Многие современные исследователи подчеркивают особую роль знаний в экономическом развитии индустриальных стран. Как сказано в одном из экономических докладов президента США, исследования и разработки играют центральную роль в экономике. Они приводят к появлению новых продуктов и отраслей промышленности и могут внести важный вклад в решение актуальных сложных экономических и социальных проблем.
Новые знания, подобно научным исследованиям, сегодня неизбежно становятся имманентной частью производственного процесса, ибо практически реализуются в новых конструкциях машин, в качестве рабочей силы, в рациональных организаци
онных решениях, понимании конъюнктуры и т. д. Накопление и углубление знаний позволяют реально экономить на материальных ресурсах, капиталовложениях благодаря снижению фондо-и материалоемкости производства. Знания как особый производственный ресурс в отличие от машин и оборудования быстрее распространяются с помощью современных средств информации, причем это касается и использования опыта многих стран мира. Подобно машинам, знания сегодня продаются и покупаются в виде патентов, лицензий, консультаций и т. д.
Особую экономическую роль знания начинают играть на такой стадии развития страны, когда достигнута значительная степень насыщенности хозяйства средствами производства,
высок уровень фондовооруженности труда. Кадры ученых и квалифицированных специалистов становятся важнейшим источником экономического и технического прогресса, фактором производства.
В главных капиталистических странах расходы на исследования стали соизмеримыми с расходами на капиталовложения, а в ряде случаев и превосходят их (например, в авиакосмической промышленности США — в 6 раз). Это позволяет не только экономить на материальных затратах на производство продукции, но и использовать силы природы, т. е. ресурсы, ранее неизвестные человеку (новые виды энергии, сырья и оборудования). Исторический опыт свидетельствует, что ускорение НТП было вызвано прежде всего ускорением темпов развития и накопления научных знаний. Известно, что сегодня половина всей имеющейся информации получена за последние 15 лет.
Удвоение числа научно-образовательных публикаций происходит в среднем за каждые 13—15 лет.
Многие западные экономисты выступают с тезисом о большей экономической эффективности расходов на образование по сравнению с капиталовложениями в производство. По мнению известного американского экономиста Э. Хансена, 100 долл., вложенные в развитие образования, обеспечивают более высокий рост производительности труда, чем 100 доля., вложенные в производственные здания, сооружения, машины и оборудование.
По масштабам научно-исследовательских работ США намного опережают остальные капиталистические страны, и это является основной причиной " технологического разрыва"
между Западной Европой и США, Японией и США. В 2003 г. США вложили в развитие науки 280 млрд долл., Япония — 130 млрд, страны ЕС — свыше 150 млрд долл. Практически на долю США приходится 47% всех затрат на НИОКР в рамках ОЭСР, куда входят только наиболее развитые индустриальные страны мира и на которую приходится 90% мировых затрат на НИОКР.
В США в расчете на 10 тыс. населения приходится 38 исследователей и разработчиков, в Англии — 25, в ФРГ — 29, в Японии — 56. Доля затрат на научные исследования в
ВВП США составляет 2,7%, Англии — 2,3, Франции — 2,2,
Японии — 3,2, Германии — 2,4, Италии — 1,4%.
Как правило, затраты на НИОКР в главных капиталистических странах растут быстрее, чем ВВП. В США и Японии наивысшие темпы роста затрат на НИОКР имели место в 1981—1985 гг. В последние десятилетия японские предприниматели наращивали затраты на НИОКР в среднем на 10% в год, несмотря на снижение темпов роста ВВП страны.
Это было вдвое больше, чем в ЕС. Что же касается США, то с окончанием "холодной войны" и свертыванием государственных программ военно-прикладного характера темпы роста затрат на НИОКР замедлились. Ситуация изменилась после 11 сентября 2001 г.
И тем не менее возникает вопрос: если главные капиталистические страны тратят столь внушительные средства на НИОКР, то как, по каким каналам эти затраты себя окупают?
Но в результате этого товарная масса постоянно обновляется, промышленность все время меняет профиль и технологию производства, а поток новинок расширяется.
Во-вторых, массированные расходы на исследования существенно экономят общественные издержки за счет резкого сокращения срока массового освоения изобретений. По данным американского экономиста и историка техники Ф. Линна, время между датой открытия и датой его практического применения сократилось с 30 лет в начале XX в. до 16 лет в годы
между Первой и Второй мировыми войнами и до 9 лет после Второй мировой войны. Так, между открытием принципа фотографирования и началом его практического использования прошло 102 года (1727—1829 гг.). Аналогичный период для радио составил 35 лет (1867—1902 гг.), телевидения — 14 (1922—1936 гг.), радара— 14 (1926—1940 гг.), атомной бомбы — 6 (1939—1945 гг.), транзистора - 5 (1948-1953 гг.), лазера — 5 (1956—1961 гг.), интегральных схем — 3 (1958—1961 гг.).
Сегодня этот период обычно занимает всего 2—3 года.
США и Япония, два лидера по результатам НИОКР, как правило, быстрее других стран реализуют изобретения, пускают нововведения в массовое промышленное освоение, что обусловлено огромными затратами на НИОКР, наличием большого числа научных лабораторий в промышленности и крупной экспериментальной базы. Темпы распространения
изобретений в производстве после Второй мировой войны в среднем вдвое выше, чем в 20—30-х годах, и в 4 раза выше, чем в начале XX в.
В-третьих, расходы на НИОКР призваны поднять технический и организационный уровень производства, определяющий конкурентные позиции отдельных фирм на внутреннем рынке и целых стран на мировом рынке. Поэтому в настоящее время борьба между фирмами и даже странами идет за научно-технический прогресс. Это новая область конкуренции, значение которой будет возрастать. Не случайно американские фирмы за границей, в частности в Западной Европе, как правило, оказываются более конкурентоспособными, чем местные, что объясняется прежде всего более высоким техническим и организационным уровнем их производства.
Причем на первом месте часто стоит организационный фактор, ибо впереди оказывается тот, кто быстрее и лучше внедряет нововведения в практику.
Американские ТНК наращивают НИОКР в своих заграничных филиалах быстрее, чем у себя на родине. В последнее время сюда направляются ассигнования, которые превышают 15 млрд долл. в год.
В современной капиталистической экономике ведущую роль неизбежно играет тот, кто создает новый продукт, новую технологию и быстро осваивает их в массовом производстве. Сегодня создание и быстрое освоение технических новшеств стали
решающими факторами в конкурентной борьбе, экономической политике частных фирм и государств. Постоянный и массовый процесс нововведений — главный результат НТП и НТР.
Критериями оценки того или иного производителя все больше выступают соответствие производимой продукции
постоянно меяющемуся спросу, гибкость производства, доля новой продукции в общем выпуске, конкурентоспособность, технический и организационный уровень производства. Особенно ценится новаторство, появление принципиально новых продуктов и технологий, на базе которых создаются новые отрасли и подотрасли в системе общественного производства.
Новая экономическая роль науки в современном мире обусловлена новой экономической ролью образования — как профессионального, так и общего. Существенное повышение научно-технического уровня производства, происшедшее за последние годы, обострение конкурентной борьбы привели к значительному повышению требований к качеству и уровню квалификации рабочей силы.
Удовлетворяет эти потребности современного производства система образования, расходы на которую за последние годы заметно возросли. В настоящее время общая сумма расходов на образование в США превышает 800 млрд долл. в год, тогда как в 1950 г. она была равна 8,8 млрд, а в 1940 г. — 3,2 млрд. В 1900 г. в вузах США учились лишь 4% людей студенческого возраста, в 1940 г. — 9, в 1950 г. — 14, в 1960 г. —22, а в начале XXI в. — уже свыше 50%. За это время средняя продолжительность обучения увеличилась с 8 до 14 лет.
Среднее число дней посещения учеником средней школы за 1900—1995 гг. возросло с 99 до 180, средняя продолжительность учебного года — со 144 до 195 дней. Доля лиц с высшим образованием среди взрослого населения увеличилась с 2 до 25%.
С развитием образования растет и качественный уровень рабочей силы, функционирование которой воплощается в продукте более высокого качества, в более сложном труде, создающем в единицу времени большую стоимость.