Издержки на транспортировку включают все составляющие затрат на элементарные логистические активности, из которых она состоит, причем подавляющая часть этих затрат, как правило, приходится непосредственно на процесс перевозки.
В наиболее общем виде затраты на перевозку 1 т груза в смешанном (комбинированном) варианте могут быть определены по формуле:
CII = CII.м. lII. м. + Cв.м. lв.м. + CII - p + Cн.к. + Cд.в. lм.г. (10.1)
где СII.м. - полная себестоимость 1 ткм при подвозе груза к магистрали вспомогательным видом транспорта;
В свою очередь все затраты на перевозку могут быть разделены на переменные, зависящие от расстояния перевозки (времени движения) и постоянные, не зависящие от расстояния.
К переменным затратам относятся:
К постоянным затратам обычно относят:
В то же время жесткой границы между постоянными и переменными расходами нет, и для каждого вида транспорта имеется специфика их определения. Существенные особенности имеются в количестве и способах оценки затрат в международных перевозках (смешанных, комбинированных, интермодальных и др.). Например, логистические составляющие издержек на международную транспортировку грузов включают расходы за:
Наличие той или иной конкретной совокупности затрат будет зависеть от базисных условий поставки (см. раздел 10.5), установленных договором купли-продажи. Транспортная составляющая в цене товара при импорте-экспорте в мировой практике обычно определяется на условиях франко-граница страны продавца или покупателя.
Отдельные логистические издержки в транспортировке могут быть сгруппированы или дифференцированы по определенному ЗЛС в цепи поставок. Например, если таким звеном является таможня, то для нее (согласно Таможенного кодекса, раздел III, ст.ПО), могут быть выделены такие составляющие затрат как:
В связи с бурным ростом за последние годы международных автомобильных перевозок грузов в Российской Федерации, особое значение приобретают вопросы правильного учета, определения и прогнозирования (планирования) затрат на эти перевозки. Согласно методическим рекомендациям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) РФ [37] блок-схема определения затрат на международных автоперевозках грузов выглядит следующим образом ( 10.4).
Затраты по приведенной схеме обычно определяются в расчете на рейс, под которым понимается комплекс элементов транспортного процесса с момента выезда из гаража, погрузки, доставки груза в экспортном направлении, разгрузки, движения до пункта загрузки на иностранной территории, погрузки, доставки груза в импортном направлении, разгрузки, возвращения в гараж.
Методика определения составляющих затрат в формуле (10.2) достаточно хорошо известна и базируется на соответствующих нормах и нормативах [34].
Определение затрат в валюте во многом зависит от страны назначения (отправления) груза. Основные составляющие затрат приведены на схеме ( 10.4).
Транспортные издержки являются базой для определения тарифов на услуги логистических посредников: транспортных и транспортно-экспедиционных (стивидорных) фирм, операторов мультимодальной перевозки, агентов, брокеров и др.
Система транспортных тарифов, по которым осуществляются расчеты между грузоотправителями, грузополучателями и транс-портно-логистическими посредниками, зависит от вида транспорта и способа перевозки. Уровень тарифов определяется из условия возмещения затрат на транспортировку и получения планируемой (нормативной) прибыли. В табл.
10.7 приведены виды и краткая характеристика тарифов, применяемых на различных видах транспорта.
Необходимо отметить, что в связи с приватизацией и изменением форм собственности (организационно-правовых форм) предприятий многих видов транспорта в РФ (особенно это касается автомобильного) действовавшие ранее централизованные прейскуранты
Таблица 10.7
Виды и характеристики транспортных тарифов
Вид транспорта | Транспортные тарифы | Краткая характеристика тарифов |
1.Железнодорожный | 1.1. По видам: - общие |
|
- исключительные | Применяются в виде надбавок и скидок к общим тарифам с целью стимулирования использования местных МР, ограничения нерациональных перевозок | |
-льготные | Применяются при перевозке целевых грузов в адрес отдельных получателей | |
- местные | Применяются на территории одной железной дороги | |
1 .2. По роду отправки: | ||
- повагонные | Предусматривают оплату за весь вагон | |
- мелкие отправки | Исчисляются по фактической массе груза | |
- контейнерные | В соответствии с грузоподъемностью контейнера | |
- потонные | Применяются к грузам, перевозимым в цистернах и бункерных полувагонах | |
1.3. По форме построения: | ||
- табличные | Указывается конкретная стоимость перевозки тонны груза, вагона, контейнера и т.д. | |
- схемные | Основная форма железнодорожных тарифов. Схемные тарифы дифференцируются в зависимости от расстояния перевозки и характера (классификации) перевозимых грузов | |
2. Автомобильный | 2.1. Сдельные тарифы на перевозку грузов | Предусматривают оплату груза за фактическую массу в зависимости от расстояния перевозки и класса груза |
2.2. Сдельные в междугородном и межреспубликанском сообщении | ||
2.3. Исключительные | На перевозку массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами | |
2.4. Тарифы на перевозку грузов мелкими отправками | ||
2.5. Повременные тарифы | Предусматривают оплату за час работы грузового автомобиля и за каждый километр пробега в зависимости от его грузоподъемности | |
2.6. Тарифы из покилометрового расчета | Определяются в зависимости от грузоподъемности автомобиля (автопоезда) за каждый километр пробега | |
2.7. Тарифы за экспедиционные и другие услуги: | Предусматривают оплату за дополнительные услуги (кроме собственно перевозки), |
- погрузочно-разгрузочные работы - складские операции |
осуществляемые автотранспортными предприятиями | |
Морской | 3.1. Фрахт | Единовременная цена, размер которой определяется двусторонним соглашением между фрахтовщиком-продавцом услуг и фрахтователем-покупателем и фиксируется в договоре на морские перевозки (чартере) в каждом отдельном случае соглашения сторон. Размер фрахта устанавливается в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа, обычно на один порт погрузки и один порт выгрузки |
3.2. Тарифы: - в малом и большом каботаже |
В малом каботаже тарифы действуют на перевозку грузов между портами одного бассейна, в большом - разных бассейнов | |
- за экспортно-импортные перевозки | В загранплаваний | |
- местные | Перевозки внутри портов и на отдельные транспортные услуги | |
- портовые сборы и плата за услуги | Портовые грузовые сборы, за погрузо-разгрузочные работы, пожарную охрану, лоцманский сбор, корабельный, причальный сборы и т.д. | |
4. Внутренний водный | 4.1. По сообщениям: | |
- внутреннее водное - прямое водное - речные и морские пути - смешанное - заграничное 4.2. По виду перевозок: |
Устанавливаются по магистральным речным путям, малым рекам | |
- сухогрузами - нефтеналивные суда - буксировка леса в плотах - буксировка судов и других плавучих средств 4.3. По видам отправок: |
Применяются различные тарифные схемы и дифференциация их по пароходствам, обычно на двухставочной основе | |
- судовые | При перевозках судовыми отправками расчет производится по тоннажным ставкам, исчисленным по схемам для сухогрузов за определенную тарифную норму загрузки судов |
- контейнерные и мелкие отправки - сборные отправки тарифы на перевозки грузов и буксировку плота по вновь осваиваемым водным путям |
Рассчитываются аналогично судовым, но по более высоким тарифным ставкам | |
4.5. Исключительные | Применяются по отдельным направлениям, периодам навигации и пароходствам |
Многие предприятия транспорта строят тарифы по своим схемам, что особенно характерно для международных унимодальных и мультимодальных перевозок (типичным примером является установление цены за рейс автомобиля или автопоезда в международных перевозках).
Расчеты в международных перевозках между грузовлад ельцам и и транспортными организациями железнодорожного и морского транспорта ведутся по действующим фрахтовым и тарифным ставкам на основе договоров или по договорным ценам на базе коносаментов.
В зарубежных странах используются свои системы тарифов для различных видов транспорта или общие (например, в странах ЕС), в основу построения которых заложена, как правило, дифференциация в зависимости от расстояния перевозки, вида (рода груза), объема отправки. Большое значение для логистического менеджмента (как это было показано в главе 9) имеет соответствие грузовой отправки транзитной (минимальной) норме, так как в этом случае транспортный тариф значительно меньше.
Особенно актуально это для железнодорожного и автомобильного транспорта.