Существенными факторами в экономическом развитии Западной Европы в конце рассматриваемого периода стали объединение Германии (октябрь 1990 г.) и "бархатные" революции в Восточной Европе в 1989—1990 гг., приведшие к развалу социализма в этом регионе.
Объединение Германии вызвало необходимость переориентации значительной части финансовых ресурсов Западной Германии в целях поддержки рыночной трансформации на территории бывшей ГДР. На эти цели в 1991 г. было направлено около 125 млрд марок, или 4,5% ВНП Западной Германии. Поток средств продолжался и в последующие годы, продолжается он и теперь, хотя и в значительно урезанных масштабах.
Объединение Германии дорого обошлось не только Западной Германии (увеличился ее бюджетный дефицит, сократился экспорт), но и всей Западной Европе: выросли безработица и инфляция, ухудшилось состояние платежного баланса и бюджетного дефицита. Но лишь в краткосрочном плане. В долгосрочном же плане воссоединение двух Германий существенно усилило новую Германию, ЕС и всю Западную Европу, дало новые рынки сбыта, дополнительные ресурсы.
Впоследствии экономическое развитие Восточной Германии стало происходить даже более высокими темпами, чем Западной.
Процесс воссоединения Германии органично включал не только вхождение плановой экономики бывшей ГДР в зрелую рыночную экономику ФРГ, но и адаптацию непримиримых антирыночников, убежденных марксистов бывшей ГДР к
реальным ценностям нормального и цивилизованного западного общества. Это был трудный процесс, связанный с пересмотром убеждений, сложившихся точек зрения и т. д. Но он прошел мирным и вполне цивилизованным путем. Никто не выходил на демонстрации с портретами Маркса, Энгельса или Ленина, Сталина.
Жизненный уровень немцев из восточных земель стал быстро расти.
Антисоциалистические революции в странах Восточной Европы и последующий развал СССР также оказали влияние на экономику Западной Европы, заставив западноевропейские
страны переориентировать часть своих ресурсов в восточном направлении. Речь идет не только о торговле и инвестициях, но и о прямой помощи. Страны Восточной Европы, а затем и страны Балтии и некоторые страны СНГ взяли курс на экономическое сотрудничество с западноевропейским регионом.
В этот же период встал вопрос о создании Европейской валютной системы (ЕВС). В декабре 1991 г. главы государств ЕЭС договорились на встрече в Маастрихте (Нидерланды) о том,
что ЕВС станет реальностью до конца XX столетия. А это значит, что на огромном пространстве, включающем 12 европейских стран, будет функционировать единая денежная единица, что снимет вопросы о дисперсии роста цен и денежной массы, унифицирует проблемы инфляции.
Маастрихтский договор предусматривал постепенный переход к ЕВС. Вначале ЕВС охватила страны, которые уже были готовы выполнить установленные параметры по темпам инфляции, размерам бюджетного дефицита и государственного долга. Затем к ним постепенно присоединялись и другие государства.
Теперь так называемая еврозона включает 12 стран — членов ЕС.
4.5. Пятый этап экономического развития
(1991 г. — ... )
Пятый этап послевоенного экономического развития Западной Европы начался с экономического кризиса. Промышленное производство стало сокращаться уже в 1991 г. (—0,2%), затем этот процесс набрал ускорение (—0,9% в 1992 г. и —2,6% в 1993 г.). Особенно значительным падение промышленного производства оказалось в западной части Германии.
С 1991 г. началось снижение объемов капитальных вложений и их доли в ВНП, достигшее в 1993 г. высоких размеров (—5%). В целом за период экономического кризиса 1991—1993 гг. падение капвложений в западноевропейском регионе составило 6,4%.
Все это не могло не отразиться на темпах роста ВВП. Абсолютное падение совокупного ВВП Западной Европы произошло в 1993 г. и составило 0,1%, в том числе в Германии, Франции и Италии — 1,1 — 1,3%. В Великобритании, Финляндии и Швеции падение ВВП началось в 1990 г. и составило за весь период кризиса соответственно по этим странам 3,0;
13,0; 5,0%.
С 1994 г. экономика Западной Европы вступила в фазы оживления и подъема. Вновь начался здоровый экономический рост, дополняемый важными позитивными сдвигами в развитии интеграционных процессов.
В этом отношении Западная Европа заметно опережала (и опережает) США и Японию.
Важным фактором экономического роста Западной Европы начиная с 1994 г. является расширение ее внешней торговли. Темпы роста экспорта по-прежнему заметно опережали темпы роста ВВП. Тем не менее, как и в прошлые периоды экономического подъема, главным фактором экономического роста являлся внутренний спрос, особенно на товары народного потребления, доля которых в структуре ВНП превышает, как правило, 70%.
Из стран Западной Европы обращает на себя внимание прежде всего ее главная страна — Германия, где темпы роста ВВП после объединения заметно снизились, снизились также темпы роста капвложений и промышленного производства, но заметно возросли темпы роста экспорта. Возросла и норма безработицы. При этом инфляция находилась на низком уровне.
Прирост ВВП Германии в 2002 г. составил всего лишь 0,2%, в 2003 г. — 0,1%, что существенно ниже, чем по Западной Европе в целом. Среднегодовой прирост ВВП этой страны в 1995—2002 гг. был равен всего лишь 1,4%, или менее 3/4 среднегодового прироста ВВП всей Западной Европы.
Будучи лидером Западной Европы по экономической мощи, Германия явно испытывает серьезные трудности в экономическом развитии. По мнению многих немецких экономистов и наших российских германоведов, эти трудности связаны не только с бременем восточных земель, нарастанием социальных расходов, бюджетного дефицита и безработицы, но и с самой моделью экономики, противоречиями в ходе проведения экономических реформ в Германии, гипертрофированной ролью государства в экономике. Достаточно сказать, что с 1991 по 2001 г. Западная Германия заплатила за трансформацию социалистической экономики бывшей ГДР в рыночную не менее 1 трлн долл. Перестройка и очищение неэффективной экономики во-
сточных земель Германии с помощью финансовых трансфер
тов, идущих из ее западных земель, не знают аналогов в новейшей истории. Похоже, немцы решили всерьез вычистить все остатки социализма из производственной и управленческой инфраструктуры Восточной Германии, который упорно создавался в течение более чем 40 лет (1949—1990 гг.)- Недаром приватизация здесь не только проводилась бесплатно, но и субсидировалась государством, если владельцем или собственником становился эффективно работающий частный хозяин и инвестор как единый или коллективный собственник (акционер).
Ни одна постсоциалистическая страна в мире, ставшая на путь рыночной трансформации, не проводила у себя такой чистки неэффективной производственной базы социализма,
какая имела место в восточных землях Германии. Несмотря на это, восточные земли Германии и сегодня продолжают оставаться бездонной бочкой для всей страны. К чистке производственной базы добавилась перестройка облика городов, поселков и бывшей страны в целом, которая когда-то была чуть ли не флагманом в мировой социалистической системе.
На таком фоне вполне прилично выглядят темпы экономического роста в Великобритании и Франции. В Великобритании при этом низкая норма безработицы (хотя выше темпы инфляции) и ниже темпы роста промышленного производства и экспорта. В Италии темпы роста ВВП ниже, чем во Франции и Великобритании, а темпы роста промышленного производства находятся между показателями этих стран.
Впечатляют высокие темпы роста экономики Испании, но здесь выше уровень беOработицы и инфляции, да и по общему уровню экономического развития эта страна пока уступает четырем другим крупным западноевропейским странам.
В 2001—2003 гг. экономика Западной Европы вслед за США вошла в полосу экономического кризиса. Промышленное производство за этот период сократилось на 4%, хотя ВВП возрос примерно на эту же величину. Однако увеличились безработица и бюджетные дефициты в главных странах этого региона, а скорость выхода из кризиса оказалась заметно ниже, чем в США.
В рассматриваемый период позитивно развивались интеграционные процессы, улучшались отношения со странами ЦВЕ.
В 1991 г. по инициативе ЕС был создан Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) с уставным капиталом 10 млрд ЭКЮ. Главной его задачей стало финансовое содействие реформам в странах ЦВЕ, а также в СССР. Восточноевропейским государствам было оказано содействие в восстановлении, активизации участия или в приеме в такие международные финансовые организации, как МВФ, Международный банк реконструкции и развития (МБРР).