В соответствии с этапами применения системного подхода к формированию региональной ЛС, сформулированными нами выше (см. табл. 16.1), одной из основных задач является синтез ее оптимальной организационной структуры.
Для региональных ЛС организационная структура должна соответствовать заданной цели управления выделенными региональными материальными потоками для удовлетворения требований потребителей: организаций бизнеса, правительственных институтов, населения и т.п.
Выбор и оптимизация организационной структуры региональной ЛС должны осуществляться с учетом основных комплексных факторов и методологических принципов, изложенных нами в разделе 16.2.
Однако существуют единые общеметодологические аспекты, относящиеся к понятию организационная структура управления, раскрытые, например, в работах [52, 187] и других. Для цели дальнейшего исследования представляется важным обобщение концептуальных моментов, относящихся к организационным структурам систем управления.
Отправной точкой методологии анализа и синтеза организационных структур является единство функций и структуры системы управления в процессе достижения глобальной цели управления. При этом структура системы управления рассматривается как необходимая форма реализации функций управления.
Таким образом в основе формирования организационной структуры региональной ЛС должны лежать выделенные логистические функции, необходимые и достаточные для реализации глобальной цели синтезируемой макрологистической системы. Все остальные элементы региональной ЛС: методы принятия решений, технические средства обеспечения, персонал, информация и т.д. являются средствами, необходимыми для эффективной реализации той или иной логистической функции.
Достижение глобальной цели региональной ЛС должно быть обеспечено за счет необходимого уровня интеграции и координации деятельности ЗЛС в верхнем эшелоне менеджмента, который может быть реализован, например, в виде логистического центра, отдела логистики и т.п. Таким образом, в большинстве региональных
ЛС должен быть реализован иерархический принцип построения организационной структуры системы управления.
Большое значение в постановке задачи синтеза организационной структуры ЛС имеет классификация оргструктур. Как показал анализ литературных источников по логистике, этому вопросу не уделено достаточного внимания.
Поэтому нами предложена классификация организационный структур Л С ( 16.9), в основу которой положен системный подход.
По принципу устойчивости функциональных связей и числу ЗЛС оргструктуры делятся на жесткие (детерминированные) с фиксированными связями и неизменным количеством ЗЛС и адаптивные, изменяющие содержание (состав) функций и (или) количество звеньев, приспосабливаясь к воздействиям внешней среды или изменению целевой функции управления в ЛС.
По принципам управления и подчиненности традиционно различают децентрализованные, централизованные и смешанные структуры в зависимости от процедуры принятия управленческих решений.
Важную роль играет признак иерархичности организационной структуры, так как большинство региональных ЛС являются иерархическими многоуровневыми системами.
По принципу формирования ЗЛС оргструктуры можно разделить на функционально-ориентированные, в которых ЗЛС объединены по выполняемым функциям в процессе управления, объектно-ориентированные, например, по отношению к территории, отрасли экономики или участку логистической цепи и смешанные.
По виду логистических цепей (каналов), функционирующих в ЛС, различают прямые (линейно-упорядоченные), эшелонированные (многокаскадные) и гибкие (смешанные) организационные структуры.
В процессе формирования организационной структуры управления ЛС необходимо учитывать следующие методические принципы:
В самом общем виде задача оптимизации синтеза организационной структуры ЛС выглядит следующим образом ( 16.10).
Для формализации задачи синтеза организационной структуры ЛС введем следующие обозначения:
Р - множество возможных принципов Р построения системы или ЗЛС;
F() - множество взаимосвязанных логистических функций, из которого при синтезе ЛС достаточно выбрать подмножество f, достаточное для реализации выбранных принципов управления;
А - множество возможных взаимосвязанных элементов системы (ЗЛС).
При введенных обозначениях задача синтеза оптимальной структуры состоит в определении кортежа:
P;
F()(16.3)
A A
[f F()] [A A],
где - означает операцию отображения элементов множества F на элементы множества А.
Таким образом, соотношения представляют собой при выбранной целевой функции оптимальное отображение множества функций ЛС на множество взаимосвязанных элементов ее структуры - ЗЛС.
При построении структуры ЛС решающая роль принадлежит правильному и обоснованному выбору критерия оптимизации. В методологическом плане синтезируемая организационная структура должна быть наилучшим образом приспособлена для реализации глобальной цели функционирования региональной ЛС. С позиций системного подхода такая наилучшая приспособленность может трактоваться как эффективность логистического управления, характеризуемая тремя показателями: величиной ожидаемого полезного эффекта (результата), вероятностью его достижения и затратами
схема оптимизации организационной структуры ЛС ресурсов на достижение этого эффекта с заданной вероятностью. При этом основной принцип количественной оценки критерия эффективности состоит в соизмерении результатов логистического управления с затратами (логистическими издержками) на их получение. Под критерием эффективности мы будем понимать экстремальное значение показателя (целевой функции) эффективности функционирования ЛС. [ZEBR_TAG_br В большинстве случаев основным критерием эффективности региональных ЛС является минимум совокупных логистических издержек, связанных с управлением региональными материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми) потоками при обеспечении требуемого уровня качества логистического сервиса. В этом проявляется существенное отличие региональных (макро-) ЛС от микрологистических систем (например, на уровне фирмы-производителя товаров), в которых минимизация издержек - один из возможных критериев.
Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее функционирования в рыночной среде бизнеса и, соответственно, синтеза логистической организации и управления, могут применяться, например, такие как максимальный объем продаж, максимальная прибыль, завоевание максимальной доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта продукции, максимальная величина курсовой стоимости акций фирмы и т.п. Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение запросов потребителей в качестве продукции, сроках выполнения заказов, логистическом сервисе.
В то же время необходимо учитывать, что, так как в структуре региональных ЛС большое количество ЗЛС представляют собой организации бизнеса, производящие товары или услуги, то упомянутые выше критерии оптимизации их функционирования должны быть увязаны и учтены в общей модели оптимальной структуры региональной ЛС. Такая увязка может представлять значительную сложность из-за возможной несовместимости или несовпадения по направлению действия локальных и глобальных целевых функций.
Один из возможных путей достижения глобального компромисса при этом состоит в использовании для синтеза оргструктуры и логистического управления в региональных ЛС методов векторной (многокритериальной) оптимизации.
Задача синтеза эффективной организационной структуры региональной ЛС усложняется отсутствием в настоящее время достаточно обоснованных формализованных критериев, отражающих цели ее функционирования. Многокритериальность (векторный характер целевой функции) усугубляется качественным характером составляющих-критериев.
Рассмотрим постановку задачи оптимизации организационной структуры региональной ЛС в самом общем плане. Для этого сформулируем следующий набор исходных данных:
1. Выполняемые ЛС функции представим в виде множества решаемых задач Е = {Ei}, i = 1, I , каждая из которых, в свою очередь, может состоять из qi этапов и иметь di вариантов их решения в ЛС.
2. Связи между задачами и их этапами зададим в виде графа Ge = {Eqi (Eqi Eq'i)}, где Eqi, Eq'i Е. Дуги графа (Eqi, Eqi) характеризуют соотношения следования, существующие между решаемыми задачами и их этапами и соответствуют направлениям материальных, информационных и финансовых потоков.
3. Множество возможных ЗЛС М = {Мj} и связей между ними, которые задаются в виде графа Gm = {Мj, (Mj, М'j)}, j, j' = 1, J . Вершины графа отображают узлы (ЗЛС), а дуги - связи между ними.
4. В региональной ЛС иногда может быть задан конечный набор вариантов возможных ЗЛС и связей между ними, т.е. G
m |
m |
qi Ei |
i |
qi |
j m |
i |
qi, j |
i |
qi |
i |
qi, j |
Величина максимально допустимого порядка г характеризует норму управляемости данной подсистемы.
Сила внутренних и внешних связей подсистемы F системы D E характеризуется суммарными величинами потоков m(F) и n(F) соответственно по всем дугам, соединяющим подсистему F D с другими элементами системы D E и с остальными элементами всей системы, т.е.
m(F) =
- Конец документа -- |