РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЛОГИСТИКИ 1.Понятие и аспекты логистики "Logistics" современный англо-русский словарь дает перевод:
Действительно, развитие логистики происходило в двух направлениях.
Первое направление само по себе разноплановое.
Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов (греческое "logistice" искусство вычислять, рассуждать). По свидетельству Архимеда в Древней Греции было 10 логистиков. В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов. Немецкие философы 17-18 веков называли логистикой математическую логику (представитель Лейбниц).
Термин закрепили на конференции в Женеве.
Второе направление связано с войсковой логистикой. О войсковой логистике в Византийской империи: "Делом логистики является удерживать армию, надлежащим образом вооружать и организовывать, снабжать войсковыми средствами, своевременно и полно удовлетворять потребности, каждый поход готовить. Это значит рассчитывать время и пространство так, как и оценивать силу противника."
В начале 19-го века получил известность труд по логистике французского военного специалиста А. Жомини, который определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск. Широкое признание получила логистика после наполеоновских войн.
Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться в американской армии.
Первоначально логистику определяли как:
В настоящее время под логистикой понимается наука об управлении материальными, а также связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в определенной системе. Логистику рассматривают в 3-х аспектах, т.е. как
Актуальность логистики на современном этапе экономического развития
Во влиянии логистики на экономическое развитие можно выделить 4 фактора:
1. Экономический, позволяющий сократить производственно-сбытовые затраты предприятийпроизводителей, уменьшить издержки обращения торгово-посреднических организаций, расширить ассортимент услуг и улучшить качество обслуживания потребителей.
2. Организационный. Дробление структур и децентрализация управления сопровождается развитием ассоциативных начал в хозяйственной деятельности.
Все более устойчивое положение приобретают интегральные формы, что и характерно для логистических процессов.
3. Информационный. В настоящее время на первый план выходит развитие информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений.
Информационные потоки в то же время выступают предметом, средством и составляющей логистических процессов.
4. Технический фактор проявляется в том, что субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и сфере управления. В свою очередь, коммерческая инициатива и товарно-денежные отношения стимулируют внедрение новой техники в процессы товародвижения, которые в условиях технической модернизации обуславливают эффективное управление на логистической основе.
Логистика оказывает существенное воздействие на развитие рыночных отношений:
Многоплановое влияние оказывает логистика на работу органов государственного управления:
Элементы, из которых складывается эффект от логистического подхода к управлению предприятием:
Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно недавно. В 60-х - начале 70-х годов ХХ века в странах с развитой рыночной экономикой стали осознавать, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.
Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% занимают расходы на логистику, т.е. на транспортировку, хранение, упаковку и т.д. Главные причины резкого возрастания интереса к логистике:
Выделяют следующие этапы совершенствования логистики (графически они представлены на 1.2-1.5):
I. 60-е годы ХХ века. Происходит интеграция складского хозяйства с транспортом и координация их использования.
Ранее транспорт и склад были связаны только oпeрациями погрузки-разгрузки, теперь они работают по единой технологии (тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом транспорта). Ключевые моменты первого этапа развития логистики:
II. Середина 80-х годов ХХ века. Ко взаимодействию складирования и транспортировки подключается планирование производства.
Это позволяет повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов и более рационально использовать оборудование.
Ключевые моменты второго этапа развития логистики:
III. 90-е годы ХХ века.
Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер.
Ключевые моменты третьего этапа развития логистики:
IV. Настоящее время.
Логистические операции интегрируются с операциями маркетинга и финансов.
Ключевые моменты четвертого этапа:
Однако, необходимо отметить, что и в настоящее время некоторые предприятия с недоверием относятся к логистике. Во многом это объясняется изменчивым экономическим климатом, нацеливающим на получение сиюминутной прибыли.
Кроме того, иногда трудно выделить отдачу от инвестиций в логистику. Отчасти это следствие сложности затрат на управление запасами и стоимости улучшений в обслуживание потребителей.
Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной:
В настоящее время ученые разных стран сходятся во мнении, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения, т.е. от первичного источника до конечного потребителя ( 1.6).
Все вышеизложенные определения логистики (см. тему 1) сходятся в том, что это наука об управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.
Управление материальными потоками осуществляется с помощью логистических операций. К ним можно отнести: погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и т.д.
Материальным потокам сопутствуют информационные потоки. Логистические операции с информационными потоками - это сбор, обработка и передача информации.
Логистические операции можно классифицировать следующим образом:
1) по переходу права собственности на товар:
- односторонние (внутри системы);
- двусторонние (материальный поток входит в систему или покидает её);
2) по изменению потребительских свойств:
- без добавления стоимости (погрузка);
- с добавлением стоимости (расфасовка);
3) по природе потока:
- с материальным потоком;
- с информационным потоком
- с финансовым потоком;
- с сервисным потоком.
При управлении материальными и информационными потоками решаются следующие вопросы:
- объём;
- сроки;
- средства;
- пункты и пути транспортировки.
Данные общие вопросы разбиваются на частные (таблица 2.1.).
Таблица 2.1
Проблемы при управлении материальными и информационными потоками
Материальные потоки (ключевое понятие логистики) образуются в результате операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Классификация материальных потоков:
Варианты направленности материального потока внутри торговой базы демонстрирует 2.1.
Объём работ по отдельной логистической операции за определённый период времени выражается в единице материального потока.
Размерность материального потока
Единица измерения груза (шт., т.)________
Единица измерения времени (сутки, месяц, год)
Пример расчёта материального потока приведён в табл. 2.2.
Если материальный поток рассматривается для заданного момента времени, его можно назвать материальным запасом. Запас отражает результат изменения и накопления потока
- на участок приёмки - в экспедицию - до зоны хранения |
730 1218 |
При производстве сахарный песок затаривается в мешки емкостью 50 кг. Покупатели приобретают в основном расфасованный сахар.
Задание. Снизить затраты на логистику за счет оптимизации упаковки товара.
Постановка задачи.
Возможны четыре варианта расфасовки:
1 минимальный эффект; 4 максимальный эффект, т.к. здесь сосредоточено наиболее высокопроизводительное оборудование.
Почему в настоящее время расфасовка не ведется на заводе? Завод не имеет от этого никакой выгоды, зато осуществляет лишние затраты.
В результате завоза в магазины нерасфасованного сахарного песка участники процесса товародвижения упускают часть возможной прибыли. Этого не произойдет, если они объединятся и решат следующие задачи:
Информационный поток - совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в бумажной и электронной формах. Взаимодействие материального и информационного потоков показано на 2. 2.
Выделяют следующие информационные потоки:
М | И | |
Соответственно управлять потоком можно:
Измерение информационного потока:
единица информации , то есть байт, бит . единица времени час, мин., сек.
В практике хозяйственной деятельности информационный поток может измеряться:
В качестве примера рассмотрим структуру общего объема информации в магазине продовольственных товаров (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Структура общего объема информации в магазине
продовольственных товаров (%).
(%) | |||
В т.ч. - от поставщиков - от подотчетных лиц |
63,0 11,8 |
0,1 - |
63,1 11,8 |
В т.ч. - в вышестоящие организации - в банк |
1,8 3,1 |
0,3 - |
2,1 3,1 |
В т.ч. - для управления торгово-хозяйственной деятельностью - для расчетов как вспомогательный материал Итого |
3,8
8,7 92,2 |
7,2
0,2 7,8 |
11,0
8,9 100 |