Суммарный экспорт страны вырос с 1 млрд долл. в 1960 г. до 59 млрд долл. в 1994 г., а доля в нем продукции обрабатывающей промышленности увеличилась в 10 раз до 78%.
В Российской Федерации в 1996 г. принята федеральная программа развития экспорта с целью формирования более эффективной модели участия России в международном разделении труда. Ее основные направления предусматривают не столько расширение экспорта, сколько поддержание его устойчиво высоких объемов на основе оптимального использования имеющихся конкурентных преимуществ и мировой конъюнктуры, постепенного расширения ассортимента вывозимой продукции.
Обязательным элементом этой программы является диверсификация российского экспорта, в том числе за счет широкого вывоза на внешние рынки готовой продукции отечественных поставщиков, и в первую очередь наукоемкой.
Таким образом, предусматриваются новые формы валютного регулирования, что позволит усилить роль государства и его поддержку во внешнеэкономической сфере.
По нашему мнению, целесообразно расширить систему поддержки экспорта на основе следующих мер:
усилить систему гарантирования и страхования экспортных кредитов от экономических и политических рисков;
выделять средства из федерального бюджета на обеспечение гарантийных обязательств Правительства РФ под привлекаемые уполномоченными коммерческими банками кредиты для пополнения оборотных средств экспортеров;
осуществлять рефинансирование экспортных кредитов;
стимулировать экспорт компаний, вывозящих товары за границу путем значительного снижения расходов, связанных с продвижением товаров за рубеж;
обеспечивать возможность кредитования уполномоченными коммерческими банками с участием государства (смешанные кредиты) закупки оборудования для развития экспортного производства, затрат на выпуск экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку непроизводимых в России сырья, материалов и комплектующих изделий;
предоставлять государственную гарантию банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредита сроком свыше 90 дней;
обеспечивать государственные гарантии по кредитам на участие в международных торгах;
осуществлять страхование операций по освоению внешних рынков;
для стран, с которыми Россия имеет двусторонние соглашения, шире использовать систему клиринговых расчетов, особенно со странами ближнего зарубежья и СНГ (в этом плане можно было бы осуществлять расчеты во внешнеэкономической деятельности путем выставления встречных требований на внешние счета), реальной доставки средств платежа в данную страну или за рубеж путем зачета встречных поступлений и платежей в отношении с другими резидентами;
шире применять налоговые льготы экспортерам; с этой целью положительно зарекомендовавшим себя фирмам (компаниям), использующим более 90% своих активов в экспортной деятельности и получающим от экспорта более 90% прибыли, присвоить особый статус, предусматривающий для них льготы на выплату налогов (например, подоходного налога для сотрудников), что позволило бы им за счет высвободившихся средств формировать отделения, создавать дочерние фирмы за пределами России и получать дополнительную прибыль;
вводить новые и совершенствовать действующие формы регулирования, например, на основе экспортных квот на отдельные товары через продажу их на открытых аукционах. Такая форма контроля уже действовала и следовало бы ее возродить. С помощью системы квот можно было бы обеспечить регулирование экспортного рынка, создать конкуренцию между экспортерами, регулировать цены, предотвращая необоснованное снижение компаниями и организациями экспортных цен на свои товары для привлечения покупателей.
Целесообразно также расширить направления поддержки экспортеров путем совершенствования системы кредитования экспортно-импортных операций. Такие кредиты можно было бы предоставлять с одобрения Центрального банка РФ и под его контролем; государственные кредиты использовать строго по назначению. Кроме того, возможно предоставление кредитов, поддерживаемых оффшорными банками, а также кредитов за счет фондов валютных депозитов, которые привлекаются со счетов в иностранной валюте в виде обязательных резервов.
Комиссия, взимаемая банком в размере 0,15% от поступившей по экспортному контракту суммы, очень незначительный процент в структуре доходов банка. Однако поступление валюты на счета клиентов-экспортеров пополняет корреспондентские счета банков, что позволяет им осуществлять операции по кредитованию в иностранной валюте.
Кроме того, клиенты банка на территории Российской Федерации рассчитываются со своими поставщиками в валюте России, следовательно, они продают поступившую на их счет иностранную валюту через биржу, а поступающий рубленый эквивалент за проданную валюту пополняет корреспондентский счет банка в рублях. Поэтому приток экспортной валютной выручки на счета клиентов банка хотя и не влияет на прибыль, но всегда приветствуется банком. Таким образом, задача любого банка привлечь в качестве клиента организацию, ведущую активную экономическую деятельность, со стабильным притоком валютных и рублевых средств.
Импортный валютный контроль предполагает контроль за соответствием суммы средств, переведенных за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенного на таможенную территорию России товаров. При этом банки выставляют гарантии платежа за своего клиента и своевременного перевода средств на счет импортера.