d9e5a92d

Строительство больниц, школ


Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только остается, но и порой возрастает. Это обусловлено тем, что истощаются воспроизводимые производственные ресурсы, потребление же дает новые импульсы для развития производства новых товаров
Схема 4
Общие моменты любой экономической системы

Производительные силы
Естественные (природные ресурсы, возможности человека и т.д.)
Общественные (средства производства, разделение труда и т.д.)
Всеобщие (наука, образование, культура и т. д.)
Производственные отношения
Социально-экономические (отношения собственности)
Организационно-экономические (обмен опытом, маркетинг, менеджмент и др.)
Технико-экономические
Ресурсы:
Общественное разделение труда:
Процесс труда и его моменты:
трудовые, природные, экономические
специализация производства по изготовлению продуктов
труд, средства труда, предмет труда
Производственные возможности:
Результаты:
Эффективность:
выбор из ограниченных ресурсов
материально-вещественный продукт, услуги
соотношение результатов и затрат

и услуг. Качественные характеристики последних меняются, что вызывает рост потребностей в потребительских товарах и инвестициях. Но так как ресурсы ограничены, то общество должно делать выбор.

Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т. е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат.

То, от чего мы отказываемся, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного обществом результата.

Если экономические ресурсы используются для строительства жилых домов, то их денежную стоимость составляют расходы на землю, материалы и рабочую силу. Вмененными издержками будут больница, школа, библиотека или офисы, которые могли бы быть построены за счет тех же ресурсов. Общество может абсолютно все ресурсы направить на строительство жилых домов, а может снизить объем этого строительства с тем, чтобы строить также больницы и школы.

Таким образом, объем строительства жилых домов, больниц и других зданий не только альтернативен, но и взаимодополняем. Значения альтернативных возможностей приведены в табл. 1.
Таблица 1

Возможности
Строительство жилых домов, тыс. шт.
Строительство больниц, школ и т.д., тыс. шт.
A
15
0
B
14
1
C
12
2
D
9
3
E
5
4
F
0
5

Этот цифровой пример можно проиллюстрировать на графике границы производственных возможностей или трансформации ( 1), где по горизонтали отмечено количество больниц, школ и т.д., а по вертикали - количество жилых домов. Зафиксировав цифры на графике и соединив их, получаем кривую производственных возможностей, или трансформации (АВСDЕF).

Количество жилых домов

Количество больниц, школ и т.д.

1. Кривая трасформации

Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике, в данном случае между строительством жилых домов и т.д., путем перераспределения ресурсов. График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что национальная экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономической системы на границе своих производственных возможностей (точки А,В,С,D,Е,F) свидетельствует о ее эффективности.
Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке М, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Производство же на основе выбора точки N вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границами производственных возможностей данной экономической системы.
Таким образом, основная проблема эффективного функционирования экономической системы - проблема выбора.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства.

Отражением данной проблемы является постановка трех основных, вопросов экономики (схема 5).

Схема 5


Три основных вопроса экономики


В экономической литературе взгляды на тенденции развития хозяйственных (экономических) систем различны. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию, унификации ее структурных элементов. Другие экономисты считают, что существование различных экономических систем вза'имообогащает эти системы, что ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы.
Такая противоречивость взглядов отражает противоречивость развития экономической системы, когда одна тенденция приходит на смену другой. Современное развитие многих стран подтверждает этот теоретический вывод: всеобщее огосударствление сменяется разгосударствлением; всеобщее планирование - отказом от него; централизация - децентрализацией и т.д. Чем сильнее колебания, тем больше трудности в развитии экономики страны.
Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-нибудь народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития, т.е. уяснить его как нечто изменчивое, формирующееся, проходящее определенные фазы, ступени развития.
Вопрос о целостности и противоречивости современного мира является коренным вопросом обществоведения, часть которого составляет экономическая теория.
Современный мир есть результат естественного исторического развития общества. Понимание же этого исторического процесса у отдельных ученых-экономистов современности различно, что объясняется использованием различных критериев для характеристик данного процесса.
Нам наиболее известен формационный подход, лежащий в основе анализа явлений и процессов общественной жизни. К.Маркс выделял три основные общественные формации:
1) первичная (архаичная), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства;
2) вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);
3) коммунистическая общественная формация.
По Марксу, коммунизм есть не "идеальный способ производства", как многие из нас представляли его себе, а историческая эпоха, включающая целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности. Коммунистический идеал "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" воплотится в жизнь лишь после завершения эпохи коммунизма, в новой эпохе "положительного гуманизма".
Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический - так называемая "пятичленка") на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственно процессу производства.
Сегодня классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнение по ряду причин, в том числе и потому, что оно применимо лишь к Западной Европе и не имеет всеобщего значения. Сюда не вписываются азиатский способ производства, цивилизации Китая и Индии, с большой натяжкой можно вписать и Россию. Рассмотрение процессов мирового развития на уровне формации, способа материального производства при всей теоретической и исторической значимости такого подхода не может охватить всю сложную гамму происходящих в мире событий и поэтому очевидна определенная ограниченность такого подхода.

Отсюда в экономической литературе предпринимаются попытки использования других критериев для анализа явлений и процессов общественной жизни.
В начале века К. Бюхер (1906) на основе критерия характера связи в обществе между производством и потреблением выделял:
1) замкнутое домашнее хозяйство, где созданные блага потребляются в самом хозяйстве без обмена;
2) городское хозяйство, где имеет место непосредственный обмен и блага переходят непосредственно из производящего хозяйства в потребляющее;
3) народное хозяйство, где блага на основе товарно-денежного обмена проходят через целый ряд хозяйств, прежде чем поступят в потребление.
Первая система характеризуется существованием первобытных семейных групп (матриархальной и патриархальной семей), крепостничеством и рабством. Семья обычно насчитывала 16-40 человек, славянская "задруга" - 20-25 человек. Рабовладельческое, а позднее крепостническое домашнее хозяйство достигали огромнейших размеров.

Обмен здесь представлял собой второстепенное явление, материальные блага накапливались, а не продавались. Отсюда есть мнение, что русское гостеприимство и хлебосольство - продукт крепостнической системы, когда скапливались огромные запасы, которые лучше всего было потреблять в кругу приятелей.
Вторая система характеризуется свободной экономической деятельностью мелких самостоятельных ремесленников, монопольной цеховой организацией хозяйства.



Содержание раздела