d9e5a92d

Последствия азиатского кризиса для США и западной Европы


Поэтому в настоящее время правительство Японии для исправления экономического и финансового положения намерено провести ряд реформ, включая пересмотр налогов в сторону снижения, помощь кредитной системе, более либеральные условия для притока иностранных инвестиций. Последствия азиатского кризиса для США и западной Европы оказались менее ощутимыми. Снижение курса акций на фондовых биржах этих стран было приостановлено как временным закрытием бирж, так и обратной покупкой ценных бумаг теми компаниями и корпорациями, у которых упали курсы бумаг в октябре ноябре 1997 г. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США на Нью-Йоркской фондовой бирже. Росту биржевых индексов в США способствовало и повышение котировок акций компаний с высокими технологиями, а также экономический рост при низкой инфляции, увеличение производительности труда, сокращение госрасходов, положительное сальдо федерального бюджета и устойчивый приток капитала в экономику.
В Западной Европе биржевые индексы осенью 1997 г. также подверглись колебаниям от падения к росту, однако в начале 1998 г. наметилась тенденция к повышению. Это было обусловлено стабильным экономическим и финансовым развитием. Хотя для Западной Европы характерен довольно высокий уровень безработицы.
В то же время США и Западная Европа продолжают ощущать последствия азиатского кризиса и выражают определенную озабоченность на будущее, так как на страны Юго-Восточной Азии до недавнего времени приходилось 1/3 мирового ВВП и более 40% экспорта в США и Западную Европу. Поэтому обесценение валют стран Юго-Восточной Азии представляет определенную угрозу для ведущих западных стран, так как рост притока азиатских дешевых товаров может привести к дефициту торговых и платежных балансов, дестабилизации экономики, особенно безработицы, что весьма опасно для Франции, Англии, ФРГ. Для США это может обернуться дефицитом торгового баланса в размере 250 млрд долл.

В 1992 1999 гг. развитые страны также столкнулись с сокращением своего экспорта из-за азиатского финансового кризиса.
Тревога за будущее своих экономик четко прозвучала на экономическом совещании в Давосе в конце 1997 г., где были начаты поиски путей выхода из кризиса. Одним из них стало оказание помощи странам Юго-Восточной Азии через МВФ и частные банки. Помощь МВФ этим странам составила 68 млрд долл.

Еще раньше, до кризиса 1997 г., МВФ оказал аналогичную помощь на финансовую стабилизацию Мексике в размере 50 млрд долл. Сейчас стало очевидным, что для оказания такой помощи другим странам МВФ в 1998 г. сам нуждался в дополнительных ресурсах в размере от 17 до 20 млрд долл.
Цепная реакция азиатского финансового кризиса еще более негативное воздействие оказала на страны Латинской Америки и Россию, где отсутствует экономическая и финансовая стабильность. Особое место в этом процессе занимает Россия. Построение рыночной экономики и стремление быстро войти в мировое экономическое сообщество через глобализацию рынков капиталов принесло негативные результаты под воздействием азиатского финансового кризиса. Дело в том, что в ходе экономических реформ происходило, фигурально выражаясь, слишком быстрое «бегство от социализма», а это обусловило весьма поспешные, плохо подготовленные и непрофессиональные шаги.

В результате «шоковой терапии» (либерализации цен, быстрой, но неэффективной приватизации, создания большого количества слабых банков и других кредитно-финансовых институтов) страна столкнулась с острыми проблемами. Они характеризовались длительным падением производства начиная с 1992 г., гиперинфляцией в 19921995 гг., расстройством бюджетной системы, выражавшейся в нарастании дефицитов бюджета и государственного долга, низким уровнем инвестиций, включая иностранные, несобираемостью налогов, ростом взаимной задолженности предприятий, невыплатой заработной платы, социальными региональными конфликтами. В этих условиях в России активно развивались сфера обращения за счет расширения кредитной системы, акционирование госпредприятий, рынок ценных бумаг, сырьевые отрасли (нефть, газ, драгоценные металлы, черные и цветные металлы), ориентированные в основном на экспорт, а также торговля.



В итоге все это привело к обострению финансового кризиса 17 августа 1998 г., когда правительство и банки оказались неспособными выплатить внутренние и внешние долги.
Таким образом, азиатский финансовый кризис постепенно перерос в мировой финансовый кризис 1998г., существенно подорвав стабильность национальных рынков капиталов, а также в целом мировой финансовый рынок. При этом в начале 1999 г. финансовый кризис разразился и в Бразилии и вызвал падение курсов акций, отток иностранного капитала, девальвацию национальной денежной единицы. Все это привело к отрицательным последствиям в экономическом развитии ряда стран и нестабильности современных международных экономических отношений.

В частности, в странах, Юго-Восточной Азии в 19981999 гг. происходило сокращение производства, росла безработица, продолжались банкротства предприятий и кредитно-финансовых институтов.
Снижение деловой активности привело к падению мировых цен на нефть, что в свою очередь оказало негативное влияние на финансовое положение ее экспортеров, включая Россию. Кроме того, девальвация многих валют стран Азии, России и Бразилии обусловила определенную напряженность платежных балансов как промышленно развитых стран, так и ряда других из-за притока более дешевого импорта в перспективе. Поэтому в условиях развертывания мирового финансового кризиса мировое сообщество ищет выхода из него.

Основными направлениями в ликвидации его последствий являются меры жесткой экономии и стабилизации денежно-кредитных систем, проводимых в странах, которые наиболее сильно пострадали от кризиса (страны Юго-Восточной Азии, включая Японию, Россию, Бразилию и ряд других); оказание экономической финансовой помощи в виде кредитов со стороны МВФ, МБРР и региональных кредитно-финанеовых институтов; подготовка реформирования мирового финансового рынка, включая рынок капиталов, валютный и рынок ценных бумаг, в целях создания более стабильных условий его функционирования и тесного координирования с национальными рынками капиталов.

11.3. Пути решения глобальных мировых проблем и роль России в их реализации
Переход России к рыночной экономике в начале 90-х гг. обусловил ее более тесное вхождение в мировой рынок и мировое хозяйство. В этих условиях, естественно, Россия как бы автоматически интегрируется в решение ряда глобальных мировых проблем. Однако существуют определенные границы участия России в решении тех или иных глобальных проблем. Эти границы прежде всего определяются состоянием ее экономического положения, а также статусом страны с переходной экономикой.

Кроме того, ее участие в решении глобальных проблем в значительной степени определяется тем, что она является преемницей СССР, который также участвовал в их решении.
Прежде всего Россия в последние годы принимает активное участие в решении таких проблем, как состояние международной торговли, разоружение, охрана окружающей среды (экологии), продовольственная проблема, освоение космоса, проблема международной задолженности. В то же время существуют определенные объективные и субъективные причины участия России в решении глобальных проблем.
Одной из объективных причин является ослабление внутреннего экономического положения в последние годы: спад производства, стагфляционные процессы в экономике, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов, слабая эффективность приватизации, неурегулированность платежей, высокий внутренний и внешний долг. Данная причина не позволяет России достаточно активно участвовать в решении всего комплекса глобальных проблем, и в первую очередь из-за нехватки финансовых ресурсов, что накладывает на ее участие определенный негативный отпечаток. Это находится в явном противоречии с тем мощным экономическим потенциалом, которым располагала и располагает Россия.
Во-первых, она имеет мощные запасы угля, железной руды, газа, нефти (второе место в мире после Саудовской Аравии), цветных и драгоценных металлов, алмазов, сырья для производства минеральных удобрений и других полезных ископаемых. Общая стоимость разведанных природных ресурсов составляет 2830 трлн долл., а с учетом прогнозов 140 трлн долл.
Во-вторых, Россия обладает мощным научно-техническим потенциалом, который находится на втором месте после природных ресурсов. По количеству ведущих НИОКР Россия занимает второе место в мире.
В-третьих, Россия располагает и квалифицированными трудовыми ресурсами.
В-четвертых, Россия имеет развитый промышленный потенциал, представленный всеми отраслями промышленности.
С таким огромным производством, ресурсным, научно-трудовым потенциалом Россия способна участвовать в решении многих глобальных проблем. Прежде всего это касается развития международной торговли, где Россия может внести определенный вклад. Для этого необходимо устранить монополизм ряда западных стран на товарных и финансовых рынках и создать систему объективной и конкурентной среды с разными возможностями для торговли.



Содержание раздела