Практически для большинства стран с рыночной экономикой это означает, что субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких-то особых условий и разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности, для них нет принципиальной разницы между внутренним и внешним рынком. Тем не менее их маркетинговая задача усложняется: необходимы постоянное изучение внешнего рынка, данной и перспективной ситуации на нём, сравнительные оценки внутренних и международных условий и партнеров. Значительно возрастает роль и объём макроэкономического анализа.
В то же время в качестве субъектов МЭО во многих случаях выступают государственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственные предприятия и организации. Такие варианты государственного участия различны:
прямое осуществление операций центральными министерствами и ведомствами;
региональными и муниципальными органами управления, в том числе целевые закупки и продажи продукции на внешнем рынке;
предоставление полномочий отдельным предприятиям, фирмам, коммерческим и банковским структурам, в том числе частным, по осуществлению конкретных операций, совершению тех или иных внешнеэкономических сделок;
гарантирование экспортно-импортных операций.
Наконец, в роли субъектов МЭО выступают международные организации, в частности системы ООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной помощи, инвестировании средств в отдельные проекты. Масштабная деятельность в сфере МЭО осуществляется так же транснациональными корпорациями и международными объединениями. Роль этих субъектов МЭО тем более значительна на рынке капиталов, финансово-кредитных и валютных ресурсов.
3. ПРИНЦЫПЫ И ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА МЭО
Рынок для его участников - это совокупность прямых взаимовыгодных договоров с равноправными партнерами, направленных на удовлетворение потребностей в товарах и услугах, обеспечение небходимыми ресурсами, факторами производства и позволяющими улучшить их собственное экономическое положение, получить прибыль. Тот факт, что стороны являются гражданами или юридическими лицами других стран принципиально мало чего меняет для субъектов МЭО. При позиционировании на мировом рынке действуют те же принципы и правила, которые годятся для внутреннего рынка /З/. Основу деятельности участников МЭО и механизма последних составляет маркетинговый подход. Потенциальному экспортеру, в частности, необходимо точно знать потребности, склонности и предпочтения покупателей, состояние и перспективы рынка и соответствующих его сегментов в той стране, куда он собирается вывозить свою продукцию.
Для этого недостаточен, как уже отмечалось, анализ только собственно рынка сбыта, необходимы изучение, оценка и прогноз макроэкономической среды (экономических, природно-климатических, экологических, социокультурных, нравственно-правовых, религиозно-этнических, психологических и политических) условий. Достоверные сведения о демографических, географических, социально-психологических характеристиках своих зарубежных покупателей позволяют более или менее точно спрогнозировать возможный спрос на вывозимую продукцию, суммы валютной выручки, рентабельность экспортной операции. Это относится к достаточно крупным и устойчивым сделкам, долгосрочным договорам и не всегда применяется при разовых, отдельных контрактах и незначительных партиях внешних поставок. Хотя и в этом случае минимальная информация необходима.
Не то ли делают "челноки", предлагая заманчивый и дешевый товар иностранному и отечественому покупателю, нередко не самого высокого качества.
Подобная работа необходима и при импорте, хотя она несколько проще и меньше по объему, так как охватывает в основном коммерческую часть операции, касается отечественного рынка.
Для проведения эффективной экспортной операции, гарантирующей намеченные валютные поступления в предусмотренные сроки, поставщик должен проработать разные варианты товародвижения: способы и маршруты транспортировки, возможности использования инфраструктуры страны и фирмы-импортера, целесообразность привлечения посредников, а при необходимости создания собственной сети сбыта торговых представительств, дистрибьюторских, дилерских стуктур, магазинов, складов и т. п. Для продвижения товаров на внешний рынок или закупаемых по импорту, потребуется гибкая комбинация методов рекламы, развитие индивидуальной продажи, материально-денежное поощрение посредников и собственных продавцов. Ценовая политика, система расчетов и коммерческого кредита должны создавать условия, привлекательные особенно для заграничной, а также для отечественной клиентуры, приобретающей иностранные товары и услуги. Безусловно важнейшей составляющей частью внешнеэкономической деятельности, тем более необходимой в сфере МЭО, является анализ конкуренции. Следует специально подчеркнуть, что в МЭО, на международном рынке, особое значение придаётся требованиям по исключению недобросовестной конкуренции и недопущению злоупотреблений доминирующим положением на рынке.
Это тем более важно, поскольку конкуренция в международной торговле много жестче, чем на внутреннем рынке. Для достоверного выявления и оценки конкурентоспособности продукции и позиций конкурентов, определения своих сравнительных преимуществ выходу на внешний рынок должно предшествовать изучение продукции конкурентов, в том числе с учетом потребительских вкусов и предпочтений данного сегмента рынка, а также общей картины деятельности конкурирующих фирм (так называемый фирменный анализ): экономическое и финансовое положение, имидж, цели на конкретном рынке, особенности производственной деятельности и управления, применяемые методы маркетинга, возможные стратегические решения. Специального внимания заслуживает вопрос использования вариантов неценовой конкуренции.
Задача позиционирования, овладения рыночной нишей крайне актуальна в условиях жесткой международной конкуренции.
Механизм МЭО требует обеспечения вытекающей из анализа конкуренции маркетинговой политики в части планирования будущих товаров и услуг, т. е. выработки и реализации концепции модернизации сегодняшней и создания новой продукции, исходя из показателей жизненного цикла в его международном применении. Это касается собственно товара, его упаковки, товарного знака, сервисных условий и т. д.
Включению фирмы в мирохозяйственные связи должно сопутствовать экономически благоприятное сочетание ресурсов, используемых для экспортного производства. Конкурентоспособность предприятия в МЭО может быть обеспечена при прочих равных условиях, при наличии преимуществ в доступности и дешевизне ресурсов, производственных технологиях, информационных средствах. Поскольку предприятия - потребители ресурсов и население любой страны приобретают и импортируемую продукцию, важный вопрос - обоснованное сочетание в производстве и на потребительском рынке отечественной и импортной продукции и ресурсов.
В более тщательной проработке нуждаются вопросы международного производственного и научно-технического, инвестиционного сотрудничества, привлечения иностранной рабочей силы, финансово-кредитных средств.
Вместе с тем, следует учитывать, что мировая экономика, МЭО имеют специфические черты, которые отражаются на характеристиках и особенностях функционирования механизма мирохозяйственных связей. Прежде всего, что уже отмечалось, это объёмы обмена, которые превосходят размеры внутреннего товарооборота любой страны. В МЭО участвует большое количество субъектов, не сравнимое с внутренним рынком.
Товарная и фирменная конкуренция очень масштабна и более жесткая. В результате, весьма существенна совокупная мощность воздействия мирового рынка на отдельные национальные рынки (конечно, при достаточной открытости внутренней экономики). В итоге, международное разделение труда оказывает всё большее воздействие на внутреннее разделение труда в странах, что меняет структуру национальных экономик, объемы и состав внутренних товарообменных операций.
Можно утверждать, что рыночный механизм МЭО является более совершенным по экономической обоснованности и объективности процесса ценообразования, формирования и использования других инструментов хозяйствования. Не случайно поэтому цены мировых товарных рынков выступают как один из критериев при формировании цен в национальной экономике, являются индикатором при определении целесообразности участия в международном разделении труда, МЭО.
Особенности МЭО как сферы рыночных отношений, включая и их механизм, вытекают и из других существенных моментов, упоминавшихся частично выше. Во-первых, это пространственные масштабы мировой экономики, определяющие значительную удаленность продавцов и покупателей, а значит, и повышенную роль транспортной проблемы и связанных с этим расходов. Последнее может стать препятствием для установления внешнеэкономических связей, заключения конкретных сделок.
Во-вторых, меньшая мобильность, то есть подвижность ресурсов, что прежде всего касается земельных, природных ресурсов, в частности полезных ископаемых, привязанных к местонахождению.