d9e5a92d

Транспортные издержки и тарифы

Издержки на транспортировку включают все составляющие затрат на элементарные логистические активности, из которых она состоит, причем подавляющая часть этих затрат, как правило, приходится непосредственно на процесс перевозки.
В наиболее общем виде затраты на перевозку 1 т груза в смешанном (комбинированном) варианте могут быть определены по формуле:
CII = CII.м. lII. м. + Cв.м. lв.м. + CII - p + Cн.к. + Cд.в. lм.г. (10.1)
где СII.м. - полная себестоимость 1 ткм при подвозе груза к магистрали вспомогательным видом транспорта;

  • Св.м. - то же при вывозе груза с магистрального транспорта;
  • СII - p - эксплуатационные затраты на погрузку-разгрузку 1т груза на всем пути следования;
  • Сн.к. - эксплуатационные расходы по начальным и конечным операциям на магистральном виде транспорта, отнесенные на 1т груза;
  • Сд.в. - эксплуатационные расходы по движенческой операции на магистральном транспорте, отнесенные на 1ткм;
  • 1II.м., 1в.м. - дальность подвоза и вывоза с магистрального транспорта, соответственно;
  • 1м.г. - дальность перевозки магистральным транспортом.


В свою очередь все затраты на перевозку могут быть разделены на переменные, зависящие от расстояния перевозки (времени движения) и постоянные, не зависящие от расстояния.
К переменным затратам относятся:

  • затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции;
  • затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая запасные части и материалы);
  • заработную плату водителей (персонала, непосредственно выполняющего перевозку);
  • амортизацию подвижного состава в части, касающейся пробега (моторесурса) и др.

К постоянным затратам обычно относят:

  • затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату);
  • расходы на оплату труда административно-управленческого персонала;
  • накладные и прочие расходы.

В то же время жесткой границы между постоянными и переменными расходами нет, и для каждого вида транспорта имеется специфика их определения. Существенные особенности имеются в количестве и способах оценки затрат в международных перевозках (смешанных, комбинированных, интермодальных и др.). Например, логистические составляющие издержек на международную транспортировку грузов включают расходы за:

  • подготовку продукции к отгрузке (проверка качества, количества, маркировки, упаковки и т.п.);
  • погрузку-разгрузку внутри страны;
  • хранение в пунктах перевалки грузов, терминалах, складах временного хранения и т.д.;
  • перевозку грузов до погранпереходов, портов или до транспортных средств, следующих за границу;
  • погрузку на транспортное средство (автомобиль, судно, вагон), в том числе в пункте перехода границы;
  • перевозку международным транспортом;
  • оплату за страхование и таможенное декларирование;
  • выгрузку груза в пункте назначения;
  • оплату таможенных пошлин, налогов и сборов;
  • оплату по доставке груза на склад грузополучателя и др.

Наличие той или иной конкретной совокупности затрат будет зависеть от базисных условий поставки (см. раздел 10.5), установленных договором купли-продажи. Транспортная составляющая в цене товара при импорте-экспорте в мировой практике обычно определяется на условиях франко-граница страны продавца или покупателя.
Отдельные логистические издержки в транспортировке могут быть сгруппированы или дифференцированы по определенному ЗЛС в цепи поставок. Например, если таким звеном является таможня, то для нее (согласно Таможенного кодекса, раздел III, ст.ПО), могут быть выделены такие составляющие затрат как:

  • таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • сборы за выдачу лицензий таможенными органами;
  • сборы за выдачу квалификационного аттестата;
  • сборы за таможенное .оформление груза;
  • таможенные сборы за хранение товара;
  • таможенные сборы за таможенное сопровождение товара;
  • плата за информационные и консалтинговые услуги и другие статьи.

В связи с бурным ростом за последние годы международных автомобильных перевозок грузов в Российской Федерации, особое значение приобретают вопросы правильного учета, определения и прогнозирования (планирования) затрат на эти перевозки. Согласно методическим рекомендациям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) РФ [37] блок-схема определения затрат на международных автоперевозках грузов выглядит следующим образом ( 10.4).
Затраты по приведенной схеме обычно определяются в расчете на рейс, под которым понимается комплекс элементов транспортного процесса с момента выезда из гаража, погрузки, доставки груза в экспортном направлении, разгрузки, движения до пункта загрузки на иностранной территории, погрузки, доставки груза в импортном направлении, разгрузки, возвращения в гараж.


Затраты в рублях на территории Российской Федерации укруп-ненно складываются из следующих элементов:
Срубл. = Cтопл + Ссм + СТОиР + Сш + Сам + Сзн + HP, (10.2)
где Стопл - затраты на топливо;

  • Ссм - затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы;
  • СТОиР - затраты на техническое обслуживание и ремонт;
  • Сш - затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин;
  • Сам - амортизационные отчисления на реновацию подвижного состава;
  • Сзн - заработная плата водителей (рублевая составляющая);
  • HP - накладные и прочие расходы.


Методика определения составляющих затрат в формуле (10.2) достаточно хорошо известна и базируется на соответствующих нормах и нормативах [34].
Определение затрат в валюте во многом зависит от страны назначения (отправления) груза. Основные составляющие затрат приведены на схеме ( 10.4).
Транспортные издержки являются базой для определения тарифов на услуги логистических посредников: транспортных и транспортно-экспедиционных (стивидорных) фирм, операторов мультимодальной перевозки, агентов, брокеров и др.
Система транспортных тарифов, по которым осуществляются расчеты между грузоотправителями, грузополучателями и транс-портно-логистическими посредниками, зависит от вида транспорта и способа перевозки. Уровень тарифов определяется из условия возмещения затрат на транспортировку и получения планируемой (нормативной) прибыли. В табл.

10.7 приведены виды и краткая характеристика тарифов, применяемых на различных видах транспорта.
Необходимо отметить, что в связи с приватизацией и изменением форм собственности (организационно-правовых форм) предприятий многих видов транспорта в РФ (особенно это касается автомобильного) действовавшие ранее централизованные прейскуранты

Определение затрат при международных автомобильных перевозках грузов


Таблица 10.7
Виды и характеристики транспортных тарифов

Вид транспорта Транспортные тарифы Краткая характеристика тарифов
1.Железнодорожный 1.1. По видам:
- общие
- исключительные Применяются в виде надбавок и скидок к общим тарифам с целью стимулирования использования местных МР, ограничения нерациональных перевозок
-льготные Применяются при перевозке целевых грузов в адрес отдельных получателей
- местные Применяются на территории одной железной дороги
1 .2. По роду отправки:
- повагонные Предусматривают оплату за весь вагон
- мелкие отправки Исчисляются по фактической массе груза
- контейнерные В соответствии с грузоподъемностью контейнера
- потонные Применяются к грузам, перевозимым в цистернах и бункерных полувагонах
1.3. По форме построения:
- табличные Указывается конкретная стоимость перевозки тонны груза, вагона, контейнера и т.д.
- схемные Основная форма железнодорожных тарифов. Схемные тарифы дифференцируются в зависимости от расстояния перевозки и характера (классификации) перевозимых грузов
2. Автомобильный 2.1. Сдельные тарифы на перевозку грузов Предусматривают оплату груза за фактическую массу в зависимости от расстояния перевозки и класса груза
2.2. Сдельные в междугородном и межреспубликанском сообщении
2.3. Исключительные На перевозку массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами
2.4. Тарифы на перевозку грузов мелкими отправками
2.5. Повременные тарифы Предусматривают оплату за час работы грузового автомобиля и за каждый километр пробега в зависимости от его грузоподъемности
2.6. Тарифы из покилометрового расчета Определяются в зависимости от грузоподъемности автомобиля (автопоезда) за каждый километр пробега
2.7. Тарифы за экспедиционные и другие услуги: Предусматривают оплату за дополнительные услуги (кроме собственно перевозки),

- погрузочно-разгрузочные работы
- складские операции
осуществляемые автотранспортными предприятиями
Морской 3.1. Фрахт Единовременная цена, размер которой определяется двусторонним соглашением между фрахтовщиком-продавцом услуг и фрахтователем-покупателем и фиксируется в договоре на морские перевозки (чартере) в каждом отдельном случае соглашения сторон. Размер фрахта устанавливается в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа, обычно на один порт погрузки и один порт выгрузки
3.2. Тарифы:
- в малом и большом каботаже
В малом каботаже тарифы действуют на перевозку грузов между портами одного бассейна, в большом - разных бассейнов
- за экспортно-импортные перевозки В загранплаваний
- местные Перевозки внутри портов и на отдельные транспортные услуги
- портовые сборы и плата за услуги Портовые грузовые сборы, за погрузо-разгрузочные работы, пожарную охрану, лоцманский сбор, корабельный, причальный сборы и т.д.
4. Внутренний водный 4.1. По сообщениям:
- внутреннее водное
- прямое водное
- речные и морские пути
- смешанное
- заграничное
4.2. По виду перевозок:
Устанавливаются по магистральным речным путям, малым рекам
- сухогрузами
- нефтеналивные суда
- буксировка леса в плотах
- буксировка судов и других плавучих средств
4.3. По видам отправок:
Применяются различные тарифные схемы и дифференциация их по пароходствам, обычно на двухставочной основе
- судовые При перевозках судовыми отправками расчет производится по тоннажным ставкам, исчисленным по схемам для сухогрузов за определенную тарифную норму загрузки судов

Продолжение табл. 10.7

- контейнерные и мелкие отправки
- сборные отправки тарифы на перевозки грузов и буксировку плота по вновь осваиваемым водным путям
Рассчитываются аналогично судовым, но по более высоким тарифным ставкам
4.5. Исключительные Применяются по отдельным направлениям, периодам навигации и пароходствам

на услуги транспорта (в частности 13 - 01 - 01, 11 - 01, 11 - 03 и другие) утратили свою силу и не применяются. Большинство грузовых предприятий, например, автомобильного транспорта, устанавливают собственные договорные тарифы на перевозку и другие услуги исходя из себестоимости и планируемой прибыли (рентабельности).

Многие предприятия транспорта строят тарифы по своим схемам, что особенно характерно для международных унимодальных и мультимодальных перевозок (типичным примером является установление цены за рейс автомобиля или автопоезда в международных перевозках).
Расчеты в международных перевозках между грузовлад ельцам и и транспортными организациями железнодорожного и морского транспорта ведутся по действующим фрахтовым и тарифным ставкам на основе договоров или по договорным ценам на базе коносаментов.
В зарубежных странах используются свои системы тарифов для различных видов транспорта или общие (например, в странах ЕС), в основу построения которых заложена, как правило, дифференциация в зависимости от расстояния перевозки, вида (рода груза), объема отправки. Большое значение для логистического менеджмента (как это было показано в главе 9) имеет соответствие грузовой отправки транзитной (минимальной) норме, так как в этом случае транспортный тариф значительно меньше.

Особенно актуально это для железнодорожного и автомобильного транспорта.



Содержание раздела