3. Увеличивается стоимость туристских услуг. Высокий уровень капиталоемкости придает международному туризму характер тяжелой индустрии. Современные гостиницы требуют очень дорогого оборудования, срок окупаемости которого превышает 5 лет.
Для многих стран это часто означает иммобилизацию капитала, необходимого для финансирования развития. К тому же дорогая гостиничная база эксплуатируется по сезонам неравномерно: в начале 80-х гг. средний уровень ее использования в мире составил 50%. Создание туристских центров требует развития инфраструктуры, в том числе основанной на новейшей информационной технологии. По некоторым оценкам, расходы на инфраструктуру в два раза превышают непосредственные инвестиции в строительство.
В результате высокой капиталоемкости стоимость каждого рабочего места возрастает. В странах Восточной Африки в гостиничном секторе заработная плата в среднем в два раза больше, чем в промышленности. Велики инвестиции в подготовку кадров.
Интернационализация туризма усиливает господство иностранных ТНК и часто приводит к снижению оплаты труда местных кадров.
4. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная их часть производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования национальной валюты.
5. Распределение международного туризма по странам мира отражает неравномерность их социально-экономического развития. Так, развивающиеся страны принимают 1/4 часть мирового потока иностранных туристов. (Согласно международной статистике, к иностранным туристам относятся лица, посещающие страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.) На мировой карте международного туризма ясно выделяется центр и периферия, хотя большинство стран одновременно и принимают и поставляют туристов. В 1996 г. Западная Европа и Северная Америка получили 72% всех мировых доходов от международного туризма, а их доля в общих платежах по нему составила 71%.
Эти страны привлекли 77% всех туристов, тогда как страны Африки 2,6, Латинской Америки 6, Азии и Океании 11%. Тем не менее и они получили от международного туризма 55 млрд долл. второе место по важнейшим источникам доходов.
По оценкам ВТО, объем доходов от международного туризма зависит от его типа, а также от способа и уровня национального контроля. В развитых туристических странах от 1/3 до 2/3 стоимости тура остается на месте в зависимости от типа использования транспорта и финансового контроля над гостиницами. В развивающихся странах с развитыми туристскими услугами остается 2/3 общих расходов на организацию туризма (стоимость тура + расходы туристов).
В развивающихся странах, расположенных на большом расстоянии от стран проживания туристов, остается 4050% общих затрат и только 20%, если средства транспорта и гостиницы контролируются иностранными компаниями. Из общих доходов вычитаются расходы на импорт продовольствия, оборудования (расходы на последнее, например, на Багамах составляют 43% всех валютных поступлений); издержки в иностранной валюте на финансирование инвестиций в международный туризм (строительные материалы, машины, оборудование для гостиниц); перевод за границу прибыли, процентов по займам, заработную плату иностранных рабочих, средства на рекламу в иностранных агентствах. В результате 4050% доходов уходит за границу в форме оплаты дивидендов и заработной платы.
Традиционными нетто-экспортерами туристских услуг являются Австрия, Швейцария, Испания, Италия, Франция, Турция, Португалия. Остальные страны имеют превышение расходов над доходами, т.е. выступают нетто-импортерами (см. табл. 6.4).
Таблица 6.4
Поступления и расходы по туризму в странах ЕС, млрд долл.
Страны |
1990 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
||||
доходы |
расходы |
доходы |
расходы |
доходы |
расходы |
доходы |
расходы |
|
Австрия |
0,56 |
0,14 |
11,8 |
6,3 |
13,8 |
12,1 |
14,7 |
13,0 |
Великобритания |
0,54 |
0,81 |
16,0 |
19,8 |
20,0 |
25,0 |
20,8 |
26,5 |
Италия |
1.3 |
0,3 |
16,4 |
10,1 |
28,2 |
12,7 |
30,0 |
15,0 |
Испания |
1,16 |
0,07 |
14,5 |
4,3 |
25,9 |
14,6 |
27,4 |
5,1 |
Франция |
0,91 |
0,94 |
21,3 |
13,5 |
28,2 |
17,5 |
30,4 |
17,8 |
ФРГ |
0,7 |
1,5 |
11,0 |
30,1 |
15,8 |
49,6 |
16,6 |
50,9 |
Швейцария |
0,54 |
0,81 |
6,9 |
6,0 |
8,7 |
7,8 |
9,0 |
8,2 |
Показатели |
1990г. |
1992 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998г. |
Число прибытий, млн чел. Поступления от туризма, млрд долл. |
457 269 |
503 315 |
551 354 |
565 404 |
596 436 |
613 448 |
625 495 |
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. 13 авг.; 1999.
6 апр.
В Восточной и Юго-Восточной Азии и бассейне Тихого Океана прирост поступлений в 1997 г. составил 1%. Если бы не это, то темпы роста международного туризма были бы близки к уровню 1996 г. 5,5%. Особенно быстро международный туризм развивается в Африке, на Ближнем Востоке и в районе Карибского бассейна. В этом отношении выделяются следующие страны: Китай, ЮАР, Марокко, Шри-Ланка, Турция, Иордания, Египет, Греция, Франция, Испания.
Туристы в первую очередь посещали экологически благоприятные районы либо исторические и культурные достопримечательности.
В США возросли расходы на путешествия в другие страны (52 млрд долл.). 1997 год стал достаточно успешным для туристического бизнеса в Западной Европе: прибытия увеличились на 32% (363 млн). Большой популярностью, несмотря на высокий курс валюты, пользовались традиционные маршруты: Франция, Швейцария, Ирландия, Германия.
Международный туризм в Восточной и Центральной Европе развивался более медленными темпами. Высокий прирост прибытий отмечался в Испании, Греции, на Кипре и в Турции (см. табл. 6.6).
Таблица 6.6
Число прибытий и доходы от международного туризма в 1997 г.
Страны |
Прибытия, млн чел. |
Доля, % |
Доходы, млрд долл. |
Доля, % |
По сравнению с 1996 г. |
Мир в целом |
616,6 |
100 |
448,4 |
100 |
|
Франция |
66,8 |
10,8 |
27,9 |
6,2 |
-1,5 |
США |
49,0 |
7,9 |
75,1 |
16,7 |
7,4 |
Испания |
43,4 |
7,0 |
28,1 |
6,3 |
2,7 |
Италия |
34,1 |
5,5 |
30,0 |
6,7 |
-0,1 |
Англия |
26,1 |
4,2 |
19,9 |
4,4 |
3,0 |
Китай |
23,8 |
3,9 |
12,1 |
2,7 |
18,4 |
Мексика |
22,7 |
3,7 |
7,3 |
1,6 |
5,4 |
Россия |
15,0 |
2,4 |
7,3 |
1,6 |
0,4 |
Швейцария |
11,1 |
1,8 |
9,0 |
2,0 |
1,4 |
Таиланд |
7,3 |
1,2 |
8,7 |
1,9 |
0,4 |
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. 13 авг.
В 1998 г. произошли некоторые изменения в направлениях туризма. Страной наиболее посещаемой так и осталась Франция (число прибытий составило 70 млн человек), США переместились со 2-го на 3-е место, уступив Испании, которую посетили 48 млн человек. Россия оказалась на 13-м месте.
Сохранилось число прибытий по сравнению с 1997 г. в таких странах, как Великобритания (темп роста составил -0,2%), Мексика (-0,3%), США (-1,3%), Япония (-2,8%), Сингапур (-14,3%), Венгрия (-15%).
Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.
Международный рынок технологий это обмен технологиями, научно-техническими знаниями между покупателями и продавцами. Международный технологический обмен рассматривается с двух сторон. В широком смысле слова он означает распространение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, в узком передачу научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.
В первом случае международный технологический обмен осуществляется в некоммерческих формах, примером чему могут служить научно-технические публикации, проведение выставок, ярмарок, симпозиумов, обмен делегациями и встречи ученых и инженеров, миграция специалистов, обучение студентов и аспирантов, деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники. Во втором в коммерческих формах, т.е. передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями, технической документации, поставка машин и различного промышленного оборудования, оказание технической помощи, инжиниринговые услуги, экспорт комплектного оборудования, подготовка и стажировка специалистов, управленческие контракты, научно-техническое и производственное кооперирование.
Таким образом, субъектом рынка технологий и рынка услуг в целом выступает в большей степени международный технологический обмен в коммерческой форме, т.е.