную роль играют свободные экономические зоны, созданные в государствах, входящих в различные региональные экономические объединения. В конце 90-х годов в мире насчитывалось примерно 2000 СЭЗ. Их суммарный внешнеторговый оборот превышает 10% мировой торговли.
В распространенном понимании под свободной экономической зоной разумеется беспошлинная торговая и складская зона, которая, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения фискального режима рассматривается как находящаяся вне государственных границ. Наиболее характерная черта этих зон — практическое отсутствие каких-либо ограничений на деятельность иностранного капитала, и прежде всего, на перевод прибылей и капитала. Свободные экономические зоны в наибольшей степени отвечают потребностям ТНК, поскольку принимающая страна обычно обеспечивает инфраструктуру и начальную подготовку рабочей силы.
Таким образом, мировые экономические взаимоотношения, проявляющиеся в международном переплетении предпринимательского капитала, разделении труда, интеграции, приводят к усилению взаимодействия хозяйств различных стран.
Вопросы к теме
1. В результате чего образуется единство воспроизводственного процесса
в глобальном масштабе? Какова роль иностранных прямых инвестиций
в мировом производстве?
2. Раскройте понятие международного разделения труда (МРТ);
охарактеризуйте степень участия в нем подсистем и отдельных стран.
3. В каких отраслях прежде всего проявляется эффект экономии на
масштабе производства?
4. Что такое международная экономическая интеграция? Перечислите
формы международной экономической интеграции.
5. Способствует ли образование экономических интеграционных
группировок интеграции мирового хозяйства?