Как было указано выше, перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. Значение этого вида транспортировки в современных микро- и макрологистических системах чрезвычайно возросло, что предопределено прежде всего интегрированием в нем большого числа логистических активностей.
Терминальные перевозки возникли за рубежом прежде всего в смешанных системах доставки грузов в междугородном и международном сообщениях: в крупных морских портах, транспортных узлах, а затем в грузообразующих сухопутных районах Западной Европы и Северной Америки. В роли организаторов терминальных перевозок выступают как правило транспортно-экспедиционные фирмы или операторы различных видов транспорта, использующие универсальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы для различных способов перевозок.
Грузовым терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в уни-, мульти-, интермодальных и прочих перевозках. Сегодня терминалы являются не только пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все белее важные звенья логистических цепей производителей.
Различают универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы. Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром.
Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и другие элементарные логистические активности. Универсальные терминалы могут иметь специализированные складские помещения и оборудование для грузопереработки тяжеловесных, длинномерных, скоропортящихся грузов, а также контейнерные площадки.
Часто также терминалы имеют железнодорожные подъездные пути.
Как правило, универсальные терминалы перерабатывают мелкопартионные отправки грузов. Например, объем обработки и прибыль для шведских транспортно-экспедиторских фирм ASG АВ и Bilspedition от работы с мелкими отправками на терминалах составляет около 60. Основными операциями универсальных терминалов являются:
В последние годы на крупных терминалах все чаще осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки (очистки) грузов. На Западе терминалы, терминальные сети и комплексы создаются как фирмами-производителями продукции, так и логистическими посредниками: транспортно-экспедиторски-ми фирмами и оптовыми торговыми посредниками.
Крупнейшие терминальные сети универсальных терминалов имеют по всему миру такие транснациональные транспортно-логистические фирмы как уже упоминавшиеся ASG AB, Schenker, BTL, TNT EW и другие.
Характеристики крупного универсального терминала фирмы ASG AB в Стокгольме приведены в табл. 10.6 [208].
Обычно крупный универсальный терминал имеет административное помещение, склад сортировки мелких отправок, склад длительного
Таблица 10.6
Характеристики универсального грузового терминала
п/п | Наименование показателей | Величина |
1 | Система переработки мелких отправок (пакетов) на поддонах | |
1.1 | Мощность линии по переработке грузов, [пакетов/час] | 540 |
1.2 | Общая длина путей движения тележек, [ед.] | 1540 |
1.3 | Количество тележек, [ед.] | 150 |
1.4 | Количество зон подгруппировки по пунктам назначения грузов | |
1.5 | Скорость движения тележек, [м/мин] | 72 |
2 | Система переработки мелких отправок в коробках | |
2.1 | Мощность по переработке грузов, [кор. /час] | 2800 |
2.2 | Количество зон подгруппировки, [ед.] | 30 |
2.3 | Скорость движения конвейера, [м/мин.] | 75 |
3 | Средний вес перерабатываемой отправки, [кг] | 144 |
4 | Количество перерабатываемых отправок в год, [млн.] | 10 |
Схема терминальной перевозки в международном сообщении приведена на 10.3.
При международных перевозках на терминалы завозятся грузы, требующие выполнения таможенных формальностей, подгруппи-ровки и хранения, причем необходимость осуществления тех или иных логистических операций определяется видом груза, размером партии (отправки), расстоянием перевозки, временем грузопереработки и т.п. Размеры мелких отправок колеблются от нескольких килограмм до трех-пяти тонн.
Зарубежными транспортно-экспеди-торскими фирмами широко применяются операции сортировки грузов и комплектования отправок для ритейлеров с помощью высокомеханизированных (автоматизированных) сортировочных линий с автоматическим сканированием штрих-кодов на коробках, пакетах, контейнерах.
Линейные (магистральные) перевозки между терминалами могут осуществляться различными видами транспорта и по разным схемам. При перевозках автомобильным транспортом используются обычно большегрузные автопоезда, работающие по регулярным линиям по установленному расписанию.
Загрузка на терминале производится, как правило, в вечернее время, а движение автопоезда осуществляется ночью, чтобы утром прибыть в пункт (терминал) назначения под разгрузку.
Качество терминальных перевозок характеризуется высокой скоростью доставки грузов и эффективным использованием транспортных
средств. Более подробно вопросы организации терминальных перевозок освещены, например, в работах [38, 208, 209].