Некоторые нормы главы VIII Заключительные положения были рассчитаны на то, что Закон будет введен в действие 1 марта 1999 года. В связи сведением в действие после этой даты практические утратили силу положения, предусмотренные пунктами 2-4 ст.
53. Предметом регулирования Закона о банкротстве кредитных организаций являются:
Соответственно, нормы указанного Закона можно разделить на две части: предупреждение банкротства и ликвидация кредитной организации, признанной банкротом. Первая часть осуществляется под эгидой Банка России, а вторая - арбитражным судом.
В соответствии с Федеральным конституционным законом Об арбитражных судах в Российской Федерации порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным конституционным законом. Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ) установлено, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве), введенный в действие с 1 марта 1998 года (Закон о банкротстве), в свою очередь, установил, что при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций применяется в части, не урегулированной Законом о банкротстве кредитных организаций. Таким образом, с учетом вышеизложенного и ст.
34 Закона о банкротстве кредитных организаций, рассмотрение дел осуществляется по правилам АПК РФ с учетом особенностей, установленных Законом о банкротстве и Законом о банкротстве кредитных организаций. Иными Федеральными законами не может быть установлен порядок судопроизводства по этим делам.
Какие же особенности банкротства установлены комментируемым Законом?
В отличие от Закона о банкротстве (ст. 2), где под банкротством понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником добровольно неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, согласно Закону о банкротстве кредитных организаций, может быть признана только арбитражным судом (п. 1, ст. 2).
Для кредитной организации изменен признак неплатежеспособности (п. 2, ст. 2), время неплатежеспособности сокращено с трех до одного месяца.
Месячный срок исчисляется с момента наступления даты исполнения денежного обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.
При рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации применяются только две процедуры - наблюдение и конкурсное производство. Учитывая особенности таких категорий должников, как отсутствующие и ликвидируемые организации, в отношении них процедура наблюдения не вводится. Проведение процедур наблюдения и конкурсного производства осуществляют соответственно временный и конкурсный управляющие.
В дополнение к требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, предусмотренным ст. 19 Закона о банкротстве, Банк России устанавливает объем квалификационных требований к арбитражным управляющим кредитной организации и выдает управляющим аттестат в соответствии с утвержденными Банком России нормативными актами
При рассмотрении дела о банкротстве по существу после 4 марта 1999 года применяются признаки банкротства, вводится и осуществляется конкурсное производство в соответствии с положениями Закона о банкротстве кредитных организаций. Помимо лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в соответствии со ст.
6 Закона о банкротстве (должник, кредитор, прокурор и иные уполномоченные органы), в арбитражный суд вправе обратиться с заявлением о признании кредитной организации банкротом Банк России (ст. 35). При этом Закон предусматривает ситуации, когда это является правом Банка России, в частности, когда у ликвидируемой кредитной организации стоимость имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (п.1, ст. 51), а также ситуации, когда обращение в арбитражный суд является обязательным для Банка России, а именно - если в течение 45 дней после отзыва лицензии на осуществление банковских операций вследствие неудовлетворительного финансового состояния кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами Банк России не получит определения арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом, он обязан обратиться в арбитражный суд с таким заявлением (п.
2, ст. 37).
Законом о банкротстве кредитных организаций (ст. 21 Закона о банкротстве) предусмотрен механизм воздействия кредиторов на Банк России, способствующий своевременному реагированию на обращения кредиторов с заявлениями об отзыве у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций.
Законом установлены содержание заявления, прилагаемые документы, срок для ответа Банка России, право кредитора обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом и последствия непринятия Банком России должных мер (ст.35). Таким образом, должник, кредитор, включая граждан-вкладчиков, налоговый и иной уполномоченный орган вправе обратиться в Банк России с заявлением об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление ею банковских операций при наступлении признаков банкротства. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие денежных обязательств и их размер.
Неустойки, пени, штрафы не включаются в размер денежных обязательств. При неполучении ответа Банка России в течение двух месяцев заявитель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Банк России может участвовать в деле о банкротстве в двух ипостасях:
Закон о банкротстве кредитных организаций иначе, чем Закон о банкротстве, определил подведомственность дела арбитражному суду. В соответствии со ст. 36 заявление о признании должника банкротом может быть принять судьей после отзыва лицензии у кредитной организации, если требования к ней в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения.
При этом суммы неустойки, пени, штрафов не включаются в размер требований.
Применение Закона о банкротстве кредитных организаций уже сегодня вызывает вопросы у практических работников, которые необходимо решить Пленуму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:
В динамике сводных показателей развития банковской системы страны в первом квартале 1999 года прослеживались следующие тенденции:
Основные количественные характеристики кредитных организаций и их распределение по территориальному признаку приведены в табл. 2.
Таблица 2
Количественные характеристики кредитных организаций России
Показатель | 01.01.99 г. | 01.04.99 г. | 01.07.99 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Зарегистрировано | 2481 | 2462 | 2439 |
Действующих | 1476 | 1433 | 1401 |
Зарегистрированы, но еще не имеют лицензии | 3 | 2 | 2 |
Лицензии отозваны | 1004 | 1029 | 1038 |
Имеют валютные лицензии | 634 | 650 | 655 |
Имеют генеральные лицензии | 263 | 255 | 247 |
Экономический район | 01.01.99 г. | 01.04.99 г. | 1.07.99 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего по России | 1476 | 1433 | 1401 |
Северный | 30 | 29 | 29 |
Северо-Западный | 53 | 53 | 54 |
Центральный, в том числе г. Москва |
770 (52,1 %) 667 |
755 655 |
731 632 |
Волго-Вятский | 41 | 39 | 39 |
Центрально-черноземный | 17 | 17 | 16 |
Поволжский | 100 | 95 | 94 |
Северо-Кавказский | 153 | 142 | 140 |
Уральский | 106 | 101 | 99 |
Западно-Сибирский, | 99 (6,7 %) | 97 | 96 |
в том числе | |||
Алтайский край | 10 | 10 | 10 |
Кемеровская область | 17 | 17 | 17 |
Новосибирская область | 16 | 15 | 15 |
Омская область | 9 | 9 | 9 |
Томская область | 5 | 5 | 5 |
Тюменская область | 37 | 36 | 35 |
Республика Алтай | 5 | 5 | 5 |
Восточно-Сибирский | 42 | 41 | 41 |
Дальневосточный | 51 | 50 | 48 |
Калининградская область | 14 | 14 | 14 |
По числу действующих кредитных организаций на 1 июля 1999 года Новосибирской область по-прежнему продолжает занимать 14-ое место в стране.
В рассматриваемом периоде количество филиалов действующих кредитных организаций в целом по стране уменьшилось на 477 или на 10 %. Две трети из них (69 %) пришлось на филиалы, головная организация которых расположены в другом регионе. Наиболее существенно число филиалов иногородних банков сократилось в Центральном (141 ед.), Северо-Кавказском (43 ед.), Западно-Сибирском (25 ед.), Восточно-Сибирском (23 ед.) районах.
В Западно-Сибирском экономическом районе наибольшее уменьшение количества филиалов иногородних банков произошло в Алтайском крае (19 филиалов) и омской области (13). Число филиалов, головная организация которых находится в данном регионе, сократилось, в основном, за счет их закрытия в Центральном (35 ед.) и Восточно0Сибирском (32 ед.) районах.
На территории Новосибирской области по состоянию на 01.07.99 г. зарегистрировано 33 кредитные организации, в том числе одна небанковская кредитная организация Сибирский расчетный центр (ЗАО) и действовало 43 филиала кредитных организаций. Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций в целом по стране на 1 июля 1999 года составил 75,8 млрд. руб. с приростом за текущий год на 23,3 млрд. руб. (44 %). Совокупная величина зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций Новосибирской области составила 165,6 млн. руб., что на 23,5 млн. руб. (13 %) меньше, чем на 01.01.99 г. такая динамика обусловлена выбытием из числа действующих банков АКБ Сибирский банк, без учета последнего уставный капитал за первое полугодие увеличился на 3,8 млрд. руб. или 2,3 %.
На территории Новосибирской области по состоянию на 1 января 2000 года зарегистрирована 31 кредитная организация (из них действует 15), в том числе одна небанковская кредитная организация Сибирский расчетный центр. Кроме того, действует 42 филиала кредитных организаций - 3 филиала кредитных организаций, зарегистрированных на территории Новосибирской области, 21 филиал иногородних кредитных организаций, Новосибирский банк Сбербанка РФ и 17 отделений Сбербанка РФ, 4 представительства кредитных организаций, из которых 1 открыто банком нерезидентом Commerzbank (г.
Франкфурт, Германия), 1 - ООО КБ Сибирский крестьянский банк, зарегистрированным на территории Новосибирской области, 2 - иногородними кредитными организациями - КБ Нерюнгрибанк и АКБ Российский банк проектного финансирования.
По состоянию на 1 января 2000 года из 15 действующих кредитных организаций 4 имеют лицензии на осуществление операций в иностранной валюте, 3 имеют Генеральные лицензии, 2 кредитные организации имеют лицензии на совершение операций с драгоценными металлами, 1 кредитная организация - разрешение на совершение операций с драгоценными металлами. Совокупная величина зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций на территории Новосибирской области на 1 января составляет 259,5 млн. руб., что на 70,4 млн. руб. (37 %) больше, чем в начале года.
В течение 1999 года исключены из Книги государственной регистрации кредитные организации Банка России ССКБ Гарантбанк и его Новосибирский филиал, КБ Новосибирскпрофбанк и его Кировский филиал, КБ Стбанк, Зыряновский филиал КАБ Кузбассоцбанк, Мошковский и Горновский филиалы КБ Сибирский хлебный банк, филиал АКБ Нефтеэнергобанк в г. Новосибирске, филиал Межрегиональное управление по Сибири и Дальнему Востоку АКБ Токобанк, филиал КБ Алмазэргиэнбанк в г. Новосибирске.
Внесены в Книгу государственной регистрации кредитных организаций Банка России филиал Мирнинского КБ МАК-Банк (ООО) в г. Новосибирске, Новосибирский филиал Банка Москвы, филиал Новосибирский ИМПЭКСБАНК (ООО), Новосибирский филиал АИКБ Новая Москва, филиал Новосибирский АКБ Российский капитал, филиал Сибирский АКБ Славянский банк в г. Новосибирске. Приказом Банка России приостановлено действие приказа об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у КБ Оптимум.
Из 31 зарегистрированной на территории Новосибирской области кредитной организации у 16-ти отозваны лицензии на осуществление банковских операций. текущем году отозвана лицензия на осуществление банковских операций у АКБ Сибирский банк. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.09.99 г. банк признан несостоятельным, открыто конкурсное производство и назначен конкурсный управляющий.
По всем кредитным организациям, находящимся в стадии ликвидации, действуют ликвидационные комиссии (конкурсные управляющие), в том числе в трех кредитных организациях завершено конкурсное производство.
Далее представим информацию по банковской системе Новосибирской области на 01.01.2000 г.
Количество кредитных организаций, зарегистрированных на территории г. Новосибирска и Новосибирской области - 31, в том числе банков 30, небанковских кредитных организаций 1.
Количество филиалов и представительств Новосибирских банков, действующих на территории г. Новосибирска и Новосибирской области - 4.
Количество филиалов иногородних банков, действующих на территории г. Новосибирска и Новосибирской области - 39, в том числе Новосибирский банк Сбербанка России и отделения Сбербанка России 18, филиалы иногородних банков 21.
Справка о количестве действующих кредитных организаций и филиалов по состоянию на 01.01.2000 г. представлена на 1.
1 - Северный район, 2 - Северо-Западный, 3 - Центральный, 4 - Волго-Вятский, 5 - Черноземный, 6 - Поволжский, 7 - Северо-Кавказский, 8 - Уральский, 9 - Западно-Сибирский, 10 - Восточно-Сибирский, 11 - Дальневосточный, 12 - Калининградская область.
Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала в 1998-2000 г.г. приведена в табл. 1.
Таблица 1
Группировка действующих кредитных организаций по величине
зарегистрированного уставного капитала
до 100 тыс. руб. | 100-500 тыс. руб. | 500 тыс. руб.-1 млн. руб. | 1-5 млн. руб. | 5-20 млн. руб. | 20-30 млн. руб. | 30 млн. руб. и выше | Всего | |
1998 год | ||||||||
01.01 | 12 | 185 | 116 | 493 | 602 | 83 | 206 | 1697 |
01.12 | 7 | 92 | 63 | 355 | 583 | 103 | 293 | 1496 |
1999 год | ||||||||
01.01 | 90 | 173 | 219 | 335 | 245 | 213 | 201 | 1476 |
01.12 | 50 | 123 | 168 | 275 | 218 | 249 | 280 | 1363 |
2000 год | ||||||||
01.01 | 49 | 116 | 160 | 270 | 213 | 246 | 295 | 1349 |
01.03 | 45 | 108 | 148 | 253 | 208 | 256 | 320 | 1338 |
Документы, указанные в п.п. 1, 2 ст.
6 Закона Российской Федерации О несостоятельности (банкротстве) предприятий, могут быть переданы кредитором должнику под расписку, поэтому возвращение судом заявления без рассмотрения по мотиву несоблюдения кредитором процедуры извещения должника является необоснованным. В арбитражный суд обратился кредитор с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) акционерного общества, имеющего перед ним задолженность. Арбитражный суд заявление возвратил без рассмотрения по мотиву непредставления доказательств должником извещения в порядке, предусмотренном п. 1 ст.
6 Закона о банкротстве. Арбитражный суд исходил из того, что в отношении заявлений кредиторов о признании должника несостоятельным (банкротом) законом установлена специальная процедура до арбитражного урегулирования: направление должнику извещения с уведомлением о вручении. Поэтому арбитражный суд пришел к выводу, что возможность представления иных доказательств вручения извещения законом не предусмотрена.
Однако в данном случае кредитором заявление было передано под расписку руководителю организации-должника, на документах проставлен регистрационный номер, указанный в книге входящей документации. Представленные кредитором документы бесспорно свидетельствовали о вручении извещения должнику.
При таких условиях отсутствие почтового уведомления о вручении извещения не дает оснований для возвращения судом заявления без рассмотрения.
Арбитражный суд не вправе оставлять без рассмотрения заявление территориального агентства Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, выступающего в интересах государства, по мотиву несоблюдения досудебных процедур, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 2264 О мерах по реализации законодательных актов несостоятельности (банкротстве) предприятий. В связи с задолженностью перед бюджетом территориальное агентство от имени государства обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом организации, в уставном капитале которой имеется доля (вклад) Российской Федерации более 25 %. Арбитражный суд оставил заявление без рассмотрения по мотиву несоблюдения территориальным агентством досудебных процедур, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 2264 О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
В силу п.п. 2 и 3 названного Указа Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (ныне Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению) поручено направлять в арбитражный суд заявления о признании несостоятельности Федеральных государственных предприятий, а также организаций, в уставном капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации, если эти предприятия (организации) сами не подают такие заявления на основании решений., принятых Федеральной службой. Однако в данном случае территориальное агентство обратилось в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) не по основаниям, предусмотренным упомянутым выше Указом, а в соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.94 498 О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий в связи с задолженностью перед бюджетом.
Процедуры, установленные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 2264, на эти случаи не распространяются и поэтому подобные заявления подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
После возбуждения производства по делу о банкротстве арбитражный суд не принимает заявление от другого кредитора о признании несостоятельности того же должника.