d9e5a92d

СКЛАДИРОВАНИЕ, ГРУЗОПЕРЕРАБОТКА И УПАКОВКА

Среди поддерживающих комплексных логистических активностей главная роль принадлежит складированию (Warehousing), грузопереработке (Materials Hadling) и упаковке (Packaging). Выделение их в самостоятельные объекты изучения логистического менеджмента связано, во-первых, с определенными методическими подходами и практическими инструментарием, применяемыми логистическими менеджерами зарубежных фирм; во-вторых, традицией изучения этих разделов логистики в западных университетах, прежде всего, американских.


Логистические решения в складировании


Проблеме складского хозяйства и складирования в отечественной литературе (в различных аспектах материально-технического снабжения, производства и сбыта) всегда уделялось достаточно большое внимание (см., например, работы [13, 35, 51, 89, 99, 101, 104, 177, 212]. Однако традиционный подход отечественных специалистов к организации, планированию и управлению складским хозяйством предприятий промышленности, сельского хозяйства и торговли, применяемый для плановой экономики, не учитывал характерных для современной логистики особенностей маркетинговой и интегральной парадигм, оказывающих сильное влияние на складирование.

По существу этот же подход с небольшими корректировками на рынок был перенесен и в отечественную литературу по логистике [20, 46, 48, 100, 182].
Не вдаваясь подробно в организацию складского хозяйства, работу транспортно-складского оборудования и адресуя читателей к приведенной выше литературе, попытаемся кратко сформулировать и охарактеризовать основные задачи логистического менеджмента в складировании.
В современной рыночной экономике изменилось само содержание понятия склад от здания (сооружения), где хранятся определенные виды МР, НП или ГП, к эффективному средству управления запасами на различных участках логистической цепи и материальным потоком в целом. Несмотря на наличие достаточно большого количества различных классификаций складов, с позиций фирменного логистического менеджмента может быть предложена следующая классификация ( 12.1).
На схеме отражены пять основных признаков классификации складов в логистике: по отношению к базисным логистическим
активностям и посредникам, видам продукции и собственности, по функциональному назначению.
Как указывалось ранее, фирмы иногда вынуждены создавать свои склады в системе снабжения (закупок) для уменьшения транспортных издержек, потребностей комплектования МР и т.п. В производстве различают склады как по организационной структуре (заводские, цеховые, рабочих участков и т.п.), так и по видам продукции (склады МР, НП, ГП), функциональному назначению и другим признакам.

Склады ГП в дистрибутивной сети фирмы различают по мощности и обслуживаемой территории (региональные распределительные центры и базы, консигнационные склады, территориальные склады и базы и т.д.), по функциональному назначению и по другим признакам, указанным на схеме классификации ( 12.1).
По виду продукции можно выделить склады МР, НП, ГП, тары, возвратных отходов, запасных частей и т.п. По уровню специализации - склады узкоспециализированные (для одного или нескольких наименований продукции), ограниченного и широкого ассортимента.
По виду собственности различают склады частные (корпоративные), государственных и муниципальных предприятиях, общественных и некоммерческих организаций, ассоциаций и т.д.
Большое значение для принятия решений в логистическом менеджменте имеет принадлежность склада собственно фирме или логистическим посредникам (в системах снабжения и дистрибьюции): торговым, транспортно-экспедиторским (грузовые терминалы), предприятиям по грузопереработке (склады для сортировки, комплектации, консолидации и т.п.), прочих логистических посредников (например, склады для таможенной очистки грузов) и т.д.
По функциональному назначению различают:

Роль складирования в логистике неоднозначна. С одной стороны, рассматривая современные логистические концепции JIT, Lean production, DDT, мы отмечали, что общей тенденцией является максимальное сокращение складских запасов. Негативная роль запасов,
без складирования; [ZEBR_TAG_li- со складированием (консолидацией) продуктов в одном дистрибутивном центре. Исходные данные и результаты сравнительных расчетов логистических издержек в дистрибьюции приведены в табл.

12.2.
Из рассмотренного примера видно, что при втором варианте - применении склада (дистрибутивного центра) для консолидации продукции производителей общие логистические издержки меньше.
Основными причинами, заставляющими фирмы прибегать к складированию, являются:

В зарубежной литературе по логистике большое внимание уделяется сравнению двух типов складов: частных (private) и общественных (public) складов (складов общего пользования). Склады общего пользования предназначены для удовлетворения потребностей в складировании продукции фирм различных отраслей экономики и обладают такими преимуществами по сравнению с частными складами как отсутствие необходимости в инвестициях, более
Таблица 12,2
Пример потенциального снижения затрат при использовании складирования

Фирмы-производители I вариант: без складирования
Вес отправки (кг) Транспортный тариф за доставку (усл. ед./100кг) Суммарные транспортные расходы (усл. ед.)
А
В
С
D
10000
8000
15000
7000
2,00
1,80
3,40
1,60
200
133
510
112
Итого 40000 966
II вариант: со складированием
Фирмы-производители Вес отправки (кг) Тариф за 100 кг за доставку до дистр. центра (усл. ед./ 100кг) Общие затраты до дистр. центра (усл. ед.) Затраты на складирование (консолидацию), усл. ед. Тариф от дистр. центра до потребителя (усл. ед./100 кг) Общие затраты от дистр. центра (усл. ед.) Тотальные логистич. издержки (усл.ед.)
А
В
С
D
10000
8000
15000
7000
0,75
0,60
1,20
0,50
75
48
180
35
10
8
15
7
1,00
1,00
1,00
1,00
100
80
150
70
185
136
345
112
Итого 40000 778

низкие затраты на складирование, большие гибкость и число предоставляемых услуг, лучшее технологическое складское оборудование. По данным Американской ассоциации владельцев складов [215] склады общего пользования осуществляют следующие виды логистических услуг:

Как видно из этого перечня, современный склад выполняет огромный объем сервисных логистических операций, предоставляя клиенту возможность широкого выбора логистических решений по складированию, грузопереработке, упаковке, транспортировке, информационным услугам, т.е. по существу играет роль крупного логистического центра (КФР).
Решения, который должен принимать логистический менеджер фирмы в складировании, можно укрупнено разделить на следующие группы:

Первые две задачи обычно решаются вместе и зависят от принятой фирмой логистической стратегии и величины затрат, связанных со складированием в общей сумме логистических издержек. Альтернативой строительству нового склада (системы складов) является аренда складских помещений других фирм, общественных складов и т.п.

При этом в качестве основного критерия выбора, как правило, принимаются общие логистические издержки с ограничениями по требуемому уровню качества складского сервиса.
На 12.2 показаны зависимости отдельных логистических издержек от количества складов в системе дистрибьюции [227].
Определение количества и оптимальной дислокации складов обычно требуют большого объема исходной информации, которая включает:

Уже сам объем исходной информации говорит о том, что для решения указанных выше задач требуются достаточно сложные экономико-математические методы и модели. Как правило, эти задачи решаются на компьютерах с применением методов оптимального программирования (линейного, нелинейного, динамического),
величина годовой поставки k-му потребителю с n-го склада; [ZEBR_TAG_ul class=nds



Содержание раздела