- регулируемые платежи и налоги на имущество юридических лиц - это налоги на пользователей недр, плата за землю, воду, налог на владельцев автотранспортных средств. По этим налогам наметилась тенденция некоторого ужесточения;
- сохраняются льготы для предприятий, производящих экспортно ориентированную продукцию. В целях стимулирования деятельности предприятий с иностранными инвестициями, производящими экспортно ориентированную и импортозамещающую продукцию, налоговым законодательством предусмотрена широкая система гарантий и льгот для иностранных инвесторов.
- в целях поддержания перестройки деятельности банков предусмотрено освобождение их доходов от налогообложения - банки до 1998 г. были освобождены от уплаты налога на доход.
Динамично развиваются черная и цветная металлургия, машиностроение, нефтехимическая отрасли промышленности.
В этой связи важную роль в увязке стабилизационной политики со структурными задачами приобрело скоординированное использование комплекса денежно-кредитных, валютных и налогово-бюджетных рычагов на аккумулирование и направление инвестиций в производственный сектор, развитие экспортно ориентированных и импортозамещающих отраслей, обновление основных фондов и технологий.
Достичь успехов в этих направлениях можно было лишь при обеспечении необходимой кредитной поддержки со стороны банковской системы развитию приоритетных отраслей. Значительная часть кредитов направлялась на поддержание и реализацию крупнейших инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, таких, как ПО , СП , Бухарский нефтеперерабатывающий завод, ПО , Янгиюльский биохимзавод, Андижанский биохимзавод, ПО , Хазараспский сахарный завод, РО , Кызылкушский фосфоритный и Кокандский текстильный комбинаты.
Крупные вложения, в том числе и иностранные инвестиции, были направлены и на развитие предприятий легкой и местной промышленности. Введены в строй крупные текстильные комплексы в городах Нукус, Эликкала, Самарканд и Наманган. Ведется строительство таких же комплексов в городах Андижан, Карши, Коканд, Гурлен, Тойтепа и Бука.
Проводится реконструкция действующих предприятий.
Современная финансовая ситуация в республике характеризуется не только сокращением дефицита финансовых ресурсов государства, но и приостановлением спада производства, активизацией капитального строительства, притоком иностранного капитала. Заработали ценовые механизмы регулирования производства, начался перелив капитала через фондовый рынок, развиваются рыночные механизмы финансирования инвестиционных проектов, созданы необходимые условия для эффективной деятельности предприятий, производящих экспортно ориентированную и импортозамещающую продукцию.
Министерство финансов и Центральный банк на практике используют широкий арсенал налогово-бюджетных и денежно-кредитных механизмов, нацеленных на улучшение финансового положения производственного сектора экономики, стабилизацию финансов и денежного обращения.
Вместе с тем, в функционировании финансово-кредитной системы Узбекистана сегодня существует много проблем, которые препятствуют углублению реформ. Сохраняется бюджетная психология, мало внимания уделяется укреплению финансового положения самих хозяйствующих субъектов, сокращению убыточности, созданию условий, когда предприятия могли бы обладать достаточными собственными оборотными ресурсами. В системе банковского кредитования остаются высокими процентные ставки, что сдерживает процесс получения предпринимателями кредитов на оборотные ресурсы и инвестиции и др. Решение этих проблем тесно связано с углублением реформы финансово-кредитной системы
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Финансово-кредитная политика, инструменты бюджетной политики, инструменты денежной политики, рестрикционная политики, экспансионистская политика.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каковы макроэкономические цели финансово-кредитной политики?
2. Охарактеризуйте основные типы финансово-кредитной политики.?
3. Каковы основные особенности финансово-кредитной политики в Узбекистане?