Величина грузопотоков может быть измерена:
С целью установления равномерных грузопотоков составляется шахматная таблица грузооборота, где указывается масса поступивших и вывезенных грузов. Шахматная таблица с учетом пространственной планировки предприятия является исходным материалом для составления схемы грузопотоков.
С целью выявления фактов встречных, возвратных, не полностью загруженных и чрезмерно дальних перевозок проводится анализ грузопотоков и грузооборота.
При условии стабильных грузопотоков, что характерно для массового производства, перевозки осуществляются согласно графику по постоянным маршрутам с одинаковой интенсивностью. При неустойчивых грузопотоках (серийное и единичное производство) перемещение грузов осуществляется на основе разовых заданий или сменного графика.
Межцелевые перевозки могут осуществляться по маятниковой (веерной) или кольцевой схеме. Маятниковая схема может включать одностороннее или двустороннее движение транспортных средств.
По данной схеме происходит доставка изделий (материалов, деталей) со склада в цеха. Недостаток схемы: транспортные средства, имея максимальную загрузку по пути со склада в цех, возвращаются пустыми.
При кольцевой схеме транспортные средства доставляют грузы по очереди всем цехам, после чего возвращаются на склад за новой партией грузов. Такая схема часто называется кольцевой с затухающим грузооборотом.
Важнейшей задачей при внутризаводских перевозках является выбор средств автоматизации или механизации. При этом следует принимать во внимание ряд факторов:
I. Общие: - транспортные свойства грузов (габариты, масса, подверженность повреждениям, огне- и взрывоопасность), - условия перемещения (количество перемещаемых грузов, маршруты и расстояния перемещения, строительные характеристики зданий), - согласованность межцеховых, внутрицеховых и складских перевозок.
II. Частные:
1. При межцеховых перевозках наличие необходимого объема грузов в начале и конце маршрута, обеспечение фронта загрузки и разгрузки.
2. При внутрицеховых перевозках технология производства, наличие механизированных и почтовых линий обработки и сборки изделий.
3. При складских перевозках номенклатура хранимых материалов; оборачиваемость грузов; периодичность их поступления и выдачи со склада; выполнение на складе операций комплектования, упаковки, выборочного контроля; вид транспорта, поставляющего грузы на склад и со склада в цеха.
Представляя предприятие в качестве логистической системы, рассмотрим её основные составляющие (рис 8.1).
Отдельные функциональные цели логистики снабжения (поставок):
Для производственной логистики:
Отдельные функциональные цели логистики сбыта (распределительной):
Для транспортной логистики:
Для информационной логистики:
Кроме того, задачей информационной логистики является минимизация материальных потоков, замена их информационными, замена материальных запасов надежной информацией.
Следует отметить роль информационной логистики при контроле и управлении как всем предприятием, так и его подсистемами. Контроль осуществляется на основе следующих данных:
Отдельные функциональные цели логистики утилизации:
В индустриально развитых странах кроме отдельных видов деятельности законодательно обуславливаются ограничения относительно переработки отходов, что вызвано требованиями экологии. Поэтому логистика утилизации должна охватывать планирование, управление и физическую обработку отходов до допустимых норм.
Логистика способствует повышению эффективности работы предприятия при соблюдении следующих условий:
В настоящее время такие службы только начинают создаваться, причем первой ступенью интеграции выступает объединение управления запасами и распределения продукции.
Указанное условие непосредственно связано с использованием положений теории компромиссов. Теория предполагает учет интересов всех участников логистического процесса (как подразделений предприятия, так и других предприятий) при выработке управленческих решений. При этом оценкой эффективности решения служит соотношение затраты - эффект.
Экономические компромиссы можно рассматривать на стратегическом, организационном и оперативном уровнях. Примеры экономических компромиссов:
Внедрение данного показателя привело к тому, что все большее число компаний стало пользоваться услугами специализированных фирм (транспортные предприятия, склады общего пользования и т.д.)
Таблица 8.1
Программа обслуживания потребителей
Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции. Последнее способствует принятию системных решений, например решению задачи MOB: Make or buy - сделать или купить.
В узком смысле - это принятие решения, касающегося самостоятельного выпуска необходимых предприятию комплектующих. В широком принятие решения относительно использования собственного транспорта или транспорта общего пользования, собственных или общих складов.
Логистической службой решаются такие частные задачи, как контроль за состоянием запасов, управление техническим обслуживанием основных фондов. Последняя система, называемая PRM (Phyzical Resource Management), включает сбор и обработку информации, выдачу рекомендаций относительно профилактики и ремонтных работ, контроль за наличием и использованием вспомогательных материалов и запасных частей.
На современном уровне логистический подход привел к созданию системы LRP- (logistic requirement planning) - системы планирования и контроля входного, внутреннего и выходного материального потока на уровне предприятия, объединения. Система обеспечивает интегральный подход к:
Наиболее тесно логистика связана со службой маркетинга, ее можно рассматривать как инструмент реализации стратегии маркетинга. Маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует. Например, если служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции, то задачами службы логистики будут:
Основные моменты различия маркетинга и логистики представлены в табл. 8.2.
Таблица 8.2
Сравнение маркетинга и логистики
Планирование, управление, контроль логистической деятельности на предприятии тесно переплетается с другими видами работ и расчленяется по службам. Одно подразделение предприятия занимается закупками материалов, другое - содержанием запасов, третье сбытом готовой продукции. При этом частные цели (т.е. подразделений) могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока (табл.
8.3).
Таблица 8.3
Противоречия между производством и логистической системой