После констатации факта поставки товара по демпинговым ценам и наличия "значительного ущерба" страна получает возможность требовать карательных пошлин, не особенно утруждая себя доказательством наличия тесной связи между фактами поставки дешевого товара и кризисным состоянием отрасли.
Среди других решений следует выделить соглашения о торговле по отдельным группам товаров (мясные и молочные продукты, авиатехника). В области торговли мясными и молочными продуктами были введены некоторые ограничения на государственное регулирование цен и производства этих видов продуктов, а также ограничены возможности регулирования их экспорта. В многостороннем отраслевом соглашении по торговле гражданской авиатехникой были ликвидированы пошлины и другие ограничения.
Фактически на базе этого соглашения была создана зона свободной торговли авиатехникой.
Одновременно предполагается отказ от всех форм регулирования сельскохозяйственной торговли в пользу таможенных тарифов.
В ходе проведения переговоров продолжилось обсуждение и развитие предшествующих соглашений по защитным мерам, субсидиям и компенсационным пошлинам.
Новым моментом в подходе ГАТТ стало введение понятия "законные", субсидии т. е. допускаемые к применению в противоположность "незаконным", использование которых во внешней торговле запрещено.
К числу "приемлемых" и "законных" были отнесены субсидии, применяемые в связи с охраной окружающей среды и региональным развитием. Были также введены минимальные количественные параметры, ниже которых субсидирование автоматически признается "законным" (3 % от общей величины импорта или 1 % от общей стоимости товара).
Сфера деятельности ГАТТ была расширена также за счет включения в нее ряда вопросов экономического регулирования, воздействующих на внешнюю торговлю косвенным образом. Так, были введены определенные ограничения на такие положения, как требование о минимальном экспорте производимой на совместных предприятиях продукции, обязательном использовании в производстве местных компонентов и т. д.
В числе других вопросов рассмотрены торговые аспекты права на интеллектуальную собственность и регулирование торговли услугами (см. п. 4 "Услуги").
Однако наиболее важным результатом Уругвайского раунда стало принятие решения о создании Всемирной торговой организации. Сохраняя все основные положения ГАТТ, новая организация ставит задачу обеспечения свободы торговли, достижение которой, как предполагается, будет достигнуто не просто либерализацией, а так называемыми "увязками".
Смысл "увязок" заключается в том, что страны-участницы обязуются принимать решения по вопросам, связанным с односторонним повышением тарифов лишь в "увязке" с одновременной либерализацией импорта других товаров. Эта "увязка" протекционистских и либерализующих программ должна, по замыслу руководителей ВТО, исключить возможность одностороннего роста протекционистских действий тех или иных стран.
Договоренность о создании ВТО включает в себя целый ряд соглашений. Кроме ГАТТ в нее вошли Соглашение по торговле услугами (ГАТС) Соглашение по торговым аспектам права на интеллектуальную собственность и другие договоренности Уругвайского раунда.
Выведенное из сферы деятельности ООН и обладая независимым по аналогии с Международным валютным фондом или Международным банком реконструкции и развития статусом, ВТО получает возможность проводить собственную независимую политику.
ВТО предполагает проведение регулярного собственного контроля за политикой стран-участниц с точки зрения наблюдения за соблюдением принятых соглашений. Министерская конференция, проводимая не реже одного раза в два года, и Генеральный совет будут осуществлять контроль и руководить деятельностью организации в целом.
В качестве общего результата принятых мер можно ожидать усиления многосторонней системы контроля за национальными нормами регулирования внешней торговли.
4. ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ И ЕЕ МЕСТО В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые различные виды деятельности, включающие в том числе:
услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту, и страхование;
услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;
путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;
банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;
заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).
Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то обстоятельство, что они по своей природе участвуют в международной торговле; другими словами их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежных балансах.
Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства.
Таблица 7 Мировой экспорт услуг (млрд. дол.)
1988 |
1990 |
1994 |
|
Все виды услуг |
653,2 |
853,0 |
1100 |
Транспорт |
167,4 |
209,2 |
250,4 |
в т.ч.пассажирский фрахт др. виды транспорта |
36,2 83,6 47,7 |
49,6 103,3 56,3 |
56,9 125 68,1 |