С позиций интегральной парадигмы логистики производство является одной из базисных комплексных логистических активностей, занимающей центральное место в фирме. Как показано в разделе 2.3 (см. схему 2.5), в микрологистической системе фирмы производственный процесс состоит из большого количества элементарных и комплексных логистических активностей, объединенных заданной целевой функцией.
Эта целевая функция обычно сформулирована на основе маркетинговой стратегии и лежит вне непосредственно производственного цикла. Поэтому изолированное рассмотрение логистики в производстве ГП (или сервисе) возможно только в том случае, если заданы цели и ограничения внешней макро- и микрологистической среды.
Эти цели и ограничения являются основой оперативного объемно-календарного планирования выпуска определенного ассортимента продукции.
Указанные предпосылки позволяют сформулировать некоторый комплекс задач внутрипроизводственной микро-ЛС в рамках заданной (прогнозируемыми и планируемыми спросом и заказами) производственной программы, к основным из которых относятся:
Перечисленный комплекс задач должен решаться в рамках фирменной логистической стратегии оптимизации управления материальными и сопутствующими им потоками с точки зрения:
Место производства (операционного менеджмента) в решении общих стратегических и тактических задач фирмы показано на 6.1. На схеме операционный менеджмент рассмотрен с позиций системного подхода к функционированию фирмы на рынке.
Функциональный логистический менеджмент в этом случае представляет собой такое управление внутрипроизводственными материальными потоками, которое обеспечивает выполнение производственной программы с наименьшими затратами при соблюдении всех ограничений.
На 6.1 показано взаимодействие основных систем менеджмента фирмы (персонала, финансового, маркетингового, логистического и операционного) в процессе управления производством ГП. При заданных ограничениях внешней среды основным критерием оптимизации логистического управления производственны: ми процедурами будет минимизация внутренних логистических издержек, связанных с управлением запасами, МР, НП, ГП, внутризаводской транспортировкой, грузопереработкой, хранением и т.п.
Основными факторами внешней среды для внутрипроизводственной ЛС являются решения по поставкам МР, системадистрибьюции ГП и рынок конечных потребителей. Параметры внешней среды определяют как ограничения (например, ресурсные и финансовые по объемам и срокам поставки МР, условиям доставки, финансированию закупок и кредитованию, налоговым ставкам и таможенным пошлинам и т.д.), так и задающие воздействия - настройку системы. Определяющим параметром настройки для внутрипроизводственной ЛС является динамика спроса на продукцию фирмы.
При этом необходимо учитывать ограничения по производственным мощностям, а также то, что объемные и временные показатели спроса формируются не только как заказы потребителей, но и как требуемые уровни запасов (страховых, транзитных и других) в дистрибутивной сети.
Процесс логистического менеджмента во внутрипроизводственной ЛС с заданными параметрами настройки и ограничениями заключается в оптимизации следующих основных показателей:
Как известно из общей теории управления, введение интегрирующих элементов в контур управления повышает устойчивость системы в целом и улучшает параметры качества управления. С этих позиций логистический менеджмент производственными процедурами можно представить в виде некоторой адаптивной экстремальной системы управления, отслеживающей динамику спроса и оптимизирующей параметры качества производства ( 6.2).
По сравнению с рассмотренным выше представлением ЛС в виде следящей системы (см. схему 2.6) в данном случае имеется контур адаптации и оптимизации логистического управления (например, по критерию минимума издержек), который настраивает параметры Л С в зависимости от изменения факторов (F) внешней среды (поставок МР, спроса) и внутреннего состояния (Z). Анализ и синтез внутрипроизводственных ЛС на основе методов современной теории управления позволяет получить много конструктивных решений по алгоритмам логистического менеджмента, процедурам принятия решений, улучшению качества и эффективности управления материальными и сопутствующими потоками.
Например, использование дифференциальных уравнений ЛС, понятия передаточных функций, частотных и спектральных характеристик позволяет оценить устойчивость ЛС к внешним возмущениям и качество управляющих алгоритмов, улучшить реакцию производства на изменение спроса, уменьшить перерегулирование в системе (величину запасов) и время производственного цикла.
Современное определение производственного (операционного) менеджмента звучит следующим образом: это совокупность действий по планированию, координации и исполнению производственно-технологического цикла для создания продуктов и сервиса [265]. Это определение, как и современное определение логистики, возникло в результате длительной эволюции промышленного производства в мире. Для лучшего понимания интерфейса логистического и операционного менеджмента, на наш взгляд, важно проследить основные исторические вехи развития производства и сопутствующие им микрологистические концепции и системы (табл.
6.1).
В табл. 6.1 приведены основные исторические вехи и этапы развития производства и операционного менеджмента, оказавшие определяющее влияние на их современное состояние и логистическое сопровождение.
Перечисленные в табл. 6.1 логистические концепции и системы подробно проанализированы в главе 4.
С позиций современного операционного менеджмента конкурентные преимущества дает использование передовых производственных технологий (Advanced Manufacturing Technologies - АМТ), позволяющих за счет применения информационно-компьютерной поддержки и гибких производственных систем обеспечить быстрый переход на производство новой продукции различных серий, размеров
Таблица 6.1
Эволюция операционного менеджмента
Производственная концепция | Год (период), автор | Основное содержание концепции | Сопутствующая логистическая концепция (система) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Разделение труда | 1776г., А. Смит | Разделение производственного процесса на ряд задач и закрепление за каждой задачей различных рабочих | - |
Взаимозаменяемые части | 1790г., Е. Уитни | Стандартизация элементов продукции для обеспечения взаимозаменяемости | - |
ABC анализ (Парето-анализ) | 1900г., В. Парето | Метод классификации элементов: не все элементы одинаково важны (значимы) | - |
Научный менеджмент | 1911 г., Ф.У. Тейлор | Наблюдение, измерение, анализ и улучшение рабочих процессов; нахождение наилучших способов выполнения каждой операции с точки зрения максимизации выпуска продукции | - |
Диаграмма производственных операций | 1912г., Г. Гантт | Названная в честь автора диаграмма Гантта получила широкое распространение в промышленности как основа производственного планирования (расписания) | - |
Конвейер, поточная сборка | 1913 г., Г. Форд | Впервые была применена Г. Фордом при сборке автомобиля модели Т | - |
Модели управления запасами | 1913- 1925гг., Ф. Харрис, Р.Уилсон | Математические модели, используемые для принятия решений по управлению производственными запасами | - |
Статистические оценки и контроль | 1935- 1940гг. | Первое использование статистических методов для контроля производственных процессов | Военная логистика |
1 | 2 | 3 | 4 |
Исследование операций | 1940г. | Методологический и методический инструментарий для оптимизации решений в управлении (впервые применен в военной области) | Военная логистика |
Появление цифровых электронно-вычислительных машин (ЭЦВМ) | 1951 г., С.Юнивак | Компьютеры начали использоваться в фирмах для планирования, контроля и т.п. производственного процесса. Компьютеры становятся интегральной частью операционного менеджмента | Военная логистика. Фрагменты промышленной логистики |
Total Quality Management (TQM) | 1950- 1970гг., Э. Деминг, Дж. Юран, К.Ишикава, Ф. Кросби | Философия управления качеством, впервые примененная японскими автомобилестроительными корпорациями | Концепция бизнес логистики; система MRP I |
CAD/CAM технологии и системы | 1960-1970гг. | Первоначальное использование компьютерных систем поддержки проектирования и производства (подобных отечественным САПР и АСУ) | Концепция ЛТ, Система KANBAN, Концепция RP, Система MRP I |
Гибкие производственные системы (FMS) Компьютерный контроль данных (CNS) | 1970-1980гг. | Использование быстропереналаживаемого технологического автоматизированного оборудования. Компьютерная поддержка производства | Концепции JIT, RP; Микрологистические системы MRPII, ОРТ, KANBAN |
Компьютерные интегрированные производства (CIM); Робототизированные комплексы; Передовые производственные технологии (АМТ) | 1980- 1995 гг. | Интегрированное использование компьютеров, информационных технологий, гибких производственных систем в планировании, производстве и тотальном управлении качеством. Робототехника. | Концепция Lean-production; Концепции DDT, QR.CR.AR. Микрологистические комбинированные системы. Модификации MRP II, ОРТ, KANBAN |
Логистический менеджмент, основанный на современных маркетинговой и интегральной парадигмах, позволяет существенно усилить конкурентные возможности фирмы в том числе и в производстве. На 6.3 представлены конкурентные преимущества, достигаемые совместным использованием TQM, элементов АМТ и логистики.
Синергия современных возможностей всеобщего управления качеством, передовых производственных технологий и логистики позволяет фирме достичь конкурентных преимуществ в гибкости (быстрой переналадке оборудования, уменьшению времени производственного цикла, выпуску нового ассортимента продукции), быстрой реакции на изменение потребительского спроса, себестоимости производства, качества продукции и сопутствующего сервиса, производительности труда. Результатом интеграции TQM, АМТ и логистики является повышение эффективности и системной устойчивости фирмы на рынке, обеспечение возможности внедрения инноваций и выполнения стратегических задач.