Киевский государственный экономический университет.Кафедра педагогики и психологии
В преддверии XXI века наша страна начала переход к рыночной экономике , рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать впервые. Исторически сложилось , что развитие рыночного хозяйства происходит как естественный процесс,
предопределяющий во многом экономический и социальньій прогресс человечества . В капиталистическом обществе рыночное воспитание человека начинается , можно сказать , с момента его рождения . И , поэтому очень важно , чтобьі в нашей стране экономикое оброзование получали не только в ВУЗах , но и основы его закладывались в школе. Т.к. все представляющая жизнь настраивает человека на предприимчивость и предпринимательство.
Так что же такое экономика? Это исследование проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения max удовлетворения материальных потребностей человека.
Если мы хотим быть хорошо информированными гражданами , нам надлежит знать основы экономики . Большинство конкретных проблем в повседневной жизни имеют важные экономические аспекты , и в качестве избирателей мы способны оказывать влияние на решения наших политических лидеров , принимаемые с целью справиться с этими проблемами . Каковы причины дифицита гос. бюджета ? Почему не желательна инфляция ? Куда вкладьівать свои сертификатьі ? Стабильна ли банковская система Украины , и услугами какого из банков воспользоваться ? И многие другие ...
Наша задача приподнести учащимся старших классов школ ,тот минимум знаний которьій им необходим для того, чтобы почувствовать себя равноправными членами общества и, возмозможно на основе этих знаний помочь им выбрать правильный путь в жизни.Ведь как от нас , так и от подрастающего поколения зависит будущее Украины и будущее наших детей.
В своей работе я хочу остановиться непосредственно на одной из тем курса Основы экономических знаний на теме Банки и банковская система Украины. На мой взгляд, это одна из наиболее важных тем на данный момент ,т. к. банковская система лишь с недавних пор начинает развиваться, и поэтому существуют неограниченные возможности для ее улучшения.
В нашей стране и за рубежом издано множество литературы, которая может помочь разобраться в данном курсе. Хотелось бы сакцентировать внимание на книге, Мороза А.Н. изданной в Киеве в 1994г. под названием Основы банковского дела. В книге рассматриваются принципы построения банковской системы Украины, ее структура, функции отдельных звеньев и многое другое.
Это полезная книга позволяющая заложить основные знания по данной проблеме.
Для написания своей работы я использовал ряд учебников по педагогике, которые раскрывают общие основы педагогики, теории воспитания и школоведения, проблемы диалектики и т.д., но об этом позднее.
Список тем | Формы занятий | Часы |
Вводное занятие | лекция | 1 |
Тема 1. экономические законы и категории, их суть | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 2. Товар.Товарное производство. | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 3. Суть денег | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 4. Закон оборота денег | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 5. Закон стоимости и его функции | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 6. Рынок и условия его функционирования | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 7. Предприятие. Цели и принципы деятельности | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 8. Реклама и ее роль | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 9. Доходы предприятий | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 10. Менеджмент - управление предприятием | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 11. Налоговая политика и ее суть | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 12. Бухгалтерский учет | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 13. экономическая роль государства | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 14. Суть и функции финансов | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 15. Инфляция. Дифляция. Политика Минфина | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 16. Банковская система | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 17. Кредит и его роль | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 18. Рынок ц.б. Фондовая биржа | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 19. Частная собственность | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 20. Страхование и риски | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 21. Инвестиции и капитальные вложения | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 22. Прогнозирование и планирование економики | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 23.Бюджет .Его расходы и доходы | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Тема 24. Государство в системе М э О | изложения нового материала | 1 |
закрепления изуч. материала | 1 | |
Подведение итогов изученного материала | 1 | |
Итого часов | 50 |
Время практики я проводил в 11-ом классе школы.В классе учится 21 человек (10 девушек и 11 юношей).
11-й - класс с углубленным изучением математики, что накладывает определенный отпечаток на характер учащихся этого класса, то есть это люди точных наук, любящие в большей степени язык цифр и четкость во всем.
Формально лидером в классе можно считать старосту, который был избран всеми единогласно и котрый выполняет возложенные на его обязанности по мере своих возможностей. Но неформального лидера в классе нет. Это связано с тем, что класс был сформирован из трех девятых классов, и хотя все друг друга знали, но тесно на параллели не общались.
Поэтому в классе выделяются определенные группы с лидерами внутри них. Эти группировки можно выделить по различным признакам:
Но несмотря на такие внутренние формирования в классе, этот небольшой коллектив живет дружно. В этом есть и заслуга классного руководителя, который живет вместе со своими старшеклассниками, вносит веселое настроение, помогает в сложных ситуациях.
Общение между ребятами не заканчивается одной учебой, а и все праздники по школьной традиции проводятся вместе.
Краткий вывод к выше сказанному:
Во многом на формирование личности оказывает влияние тот коллектив, в котором человек живет, работает или учится. Так на жизнь отдельных классов влияет общее настроение, дух школы, ее традиции.
Не исключением является и данньій класс: ребята настроены дружественно как друг к другу, так и младшим классам, с удовольствием организовывают свои маленькие праздники, участвуют в общешкольных торжествах.
В процессе изучения курса Основы экономических знаний ставятся следующие цели:
Банки являются одной из важнейших структур рыночной економики. Банковская деятельность существенно повышает еффективность общественного производства, способствует росту производительности общественного труда.
Украина , как и другие независимые государства бывшего СССР, переходит к новой экономической системе, основанной не на командно-распределительных , а на рыночных отношениях . Рыночной економике необходимо соответствующая банковская система , которая постепенно начинает складываться. ее структура в Украине рпедставлена двумя уровнями : Нацональным банком и коммерческими банками различных форм собственности , специализации и территориального уровня
Банки играют ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики , который в свою очередь не возможен без существенного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопредрелена реальным состоянием различных финансовых институтов. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный.
Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в различных регионах страны, способны сегодня удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты.
Перспективный характер совершенствования банковской деятельности - расширение круга услуг, оказываемых банками их клиеитам, то есть диверсификация банковской деятельности в самом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах постоянно развиваются.
И безусловно, диверсификация банковской деятельности станет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем.
Группы и элементы | Уровень усвоения базы знаний | |||
- менеджер | репродук-тивный | алгорит-мический | твор-ческий | |
- организация (учреждение) | ||||
- внутренняя среда организации | + | |||
- микросреда | + | |||
+ | ||||
+ | ||||
+ | ||||
- макросреда | + | |||
- принятие решений | + | |||
- планирование | + | |||
- цели | + | |||
- стратегии | + | |||
- политика | + | |||
- процедура | + | |||
- правило | + | |||
- программа | + | |||
- бюджет | + | |||
- организация (процесс) | + | |||
- руководство | + | |||
- мотивация | + | |||
- лидерство | + | |||
- контроль | + | |||
2. Теоретические знания: | ||||
- Организация как открытая система | + | |||
- Менеджер. Его , признаки, цель,роли. Уровни менеджеров |
+ | |||
- Процесс управления: | + | |||
- планирование | + | |||
- организация | + | |||
- руководство | + | |||
- контроль | + | |||
- принятие решений | + | |||
3. Практические навыки: | ||||
- Решение задачи на платежную матрицу | + | |||
- Имитация деятельности организации | + |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Входит в класс и приветствует учащихся. | 1. Приветствуют учителя вставая. |
2. Проводит перекличку. | 2. Каждый чья фамиия названа поднимается |
3. Зачитывает план урока. | 3. Внимательно слушают учителя. |
4. Приступает к изложению новой темы. | 4. Внимательно слушают учителя. |
5. Овечает на вопросы учеников по прочитанной теме. | 5. Задают вопросы |
6. Предлагает ученикам задать вопрсы друг другу для выявления внимательности на уроке | 6. Задают друг другу вопросы и отвечают на них |
7. Корректирует вопрсы (ответы) учеников при необходимости | 7. Прислушиваются к коррекциям. |
8. Проводит закрепление нового материала методом Вопрос-Ответ. | 8. Отвечают на поставленные вопросы касающиеся изученной темы |
9. Задает домашнее задание. | 9. Записвают домашнее задание. |
10. Подводит итоги занятия | 10. Помогают преподавателю поводить итоги . |
11. Обьявляет об окончании урока и прощается | 14. Прощаются с учителем, вставая. |
Основу экономической жизни многих стран мира, а теперь уже и нашей страны составляет рыночная форма хозяйствования. Ячейкой рыночной экономики является организация.
Она может быть представлена в форме фирмы, компании, корпорации, учреждения, института, кооператива и т.д., однако все это виды организаций. Каждая организация нуждается в управлении.
Иначе она не сможет существовать и распадется. Давайте назовем человека, который управляет организацией менеджер, а сам процесс управления менеджмент.
Понятия менеджмент и менеджер вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Однако, не смотря на это, довольно прочно закрепились в нашем лексиконе, и теперь нам кажется, что мы знаем их с детства. Каждый день мы слышим по телевидению, радио, встречаем в газетах рекламу курсов менеджеров, которые проводят всевозможные школы бизнеса. Я уверен, что многие из вас давно слышали слова менеджмент и менеджер.
Давайте попытаемся поглубже разобраться в том, кто такой менеджер и что представляет собой процесс управления организацией.
Вообще понятие менеджмент имеет несколько значений:
Процесс управления организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно руководствуясь лишь сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимость многочисленных факторов, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.
Организация это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей. Эти цели могут быть самые разнообразные: производство продукции, торговля товарами, предоставление каких-либо услуг, сбор налогов (налоговые инспекции), осуществление политических акций (например, политические партии), религиозные цели и т.д.
Условия существования организации:
Цель для организации очень важна, так как никогда не удастся добиться результата, если не знаешь, чего ты хочешь. Общие характеристики организации:
Менеджер -- человек, который руководствуясь современными методами организовывает конкретную работу в рамках определенного числа подчиненных ему сотрудников. Менеджер деловой организации во всех решениях должен руководствоваться в первую очередь экономическими соображениями.
Менеджер по сути осуществляет управление.
Управление это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.
Признаки деятельности менеджера:
Если взять какую-либо определенную организацию, например, завод, то на нем можно встретить различных менеджеров: директора завода, начальников цехов, мастеров и т.д. Рабочие подчиняются мастерам, мастера начальникам цехов, начальники цехов директору завода.
В данном примере можно увидеть, что существуют разные уровни менеджеров.
В зависимости от меры ответственности, характера решаемых задач можно выделить следующие уровни менеджеров: