После определения источников выполнения заказов необходимо разработать план реализации каждого заказа из соответствующего источника и доставки его потребителям. Если источников выполнения заказов немного, то основная задача планирования заключается в выборе соответствующего перевозчика, вида транспорта, грузовых объемов и графиков отправки заказов потребителям.
Это относится к случаям высокоцентрализованной дистрибьюции из крупных территориальных распределительных центров при продаже по каталогам, например, станков, автомобилей, строительной техники и т.п.
При продаже таких товаров широкого потребления как бакалейные товары, бытовая электроника, косметика и т.п. используются разветвленные дистрибутивные сети, поэтому задача планирования выполнения заказов усложняется. В таких дистрибутивных сетях необходимо поддерживать интенсивное пополнение запасов и высокую скорость их оборачиваемости.
Менеджмент выполнения заказов в них должен быть более быстрым и гибким.
В некоторых фирмах, особенно в таких , чья продукция является комплексной (компьютеры, станки, медицинское оборудование и др.) план выполнения заказов обычно направлен на координацию всех элементов доставки заказов потребителям. Этот план похож на проект-менеджмент план, включающий полную схему (график) производства-доставки заказа в виде соответствующей грузоотправки из определенного источника ( 5.5).
Как показано на 5.5, план-график выполнения заказа может включать не только логистические активности в сбыте (доставку, предпродажный сервис и др.), но и собственно производство (сборку) ГП. В некоторых случаях план может включать также обучение потребителя, послепродажный сервис или послепродажное обеспечение запасными частями.
Предпродажный и послепродажный сервис, как мы уже отмечали ранее, играет сейчас очень важную роль в конкурентной борьбе за потребителя.
Еще раз подчеркнем, что с точки зрения логистического менеджмента важны информационные и финансовые активности плана выполнения заказов.
Планирование менеджмента заказов позволяет выделить главные направления как в производстве, так и в системе распределения ГП, в разрезе определения соответствующих объемных, пространственных и временных параметров запасов. Это обеспечивает, в свою очередь, сокращение времени доставки ГП потребителям, улучшение качества логистического сервиса и в результате - упрочнение позиций фирмы на рынке.
Разработка плана выполнения заказа включает коммуникационный план пополнения запасов для тех источников, из которых запасы ГП были взяты. При составлении коммуникационного плана пополнения запасов учитываются прогнозы будущего спроса, необходимых объемов, сопровождающего сервиса, потребных запасных частей и эксплуатационных материалов.
Часто в коммуникационный план отдельным разделом входит планирование информационных ресурсов для поддержки менеджмента заказов (информационно-программное обеспечение, обновление комплекса технических средств, оргтехники, улучшение параметров приема, обработки и передачи информации о заказах и т.п.).
Во многих случаях планирование менеджмента заказов позволяет соответствующим ЗЛС принимать более эффективные решения по реализации плана с позиций снижения затрат и улучшения логистического сервиса. Например, имея план-график выполнения заказа, перевозчик может оптимальным образом организовать экспедирование, подобрать подвижной состав, обеспечивающий максимальное использование грузоподъемности (вместимости) и надежность доставки и т.д., обеспечив тем самым снижение как своих, так и общих логистических издержек.
Другим преимуществом планирования заказов является то, что подобный план вскрывает существенные черты и особенности интегрированного логистического плана, позволяя находить узкие места и резервы снижения затрат и времени цикла выполнения заказа, координировать функционирование отдельных источников и ЗЛС в информационном, финансовом и дистрибутивном аспектах.
При составлении плана менеджмента заказов необходимо учитывать следующие основные моменты.
План может инициировать производство путем размещения заказов непосредственно на заводе-изготовителе в соответствии с изменениями производственного расписания.
Если запасы ГП находятся на оптовом складе (базе) менеджмент может направить заказ непосредственно на консолидацию (подборку), минуя традиционные операции order entry, которые занимают от нескольких часов до дней, во время выполнения которых партия заказа уже будет подготовлена к отправке.
В случае высокой оборачиваемости запасов на источнике выполнения заказа менеджмент может разместить заказ до получения необходимых документов и иметь готовую к отправке партию товара, минуя операции хранения и подборки.
В частности, может быть обеспечено переключение выполнения заказа с одного источника на другой, замена перевозчика или экспедитора и т.п.
Конечная стадия процесса управления заказами заключается в составлении отчета о выполнении заказа и оценки степени удовлетворенности потребителя доставленной ГП и сопутствующим сервисом.