d9e5a92d

Этапы банковского надзора

Ревизоры несут полную материальную ответственность за деятельность закрепленных за ними банков, осуществляют документарный надзор, при необходимости выезжают с проверкой в курируемые ими кредитные учреждения. Более опытные ревизоры курируют большее число банков или банки находящиеся в затруднительном положении.

На одного ревизора в среднем приходится 7 8 небольших или имеющих незначительные проблемы банков или 1 крупный банк, у которого возникли серьезные проблемы. Ревизор действует в тесном контакте с внешним аудитором, проверяющим его поднадзорный банк. Он тщательно изучает ежемесячные и годовые отчеты банка и письма внешнего аудитора в адрес правления по итогам проведенных им проверок.

Не реже 1 раза в год проводится встреча работников банковского надзора с внешним аудитором соответствующего банка, во время которой ревизор имеет возможность получить дополнительную информацию по результатам аудиторских проверок расчетов годовых финансовых показателей банков.
Каждые 2 3 года проводится встреча руководства коммерческого банка и центрального банка страны, в ходе которой обсуждаются направления деятельности коммерческого банка. По итогам совещания подписывается документ, фиксирующий заключенные сторонами соглашения.

Банковский надзор во Франции


Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет Комиссию управляющий Банком Франции. Сотрудниками рабочего органа Комиссии Генерального секретариата являются в соответствии с Законом о банках только служащие центрального банка. В обязанности Банковской комиссии входит изучение условий деятельности кредитных учреждений, контроль за их финансовым положением, а также за соблюдением работниками банков профессиональной этики.

При осуществлении административного надзора проверяется законность операций всех кредитных учреждений страны, причем не только действующих во Франции, но и зарубежных филиалов.
В своей работе Банковская комиссия руководствуется, прежде всего, результатами периодических проверок финансовой документации поднадзорных учреждений, но при необходимости проводит и инспекционные проверки на местах. Ревизии проводятся в соответствии с распоряжениями на проверку любой банковской документации. Комиссия может применять разнообразные дисциплинарные санкции.

Помимо предупреждения и порицания предусматриваются запрещение или ограничения деятельности, временное отстранение одного или нескольких руководителей от работы и их официальное разжалование, аннулирование лицензий, денежные штрафы. При необходимости Комиссия может назначать временного руководителя кредитно-финансового учреждения или председателя ликвидационной комиссии.
Одной из главных задач центрального банка при осуществлении надзора является определение вероятности возникновения у банков затруднительных ситуаций в будущем. При выявлении таких проблем центральным банком принимаются необходимые меры по их преодолению:

  • списание активов банка, что влечет необходимость дополнительного увеличения капитала;
  • ограничение определенных видов кредитования;
  • усиление внутреннего контроля в банке;
  • совершенствование руководства или замена высших менеджеров банка.

Если банку не удается осуществить надлежащие меры в установленные сроки, применяется система штрафных санкций. Крайней мерой воздействия является закрытие банка.

Обычно отдается предпочтение средствам морального воздействия на руководителя тех кредитных учреждений, деятельность которых должна быть исправлена и улучшена.

Этапы банковского надзора


Банковский надзор осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов:

  • лицензирование;
  • проверка отчетности, предоставляемой банками;
  • инспектирование (ревизия) на местах;
  • контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.

Лицензирование банков


Создание нового банка обычно регулируется общим или специальным банковским законодательством. В большинстве стран необходимо специальное разрешение (лицензия) на открытие банка.

Лицензирование (первый этап надзора) имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа. Для получения лицензии подавшее заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, прежде всего относительно:
минимального размера уставного капитала; источников первоначально инвестируемого капитала;
состава основных акционеров; квалификации и моральной характеристики руководства;


круга предполагаемых операций и стратегии деятельности;
правильности оценки банковских активов по их рыночной стоимости;
комплекса мер по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности.
Помимо этого, при решении вопроса о выдаче лицензии надзорные органы могут учитывать, например, условия по формированию сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на уровень конкуренции в кредитно-финансовом секторе, национальную принадлежность капитала или учредителя в тех случаях, когда в стране действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц. Лицензия должна содержать положения о сроках ее действия, условиях их продления, возможности внесения в нее поправок или ее аннулирования.

В ней может быть оговорено утверждение центрального банка кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта, существенных (свыше 5%) изменений в структуре собственности, слияний, а также перемены названия, уменьшения оплаченного капитала.
Аннулирование лицензии возможно при следующих обстоятельствах: неспособность создаваемого банка начать по истечении определенного срока осуществление операций; невыполнение банком условий лицензии или осуществление операций, не предусмотренных в лицензии; нарушение законов или нормативных актов; нанесение ущерба интересам кредиторов и вкладчиков при проведении операций.
Порядок лицензирования банковской деятельности имеет некоторые особенности в отдельных странах. В Италии в 1980-е гг. после периода жестких лицензионных ограничений на учреждение новых банков процедура выдачи разрешений была несколько смягчена. В настоящее время получение лицензии на создание нового банка предполагает выполнение следующих условий: размер минимального первоначального капитала банка около 8 млн. долл.; достаточный уровень компетентности администрации; неукоснительное соблюдение определенных требований, касающихся деловой репутации аудиторов и учредителей. Учредители должны вместе с заявкой предоставить полное описание развития банка.

Определенные требования предъявляются и к акционерам банка: гарантированное устойчивое и продуманное управление банком; четкое разграничение между банковскими и небанковскими операциями во избежание использования средств банков их акционерами нефинансовыми компаниями в ущерб интересам самого банка и его вкладчиков.
В соответствии с банковским законодательством Банк Италии должен выдавать разрешение на участие потенциальных акционеров в капитале банка, если их доля составляет не менее 5 % его совокупного капитала, или для приобретения пакета акций, позволяющего управлять банком. Небанковским и нефинансовым учреждениям запрещено владеть более 15 % капитала банка.

Такая же норма определена и на участие банков в акционерном капитале нефинансовых компаний. В настоящее время открытие новых банковских филиалов уже не требует обязательного предварительного разрешения Банка Италии.

Однако органы надзора могут вводить ограничения на расширение филиальной сети банка, если оно не соответствует сложившейся в нем финансовой и управленческой ситуации.
К компетенции Банка Италии относятся также вопросы слияний банков, решаемые с учетом финансового состояния каждого банка, участвующего в таких процедурах, достаточности капиталов, перспектив получения доходов, возможностей эффективного управления, а также влияния слияний на конкуренцию в банковском секторе. Для увеличения банковского капитала за счет эмиссии обыкновенных акций также требуется специальное разрешение Банка Италии, обращающего особое внимание на наличие у банка возможности выплачивать дивиденды по новым акциям без снижения объема нераспределенной прибыли.
В течение длительного времени и до конца 1970-х гг. в Великобритании применялась особая процедура при учреждении новых банков регистрационная система. Для открытия банка не нужно было специального разрешения.

Создание и деятельность банков регулировалось общим Законом о компаниях (1948 г.). С 1979 г. проведение отдельных видов банковских операций стало возможным только с разрешения Банка Англии. В настоящее время банкам лицензия не требуется, но они должны отвечать установленным Банком Англии критериям: размер уставного капитала не менее 5 млн. ф. ст.; предоставление достаточного диапазона банковских услуг; наличие солидной репутации.

Подобным критериям соответствуют крупные клиринговые банки, торговые банки и учетные дома, а также филиалы зарубежных банков.
Другие кредитные учреждения должны получить разрешение Банка Англии на ведение банковских операций. Лицензия выдается после тщательной проверки соблюдения ими требований, предъявляемых Банком Англии к размеру капитала (не менее 1 млн. ф. ст.); степени ликвидности; реалистичности бизнес-плана; системы учета и контроля; достаточности резервов для покрытия возможных убытков; добросовестности руководства, соблюдению им принципов рациональности, расчетливости и бережливости.

Проверка отчетности, предоставляемой банками


Второй этап надзорной деятельности дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство. Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении экономических нормативов и предоставляться в течение месяца, следующего за отчетным.

Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.
Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:
достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);
качество его активов с точки зрения риска ликвидности;
доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1 занятого);
ликвидность (способность банRа своевременно оплачивать свои обязательства) соотношение ликвидности и прочих активов.
В 1974 г. в связи с растущей интернационализацией деятельности кредитно-финансовых учреждений, необходимости обеспечения стабильности всей мировой банковской системы, требующими координации действий национальных надзорных органов, был создан Международный комитет по банковскому надзору. В Комитет входят 9 европейских стран, а также США, Канада и Япония, представленные центральными банками и другими надзорными органами.

Целью Комитета являются создание международной системы всеобъемлющего банковского надзора, а непосредственной задачей развитие сотрудничества в разработке банковских нормативов и создание единых норм.
В 1988 г. Комитет разработал первое международное соглашение по стандартам достаточности капитала для банков, которое было взято за основу многими странами. Например, при определении достаточности капитала в его составе стали выделять капитал первого уровня, или основной, и капитал второго уровня, или дополнительный.

Основной капитал включает полностью оплаченный акционерный капитал (обыкновенные акции) и публикуемые резервы учредительскую прибыль от продажи акций по цене выше номинала; дополнительные средства, вносимые акционерами; нераспределенную прибыль предыдущих лет (после выплаты налогов и дивидендов акционерам).
В состав дополнительного капитала входят отраженные в отчете о прибылях и убытках, но непубликуемые резервы, размер которых утвержден органами банковского надзора; общие резервные отчисления на покрытие убытков будущих периодов; резервы на переоценку активов; долгосрочные (не менее чем на 5 лет) субординационные долговые обязательства банка. Субординационные долговые обязательства, эмитируемые банком субординационные ценные бумаги, являющиеся бессрочным долговым обязательством и одновременно свидетельством участия в капитале, обращаются на рынка ценных бумаг, котируются на бирже в разряде обычных облигаций.
Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его активов. Глубокий анализ качества активов, выявление невозвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены в процессе инспектирования на месте.

Однако представляемая банком отчетная документация может использоваться как показатель состояния его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика.
Поскольку уровень риска непосредственно зависит от степени концентрации ссуд, во многих странах введены ограничения на размер предоставляемых ссуд одному клиенту или группе связанных между собой заемщиков. Так, в Италии банки и банковские группы имеют право предоставлять одному заемщику или группе связанных между собой заемщиков ссуду в размере не более 25 % собственных средств банков.

Совокупная величина крупных кредитов (каждый из которых составляет не менее 10 % собственных средств банка или банковской группы) не может превышать размер собственных средств более чем на 80 %. Помимо этого установлено ограничение на выдачу ссуд связанным между собой лицам (основным держателям акций, располагающие более 15 % акционерного капитала банка, и компаниям, в капитале которых участие банка превышает 20 %) в пределах 20 % собственных средств банков. Банки, входящие в состав банковской группы, не относящейся к категории связанных между собой юридических лиц.
От качества активов в существенной степени зависит доход банка, поскольку сомнительные или безнадежные кредиты означают для него прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд: при занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной стоимость активов банка, что искажает показатель достаточности капитала. При оценке величины созданных банком резервов центральный банк проверяет резервную политику соответствующего банка, методы и систему наблюдения за кредитным риском и взыскания долгов, структуру задолженности, а также практику получения залога.

С целью уменьшения странового риска Банк Англии в 1987 году установил лимиты на предоставление ссуды заемщикам из разных стран с учетом их финансово-экономического положения, что дает банкам возможность довольно объективно оценивать достаточность резервов, создаваемых под ссуды, по каждой стране.
Величина капитала банка, качество его активов непосредственно связаны с доходностью (или прибыльностью) банка. При анализе рентабельности банка органы надзора прежде всего проверяют достоверность документального оформления доходов, правильность формирования резервов на покрытие возможных убытков, начисления процентов, уплаты налогов и выплаты дивидендов, качество доходов по источникам их происхождения и регулярности поступления.

На базе отчетной документации доходность может быть определена как отношение чистой прибыли после налогообложения до выплаты дивидендов к общей сумме активов.
Для расчетов по текущим обязательствам банки должны иметь наличность или другие ликвидные активы в достаточном объеме. Поэтому весьма важно, чтобы структура банковских депозитов была различной по срокам и размерам.

Во многих странах органы надзора устанавливают показатели ликвидности, отражающие требования по поддержанию банками определенного соотношения между ликвидными активами и величиной депозитов с разбивкой по их видам. Такими показателями могут быть соотношения между представленными кредитами и депозитами;
ликвидными активами и депозитами (или суммой депозитов и кредитов, полученных в центральном банке или в других банках);
стабильными депозитами (то есть теми, которые замещаются на прогнозируемый срок) и общей суммой депозитов.
Анализ финансового состояния банка на базе изучения его периодической отчетной документации позволяет сделать вывод и о внутрибанковской системе управления и контроля, степени компетентности его руководящего звена. На основе оценок различных аспектов деятельности банка делается общее заключение о его финансовом положении, формулируются рекомендации или решения о необходимости принятия соответствующих мер.
В США 3 органа, контролирующие банковскую деятельность, в течение долгого времени применяли собственные системы оценки финансового положения банков. С 1978 г. внедрена единая оценочная система CAMEL, составленная по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

  • С capital adeguacy (достаточности капитала). Система определяет, каким капиталом располагает банк для защиты вкладчиков, а соответственно достаточности его величины;
  • A asset guality (качество активов), определяет степень возвратности активов и внебалансовых статей, а также финансовое воздействие проблемных кредитов;
  • M management (качество управления). Система оценивает качество банковского менеджмента на основе результатов работы, устоявшейся политики, глубины контроля, соблюдения законов и инструкций. Это самый главный элемент международной системы оценки CAMEL. Поскольку этот вопрос в данной дипломной работе не может быть подробно рассмотрен, остановимся на его основных направлениях, применяемых в практике высокоразвитых стран.

Для того чтобы получать доход и проводить продуманную политику, необходимо, в первую очередь, определить здоровье банка, а это можно сделать только путем правильно организованной системы управления. Управление в банковской деятельности включает следующие основные направления: планирование деятельности банка, управление кредитными рисками, финансовое управление, управление человеческими ресурсами, система контроля за исполнением управленческих решений.

Качество менеджмента можно оценить только на основе оценки всей финансовой отчетности и определения результатов деятельности.

  • E earnings (доходность или прибыльность), определяет достаточность доходов для будущего роста банка;
  • L liguiditi (ликвидность). Система определяет, достаточно ли ликвиден банк, чтобы выполнить обычные и неожиданные обязательства.

В соответствии с этой рейтинговой системой общая оценка состояния банка (от 1 прочное состояние до 5 неудовлетворительное состояние) является средней арифметической из баллов, Vпределяемых по 5 вышеназванным критериям. Предварительная рейтинговая оценка дается в процессе документарного надзора, а окончательная лишь после завершения инспекции на месте.

Общий рейтинг достаточно точно отражает положение банка и предопределяет необходимость принятия надзорным органам надлежащих мер по отношению к данному банку. Систему CAMEL стали применять и надзорные органы других стран.

Инспектирование (ревизия) на местах


Проверка степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления о положении банка, качестве его менеджмента могут быть обеспечены только в ходе проверки на месте. Этим определяется значение 3-го этапа надзора за функционированием кредитных учреждений, инспектирования (ревизии) на местах.

В связи с трудоемкостью проведения ревизий на местах органы надзора осуществляют их периодически (они могут быть плановыми, регулярными и внеочередными) и устанавливают характер инспекций, которые в зависимости от целей и масштабов проверки могут быть общими, ограниченными и специальными.
Во время общей проверки анализируются различные аспекты деятельности банка и главные области риска. Как правило, выявляются соблюдение банком законов, правильность составления отчетов, наличие эффективной системы управления и производится оценка общего финансового состояния банка. При ограниченных проверках рассматриваются определенные аспекты деятельности банка, отдельные зоны риска, например, анализируется кредитный портфель.

В ходе специальных проверок объектом изучения становятся конкретные операции банка, например, сделки с иностранной валютой или компьютерная обработка информации.
Частота проведения ревизий и их объем варьируются в зависимости от степени доверия надзорных органов к кредитным учреждениям, их роли в кредитно-финансовой системе, наличия у них проблем. Обычно проверки устанавливаются чаще в крупных банках, а также в кредитных учреждениях, испытывающих серьезные затруднения.

В одних странах ревизии на местах проводятся редко и их объектом являются, как правило, нестабильные банки, в других проверкам придается большее значение.
Особенно четкая процедура инспектирования характерна для США. Федеральные и штатные органы банковского надзора Служба контролера денежного обращения, ФРС, Федеральная корпорация страхования депозитов, отделы уполномоченных банков при правительстве штатов проводят независимо друг от друга всесторонние проверки подведомственных банков не реже 1 раз в 1 2 года.

В результате на 1 коммерческий банк в США из-за параллелизма в деятельности надзорных органов приходится 4 6 плановых полномасштабных ревизий в год, каждая из которых может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель.
В Италии проверки на местах осуществляются каждые 4 5 лет в небольших и каждые 8 9 лет в крупных банках. Как правило, инспекции длятся 4 6 месяцев и в них участвуют 5 6 инспекторов из Банка Италии. Инспекции планируются в начале года как региональными отделениями Банка Италии, так и Центральным инспекционным отделом.

Более мелкие банки проверяются служащими отделений, осуществляющими и обычный документарный надзор за данными кредитными учреждениями. В ходе проверок им оказывает содействие группа старших инспекторов из центрального аппарата Банка Италии.

Как правило, инспекторы знакомятся с информацией о банке в его головной конторе, но иногда посещают и филиалы банка местные и зарубежные. Инспекторы обязаны информировать Банк Италии обо всех фактах противоправной деятельности, обнаруженных во время ревизий, соблюдать конфиденциальность полученной информации, отчитаться непосредственно перед управляющим Банком Италии.
Во всех странах по результатам проверок на месте составляются письменные отчеты, доводимые до сведения руководства центрального банка, оценивающего информацию инспекторов и дающего при необходимости разрешение на принятие соответствующих мер воздействия на банк. Затем отчет вместе с сопроводительным письмом направляется в банк, где на Совете директоров обсуждается сделанные по результатам проверки заключения.

онтроль за соблюдением банками требований надзорных органов


Завершающий этап надзора за банками контроль за соблюдением ими в строго определенные сроки предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков.
Набор неофициальных и официальных мер воздействия на банки во всех странах достаточно широк. К неофициальным мерам воздействия относятся: гарантийное письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков и определением способа их устранения; письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных существенных негативных аспектов его деятельности.

Официальные меры воздействия включают в себя предупреждение; директивы по устранению недостатков; штрафные санкции; приказ о снятии с должности руководителя банка; передача банка под опеку надзорного органа; организацию слияния или поглощения; лишение лицензии на проведение банковских операций; ликвидацию кредитного учреждения.



Содержание раздела