d9e5a92d

Лицензирование деятельности банков

Нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской федерации в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил.

Нерезиденты имеют право продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. Нерезиденты имеют право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации.

Порядок перевода, вывоза и пересылки нерезидентами из Российской Федерации валютных ценностей устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации в рамках валютного законодательства :
- определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
- издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;
- проводит все виды валютных операций;
- устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;
- устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;
- устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
- устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
- готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;
- выполняет другие функции, предусмотренные валютным законодательством РФ.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;
- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля.

Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.


Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции:
- осуществляют контроль проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
- проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации, обязаны:
- представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций;
- представлять органам и агентам валютного контроля объяснения о ходе проведения ими проверок, а также по их результатам;
- в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной органами и агентами валютного контроля, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
- вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
- выполнять требования (предписания) органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений;
- выполнять другие обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.
Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие валютное законодательство РФ , несут ответственность в виде:
- взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу валютного законодательства сделкам;
- взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с действующим валютным законодательством, несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. При повторном нарушении указанных выше положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
- взыскания в доход государства сумм, указанных выше в настоящем параграфе, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации;
- приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
- других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.
Взыскание сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц - в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном. Должностные лица юридических лиц - резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц - нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право:
- проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;
- приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации;
- приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;
- другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Лицензирование деятельности банков для совершения операций в иностранной валюте.

Банк России выдает в соответствии с законом О валютном регулировании и валютном контроле лицензии на осуществление коммерческими банками операций в иностранной валюте в РФ и за границей на основании ходатайства банка в зависимости от готовности банка к их проведению. Лицензии разделяются на :
- разовые - дают право на проведение конкретной банковской операции в иностранной валюте;
- внутренние - дают право на совершение коммерческими банками полного или ограниченного круга банковских операций в иностранной валюте на территории РФ;
- расширенные - дают право на совершение коммерческими банками полного или ограниченного круга банковских операций в иностранной валюте на территории РФ с правом открытия ограниченного числа счетов в иностранных банках;
- генеральные - дают право на совершение коммерческими банками полного или ограниченного круга банковских операций в иностранной валюте как на территории РФ, так и за границей.
Банк, получивший генеральную, расширенную или внутреннюю лицензию на осуществление операций в иностранной валюте, в дальнейшем именуемый уполномоченным банком, выполняет функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов. Лицензии, выдаваемые Банком России, не являются основанием для осуществления коммерческими банками внешнеторговых операций любого вида, не относящихся непосредственно к банковской деятельности (примеры лицензий даны в Приложении 1).
При выдаче лицензий Банк России устанавливает требования, на базе которых определяется готовность коммерческого банка к проведению операций в иностранной валюте. Указанные требования разделяются на квалификационные и технические.
Для получения лицензии в Банк России должны быть представлены следующие документы (согласно письма Банка России от 1 июля 1994 г. N 15-4-1/1587) :
- заключение Главного территориального управления о готовности коммерческого банка к осуществлению операций в иностранной валюте. В нем должны быть отражены следующие вопросы:
1. Развитие банка:
- указать, это самостоятельно созданный банк, или он образован на базе бывшего специализированного банка, или он является правопреемником какого - либо коммерческого банка;
- располагал ли банк, правопреемником которого он является, валютной лицензией, и анализ проведения операций по этой лицензии;
- размер уставного фонда на дату регистрации коммерческого банка в Центральном банке Российской Федерации, размер объявленого и оплаченного уставного фонда (в том числе в иностранной валюте) на последнюю отчетную дату;
- порядок формирования и размер резервных фондов и резервов банка;
- количество филиалов, открытых банком, в том числе за пределами Российской Федерации;
- сведения о всех принятых изменениях и дополнениях к уставу и изменениях в руководящем составе банка;
- как организовано управление деятельностью банка.
2. Анализ деятельности банка, в частности:
- финансового состояния в момент создания; ликвидности банка (способность выполнять взятые на себя обязательства);
- бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату;
- выполнения директивных экономических нормативов на последнюю отчетную дату с указанием причин отклонения со ссылкой на регламентирующие документы, согласно которым разрешена работа по индивидуальным экономическим нормативам, выполнение индивидуальных экономических нормативов;
- качества активов банка;
- просроченной задолженности с указанием перспектив ее возврата;
- структуры уставного фонда, правомерности его формирования;
- работы филиалов банка.
3. Управление банком:
- состояние кадрового состава коммерческого банка, его теоретической и практической подготовленности для выполнения банковских операций в иностранной валюте;
- техническая готовность (оборудование помещений и техническая оснащенность коммерческого банка) к осуществлению валютных операций;
- организации внутрибанковского контроля в коммерческом банке;
- название аудиторской организации, проводившей проверку деятельности коммерческого банка, а также основные замечания, выявленные в результате проверки.
В Заключении необходимо перечислить операции в иностранной валюте, которые, по мнению Главного территориального управления, возможно разрешить коммерческому банку.
- вместе с заключением Главного территориального управления в Департамент банковского надзора Банка России должны быть представлены для получения внутренней, расширенной или генеральной лицензии следующие документы коммерческого банка :
1. Ходатайство Совета коммерческого банка о выдаче лицензии на совершение банковских операций в иностранной валюте.
2. Экономическое обоснование готовности банка к осуществлению операций в иностранной валюте.
3. Справка об организационной структуре коммерческого банка с описанием подразделения по внешнеэкономической деятельности.
4. Список сотрудников по внешнеэкономической деятельности с распределением функциональных обязанностей.
5. Справки - объективки по установленной форме на сотрудников коммерческого банка по внешнеэкономической деятельности.
6. Копии свидетельств о квалификации сотрудников коммерческого банка по внешнеэкономической деятельности, удостоверенных печатью и подписью уполномоченного лица.
7. Справка о технической подготовленности и организации охраны коммерческого банка.
8. Справка об организации внутрибанковского контроля коммерческого банка.
9. Справка о клиентах коммерческого банка, готовых осуществлять операции в иностранной валюте с указанием остатков валютных средств на счетах и годовых оборотов по внешнеэкономической деятельности.
10. Годовой бухгалтерский отчет с краткой объяснительной запиской.
11. Опубликованный годовой баланс банка, подтвержденный аудиторской организацией.
12. Аудиторское заключение (в том числе по операциям в иностранной валюте).
13. Отчетность на последнюю отчетную дату в полном объеме:
- бухгалтерский баланс (в том числе в иностранной валюте);
- отчет о прибылях и убытках;
- расчет экономических нормативов.
14. Письменное согласие коммерческого банка, имеющего генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации на установление корреспондентских отношений с данным коммерческим банком.
15. Копии писем иностранных банков, подтвердивших свое согласие на установление корреспондентских отношений с данным коммерческим банком.
Вопрос о расширении операций банкам может быть рассмотрен при условии представления ими годового отчета, заверенного аудитором и опубликованного в открытой печати. При этом следует иметь в виду, что такие банки не должны иметь в своей деятельности в течение предшествующего года нарушений банковского законодательства (включая нормативные акты Центрального банка Российской Федерации).
Согласно телеграмме Банка России от 30 июня 1994 г. N 147-94 решением Совета Директоров Центрального Банка Российской Федерации от 29 июня 1994 года внесены следующие изменения в порядок выдачи лицензий на проведение банковских операций в иностранной валюте : начиная с 1 июля 1994 года валютные лицензии на проведение банковских операций в иностранной валюте с правом открытия корреспондентских счетов в иностранных банках выдаются коммерческим банкам при наличии у них собственных средств (капитала) в размере, эквивалентном одному миллиону экю. Под собственными средствами (капиталом) банка в свете настоящих указаний, а также в соответствии с требованиями инструкции Банка России от 24 августа 1993 года 17, а также дополнения к ней, понимаются остатки средств по всем фондам банка (кроме износа основных средств) и нераспределенная прибыль, остающаяся в распоряжении банка. Согласно телеграмме от 4 апреля 1995 г. n 43-95 Банка России установлено следующее : в соответствии с указаниями Центрального Банка Российской Федерации от 21 февраля 1994 года 47-94 О мерах по укреплению капитальной базы коммерческих банков на территории Российской Федерации и решением Совета Директоров Банка России от 29 июня 1994 года о внесении изменений в порядок выдачи лицензий на проведение банковских операций в иностранной валюте Центральный Банк Российской Федерации устанавливает на второй квартал 1995 года минимальную величину уставного капитала для вновь создаваемых банков и размер собственных средств (капитала) для предоставления банкам лицензии на осуществление операций в иностранной валюте с правом открытия корреспондентских счетов в иностранных банках в размере шести миллиардов рублей (для банков с ограниченным кругом операций) кредитных учреждений ( - 1,5 миллиарда рублей).

Дополнительно к ходатайству о регистрации банков или кредитных учреждений направляют в департамент банковского надзора копии платежных поручений учредителей (участников) на оплату уставного фонда, а также выписку из временного накопительного счета.
Генеральная лицензия на совершение банковских операций обычно дает право банку на совершение следующих банковских операции и сделок в РФ и за ее пределами :
1. Банку предоставляется право на совершение следующих кредитно - расчетных и других операций в рублях и иностранной валюте для российских, иностранных и международных предприятий, организаций, других юридических лиц и граждан :
а) привлекать и размещать денежные вклады, депозиты и кредиты по соглашению с заемщиком;
б) осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков - корреспондентов и их кассовое обслуживание;
в) открывать и вести счета клиентов и банков - корреспондентов, в том числе иностранных. Открывать и вести счета Ностро в банках - корреспондентах, в том числе иностранных;
г) финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка;
д) выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иные операции с ними;
е) выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;
ж) приобретать права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг);
з) покупать у советских и иностранных юридических и физических лиц и продавать им наличную иностранную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах согласно действующему законодательству;
л) привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные трастовые операции);
м) оказывать брокерские и консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции;
н) производить другие операции и сделки по разрешению Банка России, выдаваемому в пределах его компетенции.
2. Банк может формировать часть уставного фонда банка в иностранной валюте за счет средств российских, иностранных и международных предприятий и организаций.
3. Банк может создавать резервный, страховой и другие фонды из прибыли в иностранной валюте, которые используются для гарантирования и страхования операций банка, для развития банковского дела, инвестиций в РФ и за ее пределами.
Банк может быть учредителем или пайщиком банковских учреждений в РФ и за ее пределами.
4. Банк может открывать свои филиалы за границей с разрешения Банка России, а представительства за границей - с предварительным уведомлением Банка России.
Формы других лицензий даны в Приложении 1 к работе (внутренняя лицензия, расширенная лицензия, генеральная лицензия).
Банк России устанавливает лимиты на операции банка в иностранных валютах. Сумма обязательств банка в иностранной валюте перед российскими юридическими лицами и гражданами не должна превышать более чем в 20 раз размер собственных средств банка в иностранной валюте.
Величина обязательств банка в иностранной валюте перед иностранными юридическими лицами и гражданами не должна превышать суммы собственных средств банка в иностранной валюте и суммы гарантийных обязательств его пайщиков по рискам в отношении его заимствований за границей.
Указанные лимиты соблюдаются в отдельности для каждой группы валют. При расчете лимита в сумму обязательств банка в иностранной валюте включаются следующие категории обязательств :
- 100 процентов от суммы безусловных обязательств, включая задолженность по привлеченным кредитам и депозитам, остатки средств на расчетных и корреспондентских счетах, средства, привлеченные во вклады и т.д.;
- 100 процентов от суммы гарантий погашения долга третьих лиц;
- 50 процентов от суммы гарантий исполнения обязательств, связанных с предоставлением банком кредита;
- 20 процентов от суммы краткосрочных обязательств по документарным аккредитивам.
Под собственными средствами банка понимаются оплаченный уставный фонд, общие и другие резервы и фонды, образованные из прибыли (за исключением специальных страховых резервов по выявленной безнадежной или сомнительной задолженности), а также субординированные займы. При этом оплаченный уставный фонд и общие резервы должны составлять не менее половины от общей суммы собственных средств.
При расчете показателей из суммы обязательств в иностранной валюте вычитаются вложения банка в российские государственные долговые обязательства в иностранной валюте.
Под суммой гарантийных обязательств за банк понимаются прямые обязательства погашения долга банка, связанные с исполнение конкретных сделок, а также обязательства пополнения уставного фонда банка путем перечисления валютных средств по требованию банка.
Банк России установил следующие нормативы ликвидности по операциям банка в иностранных валютах :
1. Коэффициент краткосрочной ликвидности (ККЛ).
ККЛ представляет собой соотношение ликвидных активов (ЛА) банка и его краткосрочных обязательств (КО).
ККЛ = ЛА / КО ,
где :
под ликвидными активами (ЛА) понимаются :
а. Наличные деньги в кассе;
б. Средства на расчетных (корреспондентских) счетах в других банках;
в. Обязательства российских предприятий, организаций, кооперативов и совместных предприятий - клиентов банка сроком погашения до трех месяцев;
под краткосрочными обязательствами (КО) понимаются :
а. Средства, привлеченные до востребования (расчетные и текущие счета банков - корреспондентов, клиентуры и др. счета до востребования);
б. Обязательства сроком погашения до трех месяцев;
Минимально допустимый уровень ККЛ по операциям в иностранных валютах у банка составляет 0,8.
2. Коэффициент среднесрочной ликвидности (КСЛ).
КСЛ представляет собой соотношение устойчивых пассивов (УП) и среднесрочных и долгосрочных активов (СА) банка.
КСЛ = УП / СА ,
где :
под устойчивыми пассивами (УП) понимаются :
а. Собственные средства, рассчитанные в соответствии с требованиями;
б. Привлеченные средства, в форме кредитов, депозитов, вкладов и других формах принятых в международной банковской практике, сроком погашения свыше двух лет;
под средне - и долгосрочными активами (СА) понимаются предоставленные кредиты и депозиты сроком погашения свыше двух лет.
Минимально допустимый уровень КСЛ по операциям в иностранных валютах для банка составляет 1,0.
3. Максимальный размер кредита одному заемщику (МРК).
МРК представляет собой соотношение максимального размера кредита и суммы гарантий и поручительств банка, выданных в отношении одного заемщика (З) и собственных средств банка.
МРК = З / С ,
где :
З - совокупная задолженность по ссудам одного заемщика + 50 процентов суммы гарантий и поручительств банка, выданных в отношении этого заемщика;



Содержание раздела