Их задачи крайне разнообразны и по сути сводятся к координации различных подразделений внутри организации. Менеджеры среднего уровня готовят информацию для рассмотрения менеджерами высшего уровня, а решения менеджеров высшего уровня трансформируют для исполнения менеджерам низшего уровня.
Каждый менеджер выполняет определенный набор правил, характерных для данной организации. Эти наборы правил называются ролями менеджеров в организации. Можно выделить следующие группы ролей менеджеров:
Процесс управления организацией, а также вопросы, на которые необходимо ответить на каждом этапе управления представлены в разделе Наглядные пособия на схеме 2.
Менеджер организации последовательно выполняет все функции менеджмента: планирование, организацию работы, руководство и контроль. Все эти функции объединяет процесс принятия решений.
Этот процесс выполняется менеджером постоянно.
Планирование формулирования целей и разработки программ действий по достижению этих целей. Цель планирования составления проекта желаемого порядка в будущем.
Планирование основа управления организацией. От того как составлены планы зависит успех организации. Это хорошо показано на схеме 3.
Типы планов организации:
Организационная деятельность представляет собой процесс упорядочения взаимоотношений и взаимодействий работников организации для достижения общих целей. Основная цель этого процесса сделать сотрудничество людей эффективным.
Процесс организации включает в себя следующие этапы:
В более узком понятии организация представляет собой:
Руководство представляет собой гармоническое единство понятий лидерства и мотивации.
Лидерство это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижения целей организации. Менеджер становится лидером только благодаря готовности людей разделять его взгляды и следовать за ним.
Эффективность лидера определяется не набором личных качеств руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным.
Мотивация процесс побуждения работника к эффективной деятельности, направленной на достижение целей организации. Менеджеру необходимо создать все условия чтобы: люди пришли работать в организацию, люди оставались работать в организации, люди работали эффективно.
Процесс мотивации неразрывно связан с понятиями потребность и вознаграждение.
Контроль представляет собой процесс сопоставления реально достигнутых результатов с желаемыми, запланированными; установление факта достижения целей организации, выявление отклонений от запланированного и принятие решений о корректировках с тем, чтобы цели были достигнуты.
Виды контроля:
В узком смысле принятие решения выбор единственного варианта из нескольких альтернатив. Для принятия решения необходимо собрать достоверную полную информацию, проанализировать ее, найти несколько возможных альтернатив и выбрать из них наиболее оптимальную.
В широком смысле принятие решения это:
В зависимости от наличия информации, ее достоверности, а также от внутренних качеств самого менеджера технология принятия решения бывает различной. Выделяют:
Наиболее точным решением несомненно будет решение, принятое на основе рациональной технологии. Однако менеджер не всегда располагает необходимой информацией и временем, достаточным для принятия такого решения.
Поэтому ему ничего не остается, как принимать решение, основанное на суждениях либо интуитивное решение.
Наглядные пособия представляют собой некоторые материалы, а точнее конкретные документы, которые необходимы для выдачи кредита банком, выплаты % по депозитам и др. На данном занятии будут представлены такие документы :
- выписка с перечнем документов необходимым для получения кредита
- кредитный договор
- распоряжение на выдачу кредита
- штафель к счету
- распоряжение на выдачу % по депозитному вкладу
- бланки мемориальных ордеров
которые будут выданы каждому ученику для ознакомления.
Для экспресс опроса предлагаются следующие вопросы к аудитории:
Предлагается следующее задание на дом:
- НБУ и его функции
- Лицензирование и регистрация КБ
- Операции КБ (коммерческих банков)
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Заходит в класс и приветствует учеников. | 1. Приветствуют учителя вставая. |
2. Проводит проверку готовности учащихся к уроку. | 2. Готовятся к уроку (готовят письменные принадлежности, конспект занятия изложения нового материала, калькуляторы). |
3. Проводит выявление отсутствующих. | 3. Каждый отвечает учителю вставая, когда учитель называет фамилию учащегося. |
4. Объясняет цели, задачи урока. | 4. Внимательно слушая учителя, осознают цели, задачи урока. |
5. Проверяет домашнее задание. | 5. Выборочно 2 3 ученика рассказывают подготовленную ситуацию. |
6. Предлагает ученикам просмотреть конспект и повторить содержание в течение 2 3 минут. | 6. Повторяют конспект прошлого занятия. |
7. Проводит оценку знаний теоретического материала в форме теста: раздает ученикам карточки с вопросами теста, разъясняет смысл задания. См. Дидактические материалы: задания для контроля. | 7. Отмечают в карточках правильные ответы, а, где необходимо, дополняют суждение или пишут правильный ответ. Сдают заполненные карточки теста учителю. |
8. Разъясняет ученикам метод решения задачи на платежную матрицу. См. Дидактические материалы: задача на платежную матрицу. | 8. Записывают ход решения. |
9. Предлагает ученикам задать вопросы по задаче, добивается полного понимания хода решения. | 9. Задают вопросы, спрашивают неясные моменты. |
10. Отвечает на вопросы учеников. | 10. Внимательно слушают ответы и разъяснения. |
11. Проводит самостоятельную работу: раздает ученикам карточки с вопросами, чистые листы, разъясняет смысл задания. См. Дидактические материалы: самостоятельная работа. | 11. Пишут ответы на вопросы. Сдают карточки с вопросами и листы с ответами учителю. |
12. Зачитывает и разъясняет задание для мозговой атаки. См. Дидактические материалы: мозговая атака. | 12. Внимательно слушают задание, спрашивают неясные моменты, тезисно конспетируют задание. |
13. Выслушивает варианты решений учеников задания мозговая атака. Проводит конкурс лучшего решения. | 13. Предлагают решения ситуации по заданию мозговая атака. |
14. Зачитывает ученикам ситуации из раздела Это интересно. См. Дидакти-ческие материалы: Это интересно. | 14. Внимательно слушают учителя. |
15. Проводит деловую игру: разъясняет задание, назначает роли участников, отвечает на вопросы учеников, корректирует поведение учеников во время игры, дает полезные советы. | 15. Выслушивают задание, задают вопросы по неясным моментам, выбирают роли в игре, участвуют в игре. |
16. Выставляет оценки за активность на уроке. | 16. Слушают внимательно. |
17. Подводит итоги занятия. | 17. Помогают в подведении итогов. |
18. Объявляет об окончании урока и прощается с учениками. | 18. Прощаются с учителем, вставая. |
Контроль знаний теоретического материала поводится в форме теста, содержащего 30 вопросов. В тесте имеются вопросы как закрытого, так и открытого типов. Задание для теста см. наглядное пособие 1.
Задача на платежную матрицу
Сегодня мы рассмотрим пример принятия рационального решения, решив несложную задачу на так называемую платежную матрицу.
Платежная матрица таблица взаимосвязи между принятым решением и типами внешней среды. См. наглядное пособие 2.
Задача. Брокер на бирже намеревается купить акции корпораций A, B или C. Предварительно был проведен анализ, и выяснилось, что процент по акциям будет зависеть от следующих факторов:
При этом доходность акций будет исходить из следующей таблицы:
См. наглядное пособие 3.
Вариант 1. Критерий Байеса.
Допустим, что известны вероятности состояния объема сделок на рынке:
См. наглядное пособие 4.
Оптимальное решение: X = max ( aij * pj ).*
X1 = 5 * 0.4 + 18 * 0.5 + 1 * 0.1 = 11.1
X2 = 7 * 0.4 + 4 * 0.5 + 13 * 0.1 = 6.1
X3 = 14 * 0.4 + 6 * 0.5 + 3 * 0.1 = 8.9
Брокеру лучше купить акции компании А, так как при этом ожидается максимальный доход.
Вариант 2. Критерий Бернули-Лапласа.
Допустим, что вероятности неизвестны. По этому критерию допускается, что вероятности равны. См. наглядное пособие 5.
Оптимальное решение: X = max ( aij * pj ).3
X1 = 5 * 1/3 + 18 * 1/3 + 1 * 1/3 = 17
X2 = 7 * 1/3 + 4 * 1/3 + 13 * 1/3 = 8
X3 = 14 * 1/3 + 6 * 1/3 + 3 * 1/3 = 7.7
Брокеру целесообразнее купить акции А.
Вариант 3. Критерий оптимизма (ориентация на удачу).
Оптимальное решение: X = max (max aij);
Максимальный доход при выборе решений X1 = 18; X2 = 13; X3 = 14.
Оптимальное решение: X1.
Вариант 4. Критерий пессимизма (ориентация на неудачу).
Оптимальное решение: X = max (min aij);
Минимальный доход при выборе решений X1 = 1; X2 = 4 X3 = 3.
Оптимальное решение: X2.
Самостоятельная работа представляет собой задание, которое требует от учащиеся знаний материала, изложенного на уроке изложения нового материала, а также понимания задачи на платежную матрицу, ход решения которой иOложен на текущем уроке. Самостоятельная работа рассчитана на 7 8 минут.
Условие самостоятельной работы карточки по 2 вопроса в каждой. Имеется 8 вариантов. Карточки для самостоятельной работы наглядное пособие 6.
Предлагается зачитать ученикам следующий текст:
Почему твоя бригада устанавливает воздуховоды на 7-м этаже восточного крыла? У нас там целые две недели резервного времени. Сейчас в критическом положении находится воздуховод на 6-м этаже в западном крыле.
Ей-богу, Прествуд, это же должно быть сделано еще месяц назад. А сейчас вы не даете работать на 6-м этаже ни сантехникам, ни электрикам, потому, что всех своих людей направили на работу в совсем другое место.
Тебе это все равно?
Нет, г-н Нельсон, мне не все равно, но мне кажется, что я совсем ошалел от этой новой системы планирования по методу критического пути.
Я еду на площадку, чтобы поговорить с тобой, а пока перебрось людей на 6-й этаж.
Рой Нельсон направился к своей машине. Он 16 лет проработал в этой строительной компании и сейчас руководил проектом по постройке мемориального госпиталя. Нельсон был основным зачинщиком внедрения сетевого планирования на основе ЭВМ для оперативного управления строительными работами. Он верил: система вытянет компанию из средневековья, поднимет производительность и сэкономит кучу денег.
Сейчас, правда, он подумывал, а не было ли это большой ошибкой весь этот переход на сетевые графики. С технической точки зрения система работала нормально, но он не достигал тех результатов, которые ожидал получить от своих помощников.
Бил Пествуд всегда был отличным сознательным и надежным бригадиром, руководящим работами по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха. Однако, после внедрения сетевого графика Бил кажется совсем утратил навыки руководства бригадой.
Его ошибки привели к серьезным сбоям в строительстве госпиталя.
Рой нашел Била Пествуда на шестом этаже западного крыла, где его бригада уже начинала работу с этим оказавшимся в критическом положении воздуховодом.
Бил, я надеюсь, что мы сможем понять в чем причина наших бед в последние месяцы. У нас такого раньше не было.
Мне эти штучки тоже не нравятся.
Хорошо, Бил. Давай-ка сначала посмотрим на последнюю недельную распечатку сетевого графика, которую я прислал тебе в понедельник.
Где она?
Думаю, в багажнике моего автомобиля.
В багажнике? Что ей там делать? Она должна быть постоянно с тобой!
Ты же не оставляешь рабочие чертежи в багажнике?
Нет, не оставляю. Но я понимаю чертежи, к тому же чертежи не меняются каждую неделю.
По правде говоря, эта распечатка для меня просто пустое место, огромная сетка цифр.
Ты же получил копию Руководства по применению метода сетевого планирования, не так ли ?
Да, я получил все 300 страниц этого руководства.
И ты посещал семинар, где я объяснял, как система работает?
Да, я был на семинаре.
Ну, тогда что за
Г-н Нельсон, восемь лет я был хорошим бригадиром. Если же вы хотите, чтобы я таскал по площадке 20-фунтовую распечатку, выдайте всем по тележке. Что касается меня лично, то мне надоело получать какие-то непонятные компьютерные приказы, за которые потом всю вину валят на меня. Я думаю, что мне лучше, наверное, работать в компании, где люди общаются друг с другом на понятном английском языке.
А вы поищите себе другого бригадира.
Вопросы
Ситуация 1. Миллионеры на часок.
Вот уже несколько раз благодаря ошибке компьютера некоторым американцам иыпадает возможность почувствовать себя миллионерами. Правда, ненадолго. В последний раз это произошло в результате сбоя в работе компьютера в чикагском отделении весьма солидного банка, когда гигантская сумма в $ 764 миллиарда была разложена по счетам нескольких сотен самых обыкновенных клиентов. Один нз них, обнаружив на счету астрономическую сумму, поставил банк в известность.
Отблагодарил ли банк своего честного клиента - до сих пор не известно.
Ситуация 2. Талант оценили сполна.
22-летний житель Мюнхена прослыл компьютерным гением и сделал головокружительную карьеру. Компьютер стал для него источником немалых доходов :
он разъезжал на мерседесе - 500, посещал самые дорогие рестораны города в компании миогочисленных прихлебателей, которые не прочь были покутить за счет своего удачливого друга.
Но однажды все резко переменилось. Полиция произвела обыск в его квартире, наложила арест на все имущество, в том числе на компьютер, модемы и платы, а сам он в наручниках был препровожден в камеру предварительного заключения.
Он просидел в камере почти 2 месяца, а затем под залог в DM 30000, был отпущен на свободу. Но у всей этой истории невероятный конец - ему позвонили из того банка, который он нагрел на несколько миллионов DM и предложили должность консультанта по техническим вопросам с высоким окладом.
.
Ситуация 3. Экономия времени.
В Англии, для того, чтобы получить кредит теперь досиаточно лишь позвонить в банк и в течении 10-ти минут будет известно: выдадут вам кредит или нет.
Задание для теста
Наглядное пособие 1. (раздаточный материал)