1 сентября 1939 года фашистская Германия начала вторую мировую войну, которая по разрушениям и людским жертвам значительно превысила первую мировую войну. Причины войны коренились в стремлении правящих кругов наиболее развитых стран решить свои проблемы за счет других. Сильным дестабилизирующим фактором было существование коммунистического режима с его идеей “мировой революции”.
Поэтому демократические страны проводили свою внешнюю политику, стремясь столкнуть два тоталитарных режима: фашистский и коммунистический.
Государства фашистского блока начали создавать экономическую базу для агрессии задолго до второй мировой войны. Ведущие страны агрессивного блока были хорошо развиты до войны. Наиболее развитой была Германия. С приходом к власти фашистов экономика Германии была перестроена на “блицкриг”, суть которого сводилась к тому, чтобы прежде всего обеспечить форсированный выпуск вооружений, а проблему снабжения военного производства сырьём и топливом решать за счёт внешних завоеваний. Такая политика проводилась и во время войны.
В систему экономического обеспечения дальнейшей агрессии были включены ресурсы захваченных государств. К лету 1941г. производственные мощности гитлеровской Германии за счёт европейских союзников и оккупированных стран увеличились по железной руде в 7 раз, стали - в 2,2 раза, по алюминию - в 1,7. С самого начала войны промышленность рейха работала на военные потребности на полную мощность. Производство военной техники и оружия стимулировало развитие тяжёлой промышленности.
Лёгкая промышленность намного отставала от тяжёлой. В сельском хозяйстве немцы опирались на помещиков и богатых крестьян, хозяйств которых были главным источником товарной продукции. Вместе с этим политика усиленной эксплуатации трудового крестьянства, высокие налоги ускорили процесс разорения сельских работников.
Успехи Германии на первом этапе войны дали ей возможность использовать экономический потенциал завоёванных стран.
В 30 - 40 годах основой экономики Германии была военная промышленность. В 1943 году её удельный вес в общей стоимости валовой продукции составлял 80%. Почти 20% работающего населения трудилось на военных производствах.
Потребность в рабочей силе Германия удовлетворяла за счёт принудительной работы пленных и депортированных с других стран.
Мероприятия по милитаризации экономики нашли своё отражение и в сфере финансов. В Германии расходы на войну увеличились с 38,03 млрд. марок в 1939/40 финансовом году до 105 млрд. марок в 1943/44 году. Удельный вес этих расходов в общих расходах бюджета за годы войны составил 63%.
В странах фашистского блока широко развивались государственно - монополистические формы управления. Усилилась централизация государственного военно - экономического регулирования путём создания чрезвычайных органов, которым было подчинено всё народное хозяйство. Основным органом военно - экономического управления военным производством в Германии стало министерство вооружения и боеприпасов.
При нём был создан совет вооружения, куда входили директора концернов и представители военной верхушки. От союза военных промышленников с руководством фашистской партии выигрывали прежде всего монополии. Для военно - государственного монополистического капитализма было особенно характерно усиление вмешательства государства в экономику с целью её тотальной мобилизации.
С одной стороны, милитаризация экономики способствовала возрастанию доходов монополий, особенно тех, которые выполнял военные заказы. С
другой - вела к росту цен налогов, усилению инфляции, сокращению расходов на социальные нужды, к постоянному ухудшению положения трудящихся. Так, средний размер капиталов акционерных обществ в в Германии увеличился с 2,3 млн. марок в 1933 году до 5,4 млн. марок в 1942 году. Например, химический трест “И. Г. Фарбениндустри” за годы фашистского режима увеличил свои прибыли в 17 раз.
В условиях войны усилилась эксплуатация трудящихся на многих предприятиях Германии. Рабочий день продолжался 11 - 12 часов, а в Японии рабочих заставляли трудиться по 15 часов в сутки. К концу войны по сравнению с довоенным уровнем реальная заработная плата рабочих снизилась на 40%
Продовольственную проблему Германия решала за счёт оккупированных территорий. Потребление продуктов питания резко снизилось. Дефицит бюджета ликвидировался за счёт эмиссии бумажных денег, что привело к резкому подъёму инфляции.
Усилилось обнищание народных масс.
Немецкое военное хозяйство потерпело поражение.
В декабре 1941 года Япония начала войну против США. Лучшая военная подготовленность обеспечила ей ряд значительных военных успехов, в результате которых значительные территории были захвачены. Однако японская военная экономика не могла выдержать соперничества с военной экономикой США.
Вторая мировая война способствовала завершению превращения Японии в индустриально - аграрную страну. Часть тяжёлой промышленности в промышленном производстве в 1942 - 1943 гг. превысила 72%. Традиционная для Японии хлопковая промышленность сократила производство в 25 раз.
Война привела к хроническому дефициту японского бюджета: в 1944 - 1945 гг. расходы превышали доходы в 4 раза. Инфляция тяжёлым бременем легла на плечи трудящихся. Одновременно концентрация промышленности принесла большие прибыли японским монополиям. Их прибыли возросли с 2,1 млрд. иен в 1937 году до 7,1 млрд. иен в 1944 году. Размеры контролируемого капитала у компании “Мицубиси” возрос в 10 раз, у “Мицуи” - в 6 раз.
Однако за это обогащение страна заплатила миллионами человеческих жизней, голодом и нищетой, экономической разрухой и полным расстройством финансовой системы.
Развитию военного производства способствовал принятый в 1938 году закон о всеобщей мобилизации нации. Военные расходы Японии увеличились с 7,2 млрд. иен в 1939/40 финансовом году до 73,1 млрд. иен в 1944/45 финансовом году, т.е. более чем в 10 раз.
Всё более широкие масштабы принимало государственно - монополистическое регулирование экономики Японии. С конца 1941 года в основных отраслях промышленности создаётся система “контрольных ассоциаций”, во главе которых стояли директора крупных промышленных и торговых концернов. Как и в других странах фашистского блока, в Японии военные монополии пользовались особыми привилегиями при получении кредитов, распределении дефицитного сырья и рабочей силы.
Однако несколько театров военных действий оказались непосильными для японской экономики. В полной мере проявились острая нехватка рабочей силы, физический и моральный износ оборудования, не обновлявшегося с
20 - 30 гг., нехватка транспортных средств для обеспечения растянутых транспортных коммуникаций. Цены росли в два раза быстрее, чем минимальная заработная плата, ускорилось разорение деревни. Поражение в войне ослабило японский империализм. Япония лишилась колоний, потеряла свои иностранные капиталовложения. Японские товары были полностью вытеснены с мировых рынков.
Это нанесло тяжёлый удар по экономике Японии, чрезвычайно сильно зависевшей от импорта сырья и экспорта готовой продукции. В полной мере сказалась узость внутреннего рынка. К 1947 году промышленное производство было в 3,5 раза ниже уровня 1938г, доля Японии в промышленном производстве капиталистического мира составила 1,3% (в 1938 г.-4,8%).
Быстрые темпы милитаризации экономики характерны и для других членов фашистской коалиции. В Италии, например, был принят так называемый план “автаркии”, направленный на преодоление зависимости от импорта стратегического сырья и топлива, увеличения собственной добычи руды и др. Гражданские предприятия интенсивно переводились на выпуск военной продукции. Итальянская экономика, лишившаяся традиционных источников снабжения и лишь в незначительной степени допущенная к грабежу чужих территорий, испытывала нарастающие трудности.
Падение добычи и поставок угля, обозначенные к началу 1943 года, усугубило нехватку энергетических ресурсов.
Для всех стран фашистского блока в годы войны была характерна государственно - монополистическая система. Например, в Италии действовал институт так называемой “промышленной реконструкции”, главная задача которого заключалась в расширении связей правительства с монополиями. Для Италии типичным было возрастание объёма государственно - монополистической собственности в форме смешанных частично государственных акционерных обществ, в которых государство выступало в роли акционера.
В целом регулирование экономики стран носило необычайно широкий и всеобъемлющий характер.
От СССР война потребовала широкой мобилизации финансовых средств в интересах экономического обеспечения военных действий.