По Закону 115-ФЗ [6] перечень таких государств должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. Однако во всем мире такие перечни официально представляют лишь признанные международные организации.
Да и у них черные списки несколько короче, чем тот, что вышел у россиян.
Банковские операции (продукты), позволяющие клиентам легко конвертировать денежные средства в наличной форме в безналичную форму или быстро переводить денежные средства из одного государства в другое.
Причем, в случае если кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации преступных доходов как высокий, то кредитная организация вправе направить к своему клиенту уполномоченного сотрудника.
Вторым этапом является разработка и внедрение программы выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных подозрительных операций.
В качестве ориентира для кредитной организации по выявлению иных операций, не подлежащих обязательному контролю, но являющимися подозрительными Банк России в Приложении 3 Рекомендаций перечисляет критерии выявления и признаки необычных сделок, которые подразделяются на:
Данное Приложение подробно описывает операции, которые необходимо фиксировать, а сведения по ним направлять через территориальные управления Банка России в КФМ России.
Следующим этапом является разработка и создание программы документального фиксирования информации.
Данная программа должна исходить из того, что в случае необходимости (например, для использования в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном судах) было возможно воспроизвести детали операции, включая валюту операции, данные о контрагенте и т.д. Из этой программы вытекает необходимость создания программы хранения информации и документов в целях противодействия отмыванию преступных доходов. В соответствии с ней кредитной организации рекомендуется хранить следующие документы на протяжении не менее 5 лет:
После принятия решения о том, что операция осуществляется в целях отмывания денег, сведения по этим операциям должны быть представлены в КФМ России. Одновременно, в целях пресечения отмывания грязных денег банк может задержать или заморозить данную операцию.
В свою очередь, КФМ России может запросить банк о дополнительной информации по операции, включающую направление в КФМ России документы (копии документов) приведенных выше.
В целях реализации перечисленных программ, кредитная организация разрабатывает программы обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия отмыванию преступных доходов исходя из должностных обязанностей, по следующим направлениям:
Обучение сотрудников должно проводится регулярно, не реже одного раза в год.
Приведенная система внутреннего контроля играет основополагающую роль во взаимодействии Банка России, банков (кредитных организаций) с КФМ России по выявлению операций, связанных с отмыванием грязных денег.
Задачи, функции и полномочия КФМ России четко определены Положением О Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу [15] в котором указано, что КФМ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
КФМ России подотчетен Министерству финансов Российской Федерации и ежегодно представляет отчет о своей деятельности в сфере борьбы с отмыванием грязных капиталов.
Основными задачами КФМ России являются:
Основными функциями КФМ России, помимо прочего, являются:
В марте-апреле т.г. Банком России проведены инспекционные проверки 517 кредитных организаций (или 39% от общего количества кредитных организаций) по вопросам соблюдения требований положений Закона и нормативных актов Банка России, в части фиксирования, хранения и представления в КФМ России информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в отношении организации в кредитных организациях внутреннего контроля.
В соответствии с нормативными актами Банка России [27], кредитные организации и их филиалы являются объектами контроля со стороны Банка России за исполнением Закона о борьбе с отмыванием денег [6]. Банк России проводит инспекционные проверки для определения:
В своей статье директор Департамента инспектирования кредитных организаций Банка России В.В. Ткаченко18 указывает на то обстоятельство, что одним из наиболее распространенных видов нарушений, выявленных в ходе инспекционных проверок кредитных организаций Банком России, является некачественная работа или полное отсутствие службы внутреннего контроля в кредитных организациях.
Напомним, что Банк России не регламентирует строгого порядка осуществления банками внутреннего контроля в отношении борьбы с преступными доходами, а лишь предлагает схему внутреннего контроля, носящего рекомендательный характер, что соответствует отдельным положениям Заявления О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации [25]. Подобный, несколько либеральный подход, является оптимальным, и разрабатывался таким образом, чтобы не допустить излишнего давления на кредитные организации со стороны надзорного органа. Однако есть и отрицательная сторона данного подхода.
Дело в том, что после вступления в силу антиотмывочного Закона большинство банкиров поступило следующим образом19. При разработке правил внутреннего контроля за подозрительными сделками банки учли рекомендации Банка России, но частично. Банкиры руководствовались тем, что совсем не учитывать рекомендации главного банка страны может существенно повредить имиджу банкиров, а это не лучший подарок для любой кредитной организации.
Поэтому в основу внутреннего контроля были положены рекомендации, соответствующие Закону 115-ФЗ [6]. А по поводу того, что рекомендации выполнены не полностью банкиры замечают, что рекомендации не являются законом. Можно с пониманием отнестись к банкам, поскольку, например, до сих пор остается открытым вопрос, что делать, если банкир сообщил о сомнительной сделке в соответствии с рекомендациями Банка России и клиент об этом узнал. Клиент может обвинить банкира в стремлении опорочить его деловую репутацию.
И в случае судебного разбирательства по данному вопросу суд будет руководствоваться Федеральным законом, а не рекомендациями Банка России.
Также остается открытым вопрос о мерах воздействия к банку при невыполнении им рекомендаций Банка России. В своих нормативных правовых документах Банк России ссылается на Статью 75 Закона о Центральном банке Российской Федерации [8], устанавливающего санкции к банкам за невыполнение требований Банка России и предусматривающие наказание, вплоть, до отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности.
Таким образом, представляется очевидным, что рекомендации по организации внутреннего контроля должны носить законодательный характер и устанавливаться для безоговорочного их исполнения со стороны банков.
В настоящее время КФМ России не правомочен осуществлять проверки кредитных организаций на предмет соблюдения ими Закона 115-ФЗ [6]. Поскольку существует риск того, что конкретный банк может игнорировать данный закон и не представлять сведения. Более того, Банк России, осуществляющий проверки кредитных организаций, не обязан информировать КФМ России о кредитных организациях, постоянно нарушающих данный Закон [там же] равно как и привлекать специалистов КФМ России для участия в данных проверках.
Таким образом, на сегодняшний день взаимодействие Банка России с КФМ России по рассматриваемому вопросу находится еще в стадии зарождения.
При подходе к вопросу о сущности проверок кредитных организаций Банк России исходит из принципа, что банковская проверка является частью банковского надзора, и это справедливо в части определения финансового положения дел в банках, оценки достаточности собственных средств, и т.п. Однако на сегодняшний день представляется очевидным, что проверка кредитной организации по вопросам соблюдения внутреннего контроля в части соблюдения ею Закона 115-ФЗ [там же] требует участия специалистов КФМ России.
Необходимо также отметить несовершенство нормативной базы в отношении обязанности кредитной организации по представлению в Банк России отчетности, свидетельствующей о принятии эффективных мер по организации внутреннего контроля, в том числе по вопросу предотвращения отмывания преступных доходов.
Директор Департамента инспектирования кредитных организаций Банка России В.В. Ткаченко20, рассказывает о путях и методах совершенствования инспекционных проверок в кредитных организациях: Качество инспекционных проверок кредитных организаций напрямую зависит от их квалифицированной подготовки и разумной, т.е. обоснованной периодичности проведения, обеспечения системности в ее организации с учетом масштаба самой проверки. Системный подход к организации проверок позволит снизить их количество.
В этом случае текущий контроль за деятельностью кредитной организации будет ориентирован в большей степени на документарный надзор, и лишь в экстремальных ситуациях в работе кредитной организации будут осуществляться внеплановые выходы инспекции на место [там же].
Представляется очевидной необходимость разработать и внедрить определенные документарные формы отчетности по организации внутреннего контроля в кредитных организациях, а также периодичность их представления в Банк России.
В настоящее время санкции, применяемые к банкам за нарушение законодательства Российской Федерации регулируются статьей 75 Закона о Центральном банке Российской Федерации [8].
В соответствии со Статьей 75 данного Закона [там же] в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
Статьей 75 [там же] также установлено, что в случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, Банк России вправе, помимо прочего, взыскивать с кредитной организации штраф до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но не более одного размера от уставного капитала.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что данный перечень санкций является недостаточно гибким и не имеет четкого (регламентированного законодательством) порядка и размеров взимаемых штрафов за нарушение банками действующего законодательства. В частности, неясно какие санкции будут применены к банкам, не представивших сведения об операциях, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем или подозрительных операциях.
Предлагается установить четкий механизм наказания банков за непредставление или умышленное сокрытие данных сведений.
Однако этот вопрос в ближайшее время может быть решен. Дополнения в Кодекс об административных правонарушениях [4] (внесенные в Правительство Российской Федерации одним пакетом с поправками к антиотмывочному Закону 18 мая 2002 г.) предусматривают наложение штрафа на должностных лиц от 100 до 200 МРОТ21 и на юридических лиц от 500 до 5000 МРОТ за несоблюдение ими требований законодательства в части фиксирования, хранения и представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля.
Политика знай своего клиента является основополагающим элементом 40 Рекомендаций ФАТФ [Прилож. 2].
Все страны ФАТФ применяют положения Рекомендаций 10 и 11, посвященных мерам, необходимым для установления личности клиентов финансовых учреждений. Кроме этого, необходимость применения таких мер диктуется Статьей 3 Директивы Совета Европы от 10 июня 1991 года 91/308/ЕЕС О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания капиталов, обязательной для применения всеми странами-членами Европейского Союза.
а) Общие законодательные требования для банковских институтов
В подавляющем большинстве стран - участниц ФАТФ требования по идентификации клиентов в банках введены законодательными актами. Однако в двух странах требования по идентификации закреплены указами (Турция) или инструкциями (Япония). В некоторых странах (Гонконг, Сингапур) этот вопрос регулируется указаниями, которые усиливают требования Закона. В других странах требования идентификации клиентов для большинства банковских институтов предусмотрены законами, для прочих секторов - специальными инструкциями.
В Нидерландах принят Закон об Идентификации (Финансовые Услуги). И, наконец, в Швейцарии идентификация клиентов предусмотрена как законодательными актами (Уголовный Кодекс предусматривает наказание за недостаточную бдительность при идентификации лица, по поручению которого совершается операция), так и другими нормативными документами (Конвенция о надлежащей бдительности банков, Указания Федеральной банковской комиссии).
Большинство стран - членов ФАТФ ввели в свое законадательство указания по проверке клиентов банков в период с 1990 по 1996 гг. после принятия 40 Рекомендаций. В то же время до принятия соответствующих законов, в ряде стран были приняты внутренние указания для отдельных видов бизнеса по обеспечению стандартов по идентификации клиентов в отсутствие законодательных требований (например, в Италии, Люксембурге, Новой Зеландии, Великобритании). В дополнение к введению в силу законов и инструкций, надзорными органами или торговыми ассоциациями были выпущены дополнительные указания для небанковских финансовых институтов.
Однако содержание этих указаний варьируется, и не все они содержат разъяснения Закона.
Мероприятия по идентификации клиентов применяются как к банкам, так и к небанковским институтам. В некоторых странах (Австралия, Бельгия, Дания, Франция, Германия, Нидерланды, Великобритания) идентификация распространяется также на всех участников нефинансового бизнеса или на некоторых из них, когда они осуществляют финансовую деятельность.
б) Содержание законодательных требований при проведении идентификации физических лиц
Открытие счетов и банковских расчетных книжек
Виды документов, которые необходимо представлять для идентификации физических лиц, открывающих счета, обычно установлены в циркулярах или указаниях (например, Германия или Португалия). Во Франции документы, необходимые для идентификации физических или юридических лиц, перечислены в положениях Закона. В Канаде документы, необходимые для идентификации, указаны в Положении о Криминальных доходах (отмывании денег).
Указания могут также содержать детали для установления идентификации клиентов.
Каждая страна самостоятельно устанавливает перечень документов, необходимых для идентификации клиентов. В большинстве стран требуется представить официальный документ, содержащий фотографию и подпись.
Чаще всего это удостоверение личности, паспорт, водительские права, карта социального страхования и специальные удостоверения иностранцев или беженцев. Могут быть представлены и такие документы, как свидетельство о браке, муниципальная карта личности, военное удостоверение, карточка полицейского или удостоверение, выданное банком.
В Скандинавских странах часто запрашивается персональный идентификационный номер, а при открытии депозитного счета в США должны быть представлены идентификационный номер налогоплательщика или номер социального страхования.
В Норвегии кроме перечня документов, имеющих необходимый уровень защищенности, существует перечень документов, которые его не имеют. Последний перечень включает свидетельство о рождении, кредитные карты, проездные билеты на автобус и поезд, членские карточки объединений или школьные сертификаты. В Дании принимаются только те документы, которые трудно подделать.
Однако решение о необходимости перепроверить подлинность документов принимается каждым продавцом финансовой услуги самостоятельно. Фактически система требует, чтобы продавцы услуг изучали в обязательном порядке по крайней мере два документа, а чаще три и более.
Несмотря на то, что клиенты обязаны представлять подлинные документы, должен быть проведен ряд формальных проверок их подлинности, например, сличение подписи, выявление возможных различий в фотографии, физическое существование предполагаемого клиента. В целом финансовые институты должны убедиться, что представленные документы не содержат никаких признаков подделки.
Существует несколько способов проверки адресов, например, отправление и получение почты, проведение дополнительных проверок по спискам для голосования, телефонному справочнику или счетам. В Японии служащий финансового института, работающий с клиентами, посещает клиентов, чтобы подтвердить их адреса.
Финансовые институты должны быть особенно внимательными в случае, когда клиент указывает адрес третьего лица или почтового ящика.
В ряде стран проводятся дополнительные проверки. В Бельгии институты, подпадающие под действие законодательства, должны иметь информацию о своих клиентах (профессия, состав семьи, изменение адреса, и т.д.). В Сингапуре и Великобритании, по возможности, с предполагаемым клиентом проводят личное собеседование.
Во Франции банк, открывающий счет клиенту, проявляющему подозрительную поспешность, может поинтересоваться его задолженностями. Кроме того, Ассоциация французских банков не рекомендует принимать неопределенные характеристики профессиональной деятельности. В США для открытия счетов на крупные суммы или при проведении крупных операций требуется, чтобы клиент обеспечил идентификацию и указал номера счетов в предыдущем банке и, если таковые имеются, необходимо подтвердить их правильность. В Испании банковские институты должны быть особенно осторожны в таких случаях, как осуществление операций через посредника, открытие счетов неизвестным или необычным клиентам, поступление средств на счет из-за рубежа для перевода их в другие места по финансовым, торговым и инвестиционным операциям.
В некоторых странах наряду с уточнением телефонных номеров существует перекрестная проверка информации с использованием других материалов и источников, основанная на тесном взаимодействии с государственными органами, обладающими определенными данными по клиенту в соответствии с их компетенцией.
Прочие операции, подпадающие под требования идентификации
Кроме случаев открытия счетов и расчетных книжек, идентификация обычно необходима тогда, когда клиент проводит разовую крупную операцию или есть подозрения, что операция связана с отмыванием денег, а также если с клиентом устанавливаются постоянные деловые отношения; при совершении ряда операций/транзакций, включающих аренду сейфов в депозитарии, депозитарное обслуживание ценных бумаг, драгоценных металлов и других активов, оплату акций, банковских сертификатов и других подобных инструментов наличными, приобретение кредитной карты, проведение крупной валютной операции и телеграфных переводов.
В мировой банковской системе большинство финансовых операций рассматриваются как банковский бизнес и, таким образом, подпадают под требования по идентификации клиентов.