Для отражения операций по оформлению платежа по внутреннему бухгалтерскому учету сотрудник отдела импортных аккредитивов делает соответствующие бухгалтерские записи путем составления мемориального ордера. При оплате документов начисляется комиссия с суммы платежа в соответствии с тарифом комиссионного вознаграждения банка, списывается сумма этой комиссии с валютного счета приказодателя аккредитива и зачисляется на счет доходов банка, так же как и комиссия за открытие аккредитива. В адрес иностранного банка направляется телекоммуникационное платежное поручение на оплату данной суммы с аккредитива в пользу бенефициара согласно инструкциям, содержащимся в сопроводительном авизо, при котором иностранный банк выслал документы в адрес банка-эмитента, с указанием рамбурсирующего банка, через который следует произвести платеж.
Банк-эмитент переводит средства, инструктируя рамбурсирующий банк оплатить причитающуюся сумму по назначению в пользу авизующего банка, указывая при этом срок валютирования, то есть дату, на которую рамбурсирующий банк может списывать сумму платежа с корреспондентского счета банка-эмитента у себя. При этом банк-эмитент извещает о платеже авизующий банк и инструктирует рамбурсирующий банк сделать это самостоятельно.
В случае, если банк-эмитент имеет корреспондентский счет в авизующем банке, он на основании инструкций авизующего банка может уполномочить последний дебетовать свой счет у него для платежа в пользу бенефициара.
. Придавая особое значение корреспондентским отношениям, крупные банки создают специализированные подразделения для контроля за их ведением и дальнейшим совершенствованием в целях достижения такого уровня их развития, при котором корреспондентские отношения охватывали бы все аспекты банковского бизнеса и способствовали бы росту прибыли. Важнейшим условием эффективной деятельности этих подразделений является их оперативное взаимодействие с отделами и управлениями банков, занимающимися международными расчетами, валютными неторговыми операциями и дилингом, а также доступ к международной финансовой информации.
Принципом корреспондентских отношений становится в первую очередь предоставление друг другу возможности проведения прибыльных операций. Кроме того, на базе корреспондентских отношений расширяется круг предоставляемых услуг, включая, например, обучение персонала своих корреспондентов, помощь в организации представительств, информационное обеспечение и т.п.
В целях укрепления сотрудничества многие подобные услуги могут оказываться бесплатно.
Для банков в условиях колебания процентных ставок и валютных курсов является необходимостью рациональное использование средств на корреспондентских счетах путем тщательного регулирования остатков на своих счетах у других банков, с одной стороны, и максимально выгодного использования средств на счетах своих корреспондентов у себя, с другой стороны.
Используя достижения научно-технического прогресса, крупнейшие банки стали создавать различные автоматизированные системы для получения оперативной информации об операциях по счетам и управления ими в рамках корреспондентских связей. Такие системы используются, например, контрагентами и клиентами Bankers Trust Co. (Cash Connector ) , Morgan Guarantee Trust Co. (M.A.R.S.) Bank of America ( BAMTRAC ) , Chemical Bank ( Chemlink ) и других американских банков . Ряд европейских и российских банков также приступил к созданию и внедрению подобных автоматизированных систем .
В 1977 году начала функционировать система СВИФТ ( SWIFT: Society of Worldwide Interbank Financial Telecommunications ), созданная 239 банками для обмена финансовой информацией. СВИФТ получил в банковских кругах широкое признание и в настоящее время является одной из основных систем, использование которой дает большой эффект, благодаря возможности быстро связываться с иностранными банками-корреспондентами и получать необходимые сведения, а также оперативно решать различные вопросы, не затрачивая дополнительного времени на почтовую переписку.
Большое значение имеет также использование телексов, телефаксов и системы Reuters , дающей оперативную информацию о состоянии дел на международных биржах и о курсах валют. Также в настоящее время на одну из лидирующих ролей претендует компьютерная сеть "Интернет", также дающая широкий круг возможностей для обмена информацией и получением необходимых данных.
Некоторые банки, в том числе из средних, стали специализироваться на переводе средств между своей клиентурой и банками-корреспондентами. Примером может служить французский банк l'Europeenne de Banque, который, являясь членом организации СВИФТ, принял на себя переводное обслуживание международных операций ряда французских и итальянских банков и фирм.
В условиях невысоких процентных ставок имеет место определенная взаимовыгодность отношений: один банк получает средства, которые мог бы использовать с выгодой для себя, другой - услуги своего корреспондента, стоимость которых была приемлемой для банков и которую можно было снижать за счет увеличения объема операций по счету. Однако в период резкого повышения процентных ставок в середине 80-х годов поддержание беспроцентных остатков стало невыгодным для банков и начался отток средств с корреспондентских счетов.
В результате банки стали пересматривать основу построения доходности своих операций по корреспондентским счетам, дополнив ее комиссиями. Несмотря на последовавшее понижение ставок на рынке, тенденция к переводу операций по корреспондентским счетам на комиссионную основу сохраняется .
Комиссии обладают теми преимуществами, что они уплачиваются сразу, имеют стабильный характер и не подвержены изменениям под влиянием колебаний ставок и валютных курсов. У некоторых банков на базе комиссий проводится 80 - 90 % операций по корреспондентским счетам.
Комиссионную основу все более широко используют также банки Голландии, Швеции, Бельгии, Великобритании и России. Следует, однако, отметить, что ряд банков ФРГ и Швейцарии все еще использует в основном систему минимальных остатков и только 30 % их стали применять комиссии.
Большое значение в современных условиях приобретает, с одной стороны, повышение эффективности использования собственной филиальной сети из отделений, представительств, агентств и дочерних учреждений (например, английский Midland Bank располагает сетью из 177 таких учреждений ) и, с другой стороны, оптимизация корреспондентской сети. Подразделения, ответственные за корреспондентские отношения, должны постоянно следить за целесообразностью поддержания отношений с тем или иным корреспондентом и не допускать неплатежей и овердрафтов, если последние не предусмотрены корреспондентскими соглашениями, наличием достаточного количества счетов в различных валютах (это позволяет избежать расходов, связанных с конверсией валют и курсовыми разницами, при условии отсутствия комиссии за ведения счета и достаточного объёма операций), оптимальным распределении средств между счетами в разных банках одной страны ( одно время во Одинбанке широко практиковалось использование центральных счетов, по которым объем операций и размещенных средств был наибольшим в данной стране. Это имело некоторые удобства, однако, например, когда в 1992 году на счет в Credit Lyonnais, Париж был наложен арест, объем средств Одинбанка в других банках Франции оказался очень незначительным и банк понес потери.)
Таким образом, основными направлениями работы по совершенствованию корреспондентских отношений с банками являются: выделение в организационной структуре банков специальных подразделений занимающихся непосредственно корреспондентскими отношениями, широкое внедрение средств автоматизации и компьютеризации, контроль за рациональным использованием средств на корреспондентских счетах, оптимизация корреспондентской сети за границей и внутри страны.
В настоящее время, в условиях происходящих в России экономических реформ, большое внимание уделяется усилению международных связей российских производственных предприятий и организаций. Корреспондентские отношения между банками как внутри страны так и за рубежом являются важнейшим инструментом международных экономических связей.
В связи с этим огромное значение приобретает расширение и совершенствование корреспондентских связей российских коммерческих банков между собой, а также с иностранным банками, приведение их в соответствие с нормами международной банковской практики, увеличение объема предоставляемых услуг и иностранных операций, а также поиск новых форм сотрудничества в сфере обслуживания международных расчетов. Поэтому выбор банка-корреспондента как за рубежом, так и внутри страны осуществляется очень тщательным образом и выбирается в зависимости от нужд банка или его клиента, для проведения тех или иных операций.
В связи с угрозами неплатежей, банкротства и постоянно меняющейся экономической ситуации в стране банки вынуждены, в рамках установленных корреспондентских отношений, анализировать финансовое положение, собирать информацию о деятельности и друг друга, об объёме предоставляемых услуг и их стоимости и оперативно реагировать на все происходящие изменения, создавая друг другу здоровую конкуренцию и постоянно совершенствуя и увеличивая спектр предоставляемых услуг.