В то же время, хотя функционирование свободных экономических зон в развивающихся странах не является панацеей по решению их многообразных социально-экономических проблем, они играют весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран. Для многих развивающихся стран свободные зоны становятся полюсами торгово-экономического, научно-технического и социального роста. Кроме того, в них отрабатывается модель в той или иной степени открытой экономики, пути интеграции в мирвую экономику.
Образование свободных экономических зон, особенно в развивающихся странах, сопряжено со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства но их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны. По обследованию,
проведенному Институтом Востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны составили в среднем 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. В КНР, например, иностранные вложения в четыре свободные экономические зоны к концу 80-х годов составили 4 млрд. долл., в то время как начальные собственные инвестиции превышали 22 млрд. долл., что в 5,5 раз больше. По существу, вся инфраструктура свободных Экономических зон КНР была создана за счет централизованных государственных средств.
При многочисленных примерах успешного функционирования свободных экономических зон, имеют место и неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странах разного рода свободных экономических зон не только не увенчалось успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. Позднее были предприняты попытки их реанимации, в той или иной степени успешные.
К основным причинам неудач в работе СЭЗ в этих странах можно отнести политические, экономические, организационные.
Политические причины связаны с общеполитической нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий. К экономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в Зоне. Бюрократическая заорганизованность управления свободными экономическими зонами, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и реклама преимуществ специальной зоны - все это также заметно отражается на ее судьбе.
К сожалению, к числу стран и регионов, где свободные экономические зоны не только не дают пока заметного эффекта для народного хозяйства, но и их собственное развитие оставляет желать лучшего, относится и Россия.
Рассмотрим некоторые особенности создания и функционирования свободных экономических зон в России.
6.4. Свободные экономические зоны в России
Мировой опыт успешного функционирования свободных экономических зон в середине 90-х годов привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной.
По представлениям российских предпринимателей экономическая зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормальной стране".
Первые попытки по пропаганде и созданию свободных экономических зон были предприняты в середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась идея создания СЭЗ "Находка". К концу 80-х годов появилась государственная концепция развития свободных экономических зон на территории СССР.
По форме СЭЗ должны были представлять зоны свободного предпринимательства, компактно расположенные в районах с развитым научно-техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранный капитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка и Выборг.
Через полгода краткие положения общего характера в отношении свободных экономических зон были изложены в "Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР".
К началу 90-х годов государственная концепция СЭЗ дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной самостоятельности свободных экономических зон и ратовали за огромные территории, отводимые для размещения зон. В середине 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 свободных экономических зон.
По каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР утверждал отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус.
Процесс образования свободных экономических зон в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами:
- отсутствием четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ;
- огромностью отводимых территорий для СЭЗ: на долю формально созданных "свободных зон" приходилось более одной трети территории России;
- массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;
- стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.
Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закону свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями.
Так, для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. регистрация производится непосредственно в СЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации для иностранных инвесторов; пони-:ение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок - до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового; наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении.
Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации свободных экономических зон в России. Новыми законами, регулирующими внутри- и внешнеэкономические отношения, не предусматривался какой-либо особый статус свободных экономических зон. И хотя правительственные положения о них никто не отменял, государственные финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все это вызвало беспокойство у иностранных инвесторов.
Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ о свободных экономических зонах, а также заверения администрации действующих зон о неизменности зональной политики, способствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом в развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.
В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования ми-крозон - разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.
Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных свободных экономических зон путем урезания и лишения их ряда привилегий. В печати, высказываниях официальных лиц появились мнения о малой перспективности СЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами:
- опасениями, что будет образовано слишком большое число различных СЭЗ;
- свободные экономические зоны - это "черные дыры" российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и других негативных явлений;
- уменьшением управляемости СЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и формированием новых региональных элит.
Несмотря на сдерживание процессов развития свободных экономических зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких свободных экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области".