d9e5a92d

Государственные банкротства


Государственные банкротства, охватившие все без исключения капиталистические страны, ликвидировали ряд проблем, связанных с финансовыми обязательствами. Но это не повлекло за собой оздоровления международного кредита, а, наоборот, привело к еще большему упадку в вывозе ссудного капитала. В 30-х гг.

Соединенные Штаты почти полностью прекратили предоставление займов другим странам, а новые займы других стран резко сократились. Внешние эмиссии составляли: в США в 1928 г. 1319 млн долл., в 1932 г. 26 млн долл., в 1933 г. 0,1 млн долл.;
в Англии в 1928 г. 105,5 млн ф. ст., в 1932 г. 25,8 млн ф. ст.
За 19311938 гг. США предоставили новые кредиты другим странам на сумму 498 млн долл., или в 12 раз меньше, чем в предшествовавшее восьмилетие.
1934 г. в США был принят «закон Джонсона», запрещавший предоставление новых американских займов странам неплательщикам по старым долгам США. Монополии имели возможность обходить этот закон, используя займы Экспортно-Импортного банка и других учреждений. Во время Второй мировой войны «закон Джонсона» был отменен, но он сыграл известную роль в оказании давления на иностранных должников США.
Вопрос об оплате Англией и Францией своих старых долгов Соединенным Штатам был урегулирован после Второй мировой войны в ходе переговоров о расчетах по ленд-лизу. Что касается германских долгов, то по соглашению, заключенному в 1953 г. в Лондоне, ФРГ взяла на себя обязательство в течение длительного времени выплачивать США значительные суммы в покрытие этой задолженности (по 56 млн долл. ежегодно в течение первых пяти лет, а затем по 90 млн долл.).
Упадок международного кредита, начавшийся в 30-х гг. продолжался и после Второй мировой войны. Вплоть до второй половины 50-х гг. не было зарегистрировано ни одного крупного частного международного займа. Долгосрочное частное кредитование несколько оживилось в 60-е гг., однако его объем по-прежнему был меньше, чем в первые три десятилетия XX в.
Рост государственно-монополистических форм вывоза капитала. По мере усиления экономической и политической неустойчивости капитализма и прогрессирующего упадка международного частного кредита значительно выросли роль и удельный вес государственно-монополистических форм вывоза капитала.
Объективная возможность широкого распространения государственно-монополистических форм вывоза капитала создается господством олигархии во всех областях жизни капиталистических стран, подчинением ею аппарата государства. Вместе с тем возникает и объективная неизбежность распространения таких форм. Гигантски обостряется противоречие между ростом «избытка» капитала в западных странах и абсолютным сужением сферы его вывоза.

Растет политический риск помещения капитала за границей. Упадок международного частного кредита делает колоссальным и экономический риск потери заграничных вложений. Вследствие этого корпорации все больше используют государство для избавления от «избыточных» капиталов и для перекладывания риска, связанного с вывозом капитала, на широкие массы налогоплательщиков.
Государственно-монополистические формы вывоза капитала первоначально распространились в сфере международного кредита во время Первой мировой войны. Все крупные внешние займы, предоставленные в то время, были государственными. Так, из 13 млрд долл. кредитов, полученных в 19141922 гг. от США другими странами, 10 млрд представляли собой правительственные займы.
С 1921 г. все сколько-нибудь крупные мероприятия по вывозу ссудного капитала из США могли осуществляться лишь с санкции государственного департамента. Размещение многочисленных займов в США в 20-х гг. находилось под прямым контролем олигархии, действовавшей через государственный аппарат. Крупнейшие американские займы Германии по планам Дауэса и Юнга осуществлялись при непосредственном широком использовании государственного аппарата США.
Вывоз капитала из Англии и других капиталистических стран также с самого начала по существу контролировался крупнейшими финансовыми группами непосредственно через государство. С 1919 г. в Англии, с 1928 г. во Франции и в ряде других стран действовали системы правительственных «гарантий экспортных кредитов», вызванные к жизни обострением проблемы рынков и крайней неустойчивостью экономического и политического положения в капиталистических странах.


Долговой кризис начала 30-х гг. охватил и сферу межгосударственного кредита. Подавляющая часть правительственных займов, выданных в период Первой мировой войны, осталась непогашенной. Вследствие этого размеры межгосударственного кредитования резко сократились. Однако в то же время шло дальнейшее развитие государственно-монополистических форм вывоза капитала. В 1934 г. в США был создан Экпортно-Импортный банк, который при отсутствии частного кредитования был важным орудием осуществления экспорта американского ссудного капитала.

Тогда же правительственная Реконструктивная финансовая корпорация США наряду с деятельностью внутри страны стала предоставлять внешние кредиты. Государственный департамент США использовался американскими компаниями для получения нефтяных и иных концессий за границей. Усилились государственно-монополистические тенденции в вывозе капитала в других капиталистических стран.
Однако до Второй мировой войны, и в особенности в 20-х гг., непосредственными внешними кредиторами в основном были частные банки и монополии. Вывоз ссудного капитала, не говоря о промышленном, осуществлялся главным образом в форме частных кредитов, хотя и при широком использовании государственного аппарата.
После Второй мировой войны государственно-монополистические формы стали преобладающими в вывозе ссудного капитала. Главной формой долгосрочных займов стали займы, предоставляемые отдельными правительствами, специальными государственными кредитными учреждениями и межгосударственными банковскими учреждениями. Таким образом, государственно-монополистический капитализм в области вывоза капитала поднялся на новую качественную ступень.
Наибольшего развития эта тенденция получила в США. С июля 1945 г. до конца 1960 г. общая сумма американских внешних государственных кредитов составила 17,1 млрд долл., из них около 6,7 млрд долл. было предоставлено Экспортно-Импортным банком, 2,8 млрд Администрацией помощи зарубежным государствам, почти 4,5 млрд шло непосредственно из государственного бюджета (главным образом в первые послевоенные годы). Кроме того, свыше 2,8 млрд долл. было предоставлено за счет американского государства через Международный банк реконструкции и развития.

В конце 1960 г. долгосрочные государственные вложения ссудного капитала США за границей составили 18,2 млрд долл., тогда как аналогичные частные инвестиции не превышали 2 млрд.
Главным государственным банком, занимающимся внешним кредитованием в США, является Экспортно-Импортный банк. После Второй мировой войны этот банк из второстепенного учреждения превратился в важнейшее финансовое предприятие, используемое американскими компаниями в целях экспансии. В 1945 г. максимальный лимит средств, которые он мог использовать, был увеличен с 700 млн долл. до 3,5 млрд, а впоследствии до 7 млрд долл.
Банк предоставлял кредиты на 711 лет с условием обязательного использования для оплаты экспорта и импорта США. Основная часть послевоенных займов банка пошла на оплату американского экспорта машин и оборудования. Начиная с 1955 г. он выполняет и другие функции: кредитует иностранные фирмы, покупает их облигации, гарантирует платежи иностранных заемщиков, получающих кредиты у частных американских банков, участвует с частными банками в совместных кредитных акциях. Условия кредитных соглашений, заключаемых банком с иностранными правительствами и фирмами, держатся в строгой тайне.

Публикуются лишь самые общие сведения о сумме займа, сроках погашения и величине процента (составляющего 4,56% годовых). В 19451960 гг. банк выдал кредитов свыше чем на 9 млрд долл., из которых 3/4 странам Западной Европы и Латинской Америки.
Американские займы, предоставляемые Управлением международного сотрудничества (и его предшественниками), также технически проводились через Экспортно-Импортный банк. Однако они имели свои особенности. Такие кредиты были составной частью так называемой «помощи», их размеры, условия и целевое назначение определялись двусторонними соглашениями между США и иностранными государствами.

Они подлежали действию специального законодательства и финансировались за счет ассигнований, ежегодно утверждаемых конгрессом США.
В первые послевоенные годы преобладающее место занимали займы, которые США предоставляли отдельным странам Западной Европы на основании специальных международных соглашений. Такие займы финансировались за счет специальных ассигнований и подлежали специальному утверждению конгрессом США. Здесь эта форма отошла на задний план.
Американские монополии использовали в своих интересах и созданный по Бреттон-Вудскому соглашению 1944 г. Международный банк реконструкции и развития. Первоначально участниками банка были около 30 государств, а к концу 1961 г. их число выросло до 72. Штаб-квартира банка находится в Вашингтоне, и подавляющее число его сотрудников составляют американские граждане.



Содержание раздела