Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы) и ресурсоемкость. При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.
Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу товара.
Рыночная цена образуется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения. Это цена равновесия или равновесная цена, т.е. цена, при которой объем спроса равен объему предложения:
спроса - цена товара, предлагаемая покупателями (пользователями) этого товара;
трансфертная - цена, используемая при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же компании; ее значение возрастает с увеличением объема внутрифирменной торговли;
фиксированная - цена, которая не подлежит изменению в заключаемых контрактах; устанавливается, как правило, государством;
фьючерсная - цена по биржевым фьючерсным сделкам;
цены замены - количество товаров и услуг, которое нужно отдать в обмен на другие товары и услуги.
3. ДЕНЬГИ КАК РАЗВИТАЯ КАТЕГОРИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ КАК СИСТЕМА
Самый простой ответ на вопрос, что такое деньги, будет таким:
Деньги - это все то, с помощью чего осуществляется обмен товаров и услуг.
Действительно, в прошлом многие вещи использовались как деньги: ракушки, слоновая кость, соль, меха и др. Но такой ответ - не научный.
Существуют разные научные концепции возникновения и сущности денег: рационалистическая и эволюционная.
Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в обмене товаров необходимы специальные инструменты. Эта идея о деньгах как договоре безраздельно господствовала вплоть до конца XVIII в. Субъективно-психологический подход к происхождению денег присутствует во взглядах и многих современных буржуазных экономистов.
Так, П.Самуэльсон определяет деньги как искусственную социальную условность. Американский экономист Дж.К.Гэлбрейт считает, что "закрепление денежных функций за благородными металлами и другими предметами - продукт соглашения между людьми".
Таким образом, деньги - это продукт соглашения между людьми.
Согласно эволюционной концепции происхождения денег, история их возникновения есть результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Исследовав исторический процесс развития обмена и форм стоимости, можно понять, как из общей массы товаров выделился один товар, который выполняет роль денег и специальным назначением которого является выполнение роли всеобщего эквивалента.
Итак, деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Всеобщий эквивалент означает способность товара обмениваться на любой другой товар.
Для современной экономической науки характерен подход, согласно которому сущность денег выводится из них функций. Этот тезис сформулировал английский экономист Дж.Хикс:
Деньги - это то, что используется как деньги.
Сущность денег раскрывается в их функциях, особую роль среди которых играют две основные, фундаментальные:
а) меры стоимости;
б) средства обращения.
Теоретически для становления и бытия деньгам необходимо и достаточно этих двух функций, ибо они характеризуют деньги как выражение (соизмерение) стоимости и как средство реализации, сбыта товаров. Остальные функции денег - средства накопления и средства платежа - являются производными от основных и появились лишь как результат исторического развития товарного обращения вообще и денег - в частности.
Функция денег как меры стоимости - это выражение способности денег соизмерять стоимость всех товаров. Изачально для выполнения этой функции деньги как особый товар должны были обладать собственной стоимостью. Исторически эту функцию стало выполнять золото.
Согласно марксистской теории, стоимость товара, выраженная в денежной форме, называется его ценой. Деньги, будучи продуктом общественного труда, обладают стоимостью, но цены они не имеют, ибо в противном случае они должны быть отнесены сами к себе.
Поскольку цена - это форма выражения стоимости, в цене как таковой заложена постоянная возможность отклонения от стоимости. Для выражения стоимости товаров нет необходимости иметь наличные деньги. Выражение стоимости в деньгах носит идеальный характер, т.е. функцию меры стоимости могут выполнять мысленно представляемые идеальные деньги.
Выражение стоимости товаров деньгами предполагает не только качественную, но и количественную определенность: данное количество товара равно определенному количеству золота. С необходимостью количественного соизмерения стоимости товаров и золота связана техническая функция денег - масштаб цен.
Масштаб цен - это зафиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы.
Нельзя смешивать функцию денег как меры стоимости с их технической функцией - масштабом цен.