d9e5a92d

ДЕНЬГИ КАК РАЗВИТАЯ КАТЕГОРИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.


Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы) и ресурсоемкость. При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.
Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу товара.

К.Маркс определял цену как денежное выражение стоимости.
Цена - это многофакторная величина, которая зависит от затрат труда на производство данного товара (блага), от его полезных свойств, степени потребности в данном товаре (соотношения спроса и предложения), а также от стоимости самих денег. Цена - это центральное звено рыночного механизма в обеспечении экономического равновесия.
Главные функции цены: ограничение потребления ресурсов, мотивация производства, сбалансирование спроса и предложения.
Различают следующие виды цен:
аукционная - продажная цена товара, реализованного на аукционе. В основе цены аукционной лежит рыночная цена, однако цена аукционная может значительно отличаться от рыночной в связи с тем, что она отражает конъюнктуру локальных рынков уникальных и редких видов товаров и во многом зависит от мастерства аукциониста;
базисная - цена, установленная в момент заключения опционной сделки, то же, что цена осуществления опциона;
биржевого товара - складывается из биржевой котировки и надбавки или скидки с нее в зависимости от качества товара, от места поставки, предусмотренного условиями типового биржевого контракта, и др.;
государственная - цена, устанавливаемая государством;
договорная (контрактная) - цена, фиксируемая в сделке по купле-продаже товара. Такие цены являются ценами реальных сделок, поэтому представляют наиболее достоверную информацию о ценах, что служит причиной держать их в коммерческой тайне; устанавливается по соглашению сторон и фиксируется в договоре (контракте);
коммерческая - свободная (рыночная) цена, применяемая на товары, которые свободно продаются при наличии фиксированной государственной цены на такие же товары, распределяемые в централизованном порядке;
котировальная - фиксируемая средняя типичная цена за товар за определенный период времени, определяется на основе контрактных цен и служит ориентиром при заключении новых контрактов (в том числе и на бирже);
мировая - типичная цена товара, применяемая в международных контрактах; зависит от соотношения спроса и предложения на мировом рынке;
оптовая - цена, применяемая при оптовых закупках и оодажах и не включающая розничную торговую скидку;
предложения - цена товара, предлагаемая производителями этого товара;
прейскурантная - цена, предусматриваемая в государственных прейскурантах;
проникновения - низкая первоначальная цена на какой-то товар, устанавливаемая с целью немедленного достижения массового спроса на рынке;
расчетная - единая цена каждой фьючерсной позиции на данный день; устанавливается расчетной палатой (как правило) на основе ценных сделок, совершенных в последнюю минуту перед окончанием торгов; применяется для подсчета депозитов и маржи, для определения цен, по которым ликвидируются фьючерсные контракты в случае поставки реального товара;
регулируемая - цена, которая может отклоняться от базового уровня по правилам, устанавливаемым государством;
розничная - цена товара в розничной сети, включает торговую скидку (наценку) для возмещения издержек обращения торговой сети и получения торговой прибыли;
рыночная - свободная цена товара на рынке. Рыночная цена, согласно марксистской теории, определяется как денежная форма овеществленного в товаре труда, денежное выражение его стоимости. Стоимость, по Марксу, есть вещная форма затрат общественного труда, а по утверждению Ф.Энгельса - отношение издержек производства к полезности.
Величина цены товара прямо пропорциональна стоимости товара и обратно пропорциональна стоимости золота.
В курсах "Экономикс" рыночная цена рассматривается без анализа стоимости. Стоимость товара, по мнению многих авторов, не существует, а существует только цена. Рыночная цена товара определяется ими как определенное количество денежных единиц (долларов, фунтов, франков, марок, иен и др.), получаемых за тот или иной товар. Для объяснения механизма формирования рыночной цены используется графический метод, где отражаются "кривые спроса и предложения".



Рыночная цена образуется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения. Это цена равновесия или равновесная цена, т.е. цена, при которой объем спроса равен объему предложения:
спроса - цена товара, предлагаемая покупателями (пользователями) этого товара;
трансфертная - цена, используемая при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же компании; ее значение возрастает с увеличением объема внутрифирменной торговли;
фиксированная - цена, которая не подлежит изменению в заключаемых контрактах; устанавливается, как правило, государством;
фьючерсная - цена по биржевым фьючерсным сделкам;
цены замены - количество товаров и услуг, которое нужно отдать в обмен на другие товары и услуги.

3. ДЕНЬГИ КАК РАЗВИТАЯ КАТЕГОРИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ КАК СИСТЕМА
Самый простой ответ на вопрос, что такое деньги, будет таким:

Деньги - это все то, с помощью чего осуществляется обмен товаров и услуг.

Действительно, в прошлом многие вещи использовались как деньги: ракушки, слоновая кость, соль, меха и др. Но такой ответ - не научный.
Существуют разные научные концепции возникновения и сущности денег: рационалистическая и эволюционная.
Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в обмене товаров необходимы специальные инструменты. Эта идея о деньгах как договоре безраздельно господствовала вплоть до конца XVIII в. Субъективно-психологический подход к происхождению денег присутствует во взглядах и многих современных буржуазных экономистов.
Так, П.Самуэльсон определяет деньги как искусственную социальную условность. Американский экономист Дж.К.Гэлбрейт считает, что "закрепление денежных функций за благородными металлами и другими предметами - продукт соглашения между людьми".

Таким образом, деньги - это продукт соглашения между людьми.

Согласно эволюционной концепции происхождения денег, история их возникновения есть результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Исследовав исторический процесс развития обмена и форм стоимости, можно понять, как из общей массы товаров выделился один товар, который выполняет роль денег и специальным назначением которого является выполнение роли всеобщего эквивалента.

Итак, деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Всеобщий эквивалент означает способность товара обмениваться на любой другой товар.
Для современной экономической науки характерен подход, согласно которому сущность денег выводится из них функций. Этот тезис сформулировал английский экономист Дж.Хикс:

Деньги - это то, что используется как деньги.

Сущность денег раскрывается в их функциях, особую роль среди которых играют две основные, фундаментальные:
а) меры стоимости;
б) средства обращения.
Теоретически для становления и бытия деньгам необходимо и достаточно этих двух функций, ибо они характеризуют деньги как выражение (соизмерение) стоимости и как средство реализации, сбыта товаров. Остальные функции денег - средства накопления и средства платежа - являются производными от основных и появились лишь как результат исторического развития товарного обращения вообще и денег - в частности.
Функция денег как меры стоимости - это выражение способности денег соизмерять стоимость всех товаров. Изачально для выполнения этой функции деньги как особый товар должны были обладать собственной стоимостью. Исторически эту функцию стало выполнять золото.
Согласно марксистской теории, стоимость товара, выраженная в денежной форме, называется его ценой. Деньги, будучи продуктом общественного труда, обладают стоимостью, но цены они не имеют, ибо в противном случае они должны быть отнесены сами к себе.
Поскольку цена - это форма выражения стоимости, в цене как таковой заложена постоянная возможность отклонения от стоимости. Для выражения стоимости товаров нет необходимости иметь наличные деньги. Выражение стоимости в деньгах носит идеальный характер, т.е. функцию меры стоимости могут выполнять мысленно представляемые идеальные деньги.
Выражение стоимости товаров деньгами предполагает не только качественную, но и количественную определенность: данное количество товара равно определенному количеству золота. С необходимостью количественного соизмерения стоимости товаров и золота связана техническая функция денег - масштаб цен.
Масштаб цен - это зафиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы.
Нельзя смешивать функцию денег как меры стоимости с их технической функцией - масштабом цен.



Содержание раздела