Всемирный потоп - аллегорическая картина гибели цивилизации. Идея заключается в том, что в момент кажущегося всеобщего разрушения все действительно ценное оказалось, спасено в соответствии с заранее подготовленным и продуманным планом.
Небольшая группа людей ускользает от катастрофы и спасает важнейшие идеи и достижения всей культуры.
"Ноев ковчег", спасшийся от потопа, - это внутренний круг человечества. Потоп - это неизбежная и неумолимая смерть.
Но человек может построить внутри себя "ковчег" и собрать там образы всего ценного, что есть в нем самом. В такой оболочке образцы не погибнут, они переживут смерть и родятся снова.
Вавилонская башня - миф о разрушении и о тех, кто погибнет. Вавилонская башня - это культура. Ее строят люди, чтобы создать на Земле идеальную жизнь с помощью интеллектуальных методов и технических средств.
Но неизбежно наступает момент, когда выясняется, что каждый из них понимал эту жизнь на Земле по-своему. Люди перестают понимать друг друга, у них нет общей цели. Начинается разделение языков, что вызывает разлад, враждебность. Люди начинают убивать друг друга и разрушать построенное.
Так и в жизни отдельного человека небольшой толчок, несчастный случай, болезнь и его Вавилонская башня рушится.
Вся жизнь человека, накопление богатств, приобретение власти или знаний - все это постройка Вавилонской башни, ибо должно закончиться катастрофой, смертью. Смерть суждена всему тому, что не может перейти на новый план бытия, где в основе заложены не моральные принципы, а экономические.
На социально-экономическом уровне организации материи для обеспечения социальной стабильности огромную роль в поиске компромисса играет человек, его интеллект [31, 32, 41]. Точно предусмотреть действия людей нельзя в принципе.
Каждое состояние социальной системы является бифуркационным. Именно это обстоятельство приводит к резкому ускорению всех процессов самоорганизации общества.
В основе любого развития лежат противоречия. С появлением сознательной деятельности и интеллекта эти противоречия обострились еще больше - разум интенсифицирует борьбу, перенося ее из чисто биологической сферы в сферу социальную, общественную. Но вместе с тем интеллект открывает новые возможности преодоления противоречий, создавая новые формы компромиссов.
Появляется наука, с помощью которой удается выходить из безвыходных положений.
Сначала противоречия носили локальный характер и разрешались внутри рода или племени, но постепенно они приобретают глобальный характер - межгосударственной розни. С появлением производственной деятельности и частной собственности возникают классы - еще один источник противоречий.
Усложняется взаимосвязь людей и окружающей среды. Удовлетворение потребностей человека с помощью искусственных орудий не приводит к желаемым результатам: потребности растут быстрее, чем возможности их удовлетворения (Закон "Жадности") и нет им конца. С одной стороны, орудия труда упрощают жизнь, а с другой огромные массы людей живут еще хуже и опаснее.
Достижения цивилизации, техники, культуры и другие блага присваиваются различными группами людей по-разному, создавая тем самым источник неравенства, неудовлетворенности и напряженности в общественной жизни.
В недрах цивилизации рождается разрушительный потенциал, который нарастает и грозит вселенской катастрофой. Но одновременно рождается противоположное начало.
Цивилизация рождает и средства, необходимые для преодоления разрушений, например, поиск альтернативных путей развития. Возникает понимание, что пора искать альтернативу существования людей на Земле, другие формы взаимоотношений, способы решения противоречий в интересах развития человечества.
Наши знания и деятельность непрерывно усложняются. Появляются машины, усиливающие деятельность человеческого мозга. Развитие материи на всех ее уровнях регулируется общими законами самоорганизации. Эти законы образуют внутреннюю логику процесса развития.
Возникают новые противоречия, которые решаются в результате поиска компромиссов. Эти компромиссы порождают новые противоречия и т. д.
Стратегия природы - это стратегия самоорганизации. Человек находится внутри природы, ее законов и получает право выбора, право сознательных действий. Он должен стремиться использовать стратегию природы для создания условий, гарантирующих дальнейшее развитие рода человеческого.
В этом состоит стратегия разума - сверхзадача современной цивилизации. Нельзя вечно эксплуатировать ограниченный запас природных ресурсов.
Развитие и противоречивость общества, непрерывное изменение состояний биосферы приводит к тому, что цели развития человека и среды также все время меняются.
Подобно генетическому разнообразию разнообразие национальное - это защита популяции человека от случайных превратностей судьбы. Единство и национальное разнообразие - это две стороны одной медали.
Как совместить это огромное многообразие факторов с необходимостью единой стратегии развития человеческого общества, с утверждением новой нравственности?
В противоречиях двух систем противоречия идеологического характера все больше уступают место противоречиям экономическим, экологическим и т. д. Начинает осознаваться та жестокая истина, что главным противоречием современности является противоречие между природой и человеком.
Преодоление противоречий должно идти по двум путям:
1) воспитание общества, перестройка его нравственности и морали; потребительских идеалов;
2) ограничение характера развития производственных сил.
Не существует систем управления, способных сохранить одно и то же качество управления вместе с ростом сложности системы. Здесь необходимо говорить не об управлении, а о "направлении развития". С увеличением размеров, объемов производства система управления быстро усложняется, а качество управления падает. Необходима децентрализация.
Однако децентрализация сама по себе не является панацеей и не делает систему управляемой. Экономика управляемой быть не может.
Плановость, направленность при нынешней сложности производства необходимы и капиталистической, и социалистической системам. Но и без рынка тоже нельзя. Рыночный механизм реализует своеобразную отрицательную обратную связь - цена на то или иное изделие стремится к затратам общественно необходимого труда на ее изготовление. Выравнивание цены и стоимости - это проявление принципа социальной справедливости.
Необходимо сочетание планомерности с рыночным механизмом. Это продемонстрировала советская экономика 20-х гг.
Предполагается, что право на получение благ имеет только тот, кто трудится. Получение доходов с капитала является актом несправедливости.
Рассмотрим, какие основные причинно-следственные связи приводят к катастрофам по вине социальной среды.
Любая общественная формация является объединением людей для удовлетворения своих потребностей по следующим признакам:
- структурному;
- экономическому;
- национальному;
- территориальному и т. д.
Рассмотрим два первых признака как основные, влияющие на устойчивость СЧМС к катастрофам социального плана.
Х?ІІ век феодальная структура организации экономической системы общества. Человек здесь со своей личностью скромен. Он делает все сам для себя, только в силу своих личных потребностей и жизненной необходимости.
Эволюция хозяйства самая примитивная. Веками стоит на месте один и тот же способ производства, веками устойчивые цены.
Нет ни банков, ни бирж с их кризисами, ни производства, имеющего целью бесконечное накопление. Большое накопление тут и не возможно и экономически бесполезно.
Цель - собственное потребление. Если человек не может все произвести для себя, он меняет свои продукты на чужие.
Для этого необходим эквивалент - деньги (Д) как способ обмена и не более того [27]. Здесь действует формула "товар - деньги - товар"
Т-Д- Т. (3.58)
Эта формула направлена на потребление, а не накопление, удовлетворение непосредственной жизненной потребности. Финансовый механизм устойчиво, без скачков управляет экономикой (структурой). Эволюция здесь происходит не в экономике, а в духе. Хозяйство и все телесное лишь пьедестал для осуществления высших ценностей.
Хозяйство сведено здесь до минимума, который необходим для телесного человеческого существования. Идея здесь управляет материей.
При капиталистическом пути развития стоит другая цель - материальное благополучие превыше всего. Основной идеей является накопление капитала.
Духовное начало отсутствует полностью.
В экономике мы имеем не просто антитезу материи и идеи, но и антитезу товара и его ценности, стоимости товара и денег.
Деньги - это эквивалент товара. То, что во всякой вещи является идеей, то в экономике цена.
Если в феодальной (социалистической) системе действует формула Т-Д-Т, то в капиталистической действует формула
Д-Т-Д. В капиталистической системе деньги приобретают первостепенное значение. Целью является накопление капитала. Тут не деньги нужны для товарообмена, а товарообмен нужен для денег.
Деньги превращаются в товар, чтобы опять стать деньгами.
При капиталистической системе главное накопление ценностей в экономике Ді-Т-Д2. Но накопление возможно только тогда когда Д2 Ді, когда продано за большую цену чем куплено.
Таким образом, структура капитализма работает только тогда, когда она имеет формулу
где Д2 = Ді + s ; s - дополнительные (украденные) деньги.
Откуда же берутся дополнительные деньги - S , если нет новых товаров. Если, затратив деньги на товар и употреблять его в обычном смысле, то этот товар исчерпается и больше ничего. Это возможно при условии, если товаром будет живая рабочая сила.
То есть человек должен создавать ценности из самого себя. Рабочий продает свой собственный труд (ученый мозг) как товар. Владелец денег затрачивает определенную сумму на приобретение рабочей силы, и этот товар потребляет, (рабочий производит продукт).
Владелец денег получает гораздо больше товара, чем стоимость купленной им рабочей силы.
Причем здесь необходимо выполнение двух условий:
Рабочая сила не может быть потребительной ценностью для самого рабочего. Иначе не зачем было бы продавать свою рабочую силу. Ему достаточно было бы продавать продукты своей силы. Часть своей силы он употреблял бы на удовлетворение своих потребностей, а лишний продукт сбывал.
Но тогда бы этим трудом не мог бы воспользоваться владелец денег (феодальная система с уравновешенной экономикой).
Если бы у рабочего были собственные средства производства, то продавать свою рабочую силу ему было бы не целесообразно.
Значит, продажа собственной рабочей силы имеет смысл только в условиях отделения средств производства от рабочего. Он должен быть "свободен" от земли, денег и средств производства, чтобы ни какие силы бы не мешали продавать себя.
Владелец денег должен быть свободен от продукта, он должен все это приносить в жертву алчному стремлению к накоплению.
Здесь можно выделить четко выраженный бинер - капиталист - рабочий, а экономическая
структура работает по формуле, которая обеспечивает нарастание капитала - Ді+ S за счет воровства, присвоения чужого продукта.
Капитал имеет смысл только тогда, когда он неизменно растет, а это требует расширение производства, потребление дополнительных ресурсов, увеличение энергоемкости - W, усложнение структуры производства - H, что приведет к увеличению частоты - Р и тяжести - S катастрофических событий.
Тут никто ни для кого не является личностью. Рабочий не личность, а арена для превращения Ді в Ді + S. Владелец денег тоже не личность так как он пользуясь чужим трудом наживает себе
эту S сам лично не принося ни материальных ни духовных ценностей.
Таким образом, при капиталистической экономике, никто ни для кого не является индивидуально-объективной субстанцией и ценностью.
Сегодня существует два варианта развития человеческой цивилизации (рис.3.11) [60].
Первый вариант - полное уничтожение людей и живых организмов.
Это вариант неуправляемого инерционного развития социальной системы: после достижения точки максимума вступит в дело цепная реакция саморазрушения окружающего нас мира (см. рис. 3.9 кривая 1).
Она состоит из нескольких горизонтально расположенных уровней со звеньями Ст, Bn , жесткой вертикальной подчиненности центральному звену А0. Каждый уровень верхних звеньев выполняет свою жестко детерминированную функцию и передает свое управляющее воздействие на нижний уровень с определенным запаздыванием - Т . В результате чего в системе возникает постоянная времени запаздывания
Т = ? Т, (3.60)
i=1
где к - число уровней системы; Т i постоянная запаздывания i уровня.
Преимущества и недостатки данной структуры приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2. Таблица показателей иерархической структуры_ |
||||||||||||
|
Преимущества | Недостатки | ||
1. | Высокое быстродействие | 1. | Низкая устойчивость |
2. | Высокая степень свободы | 2. | Перепроизводство |
3. | Адаптивность | 3. | Отсутствие планирования |
Р и с. 3.12 .Двухуровневая двухконтурная система несвязного управления а - организационная структура; б - переходный процесс управления
Экономика характеризуется определенным производственным потенциалом и зависит от природных ресурсов, количества и качества рабочей силы, а также организации экономической системы. Если эти параметры известны, то можно сказать, какой объем производства Y возможен для данной экономики, обозначим его Y* он будет характеризовать уровень предложения [9, 48].
Уровень спроса D на выпускаемую продукцию зависит от ее уровня цены Р. Каждому уровню цены соответствует свой уровень совокупного спроса. Чем выше цена, тем ниже спрос на продукцию (рис. 3.15):
D = - кP, (3.62)
где к - коэффициент пропорциональности.
Если цены слишком низки, как это было в СССР до 1991 г., спрос превышает предложение. Это ведет к дефициту предложения -А (см. рис. 3.15)
Производители могут продать все, что они производят, но покупатель не может получить все, что он хочет (катастрофический признак).
Если цены слишком высоки (сегодняшняя ситуация в России), наблюдается избыточное предложение +Д возникает дефицит спроса. Колебание цен в конечном итоге приведет к равновесной цене Рс.
Это есть стабильное равновесие, к которому будет стремиться рыночная система.
Различия между экономиками избыточного спроса и избыточного предложения очень велики. Избыточный спрос превращает определенную группу людей (продавцов) в диктаторов и ставит покупателя в зависимое положение.
Экстремальный случай избыточного спроса достигается в экономике, в которой установлен контроль над ценами.
Избыточное предложение делает продавцов услужливыми, а покупателей и работодателей разборчивыми.
И в первом, и во втором случаях наблюдается катастрофическая ситуация.
Основной задачей общества обеспечить справедливую равновесную цену продукта.
Как указывал К. Маркс, появление денег привело к новой форме рабства, к новым социальным противоречиям и катастрофам. Деньги представляют собой эквивалентную стоимость совокупного продукта общества и необходимы как механизм эффективного управления экономикой.
Но одновременно их значительно легче присваивать и перераспределять нечестным образом. Это и служит причиной социальных катастроф в обществе.
Если суммировать спрос на деньги всех потребителей общества, то совокупный спрос равен
[9,48]
M = kPY, (3.63)
где Y - совокупная купленная продукция; Р - совокупная цена купленной продукции;
деньги
Жестко детерминированная организационная структура общества (см. рис. 3.12) позволяет управлять и обеспечивать равновесную цену и таким образом уходить от катастрофы и обеспечивать глобальную устойчивость системы.
В стохастических структурах рыночной экономики процесс регулирования равновесной цены носит колебательный характер (см. рис. 3.13), который регулируется законом "Жадности", что приводит к неустойчивости системы, а это в свою очередь ведет к социальным катастрофам.
Если цены отличаются от Рс (см. рис. 3.15), экономика некоторое время находится в состоянии, когда реальный выпуск продукции не равен равновесному. В краткосрочном периоде цены малоподвижны. Но в долгосрочном периоде цены возвращаются к своему долгосрочному уровню.
Как правило, ценам легче подняться, чем опуститься. Если кривая спроса сдвигается влево (спрос падает), выпуск продукции может сохраниться на прежнем уровне только за счет падения цен.
Так как на это требуется время, то в таких ситуациях возможно довольно длительное падение производства, что ведет к социальной неустойчивости общества (как, например, было в Соединенных Штатах в 30-е гг.).
Выводы
Основой логистической системы является система "человек-машина-среда".
Организационная структура СЧМС состоит из главного действующего звена - человек; машины (орудия труда); социальная и окружающая среда.
Причинно-следственные связи СЧМС отражаются на основе законов и причинноследственных связей (модели) развития мира.
Одной из основных задач при построении СЧМС - это обеспечить согласование всех ее звеньев, где главным ограничением выступают параметры человека.
Создание системной модели устойчивости СЧМС, а, главное, "оживление" ее возможно одним единственным способом - установлением гомеостаза. Винеровский гомеостаз - есть такое системное взаимодействие процессов, при котором система возвращается к некоторому устойчивому состоянию после возмущений, вызванных внешними факторами.
Катастрофа - есть нарушение гомеостаза, следствием которого может быть разрушение части или системы в целом.
Формальное исследование гомеостатических систем и процессов, ввиду их самовзаимодействия, нелинейности, неустойчивости, необратимости связано с большими техническими трудностями, в частности, получение функциональной зависимости риска системы.
Механизм построения функциональной модели риска можно представить в виде следующей логистической цепочки: первопричина, понятие, определение, суждение и умозаключение.
Первопричина, - образуется понятие, поскольку последнее есть совокупность признаков. Понятие, образуется определение. Определение, образуется переход к суждению. Суждение переходит в умозаключение.
Умозаключению в математике соответствует понятие функции [27,28].
Понять значит перевести данное утверждение с языка математики на язык логики (или обратно). Это, значит, исследовать, какая идея, какой логический смысл заложен в той или иной формуле.
Разобрать их логический состав в статике, и каким образом сконструировано их взаимоотношение в динамике изучаемой взаимосвязи.
Рассмотрим основные диалектические принципы, обеспечивающие построения логистических систем.
Первый принцип (последовательность).
В основе мироздания заложены два начала - Идея и Материя. Идея формирует законы, по которым развивается мир, а Материя осуществляет воплощение этих идей.
Процесс их взаимодействия вечен и непрерывен, взаимно друг друга обуславливают, утверждают и взаимно проникают друг в друга.
Идеальное несет созидательное положительное (+) начало, материальное несет разрушительное - отрицательное (-) начало. Идея и Материя, находясь в диалектическом единстве и борьбе противоположностей, обеспечивают построение всего мироздания.
Второй принцип (развитие).
Процесс развития мира можно рассматривать в плоскости двух координат идеального и материального. Единство двух начал указывает на то, что это развитие осуществляется по гиперболическому закону (1.14)
R = I W,
где I и W - идеальная и материальная составляющие мироздания.
Материя, это - противоположный полюс Идеи. Это энергия в состоянии покоя.
Это - сила и движение в состоянии полного равновесия.
Поскольку Мир состоит из двух начал Идеи и Материи, то можно считать, что основой построения любой системы является бинер. Система бинера утверждается полярностью его членов, т.е. равенством противоположностей.
Их объединение есть одновременно: взаимное уничтожение и выявление синтеза в его собственной сущности. Противопоставление противоречий Идеи и Материи осуществляется введением принципа противоположности, который обеспечивает движение и развитие бинера.
Идея или закон отличаются от конкретного представления наличием в них элементов движения. Всякая идея или закон стремятся к развитию, к обобщению, к синтезу.
Закон развития Мира строится на основе дриады. Высшая истина, которая лежит в основе всех Посвящений, есть учение о Триединстве Духа и Троичности всех его проявлений. Триединство Духа есть доктрина о Его Существе в Себе Самом.
Первичная субстанция не может быть единой, ибо в противном случае она была бы ограничена.
Для описания динамики развития материи бинер должен быть подвижным, он должен совершать действия. Поэтому основой диалектической логистики развития должна выступать триада.
Триаду можно выразить тремя такими категориями: бытие - инобытие - становление [46].
Бытие есть первое полагание. Это перво-полагание предмета требует для себя такого, от чего оно отличалось бы - инобытия, с которым оно имеет четкую границу.
Бытие для своего существования требует отрицания. Бытие и инобытие не могут оставаться в состоянии такой абсолютной противоположности; они должны быть поняты как единый акт.
Синтезом бытия и инобытия является становление. Полученный после этих преобразований результат есть тоже некоторая система. Этим самым мы отрицаем, наше отрицание и возвращаемся к тезису.
Получается система систем -логистическая система диалектики.
В каждой из этих трех областей диалектической аксиоматики можно проводить дальнейшие триады, путем перехода от простейшего к сложнейшему.
В логистике риска в качестве триады может выступить модель: бытие - отсутствие катастроф, инобытие - наличие катастроф, становление - дальнейшее движение системы после катастрофы.
Идея формирует законы и направляет развитие природы, материя осуществляет это развитие.
Материальный аспект мира определяет движение материальных потоков в человеческом обществе: добыча и переработка ресурсов, хранение и распределение продукции потребителю.
Идеальный аспект мира определяет информационные потоки, которые должны обеспечить эффективное управление материальными потоками.
Третий принцип (устойчивость).
Конец логистической цепочки максимально сложен. Предел этой сложности есть граница между развитием предмета до той степени, которая приводит к его распадению.
Предмет распадается тогда, когда отдельные части становятся абсолютно чуждыми одна другой.