d9e5a92d

Региональные аспекты формирования макрологистических систем

Методологические принципы, а также практические инструменты анализа и синтеза современных ЛС дифференцируются в зависимости от их вида и уровня иерархии. В предыдущем разделе мы установили, что одним из факторов развития макрологистических (глобальных) систем является регионализация, которая проявляется как на уровне одной страны, так и в международном масштабе.
На развитие макрологистики во многом влияют региональные особенности воспроизводства. Особенно актуален учет региональных аспектов формирования ЛС для нашей страны с ее огромной территорией. Уникальное сочетание социально-экономических и природно-климатических факторов в каждом регионе определяет особое соотношение спроса и предложения на продукцию, ценовую политику, специфику деятельности логистических посредников
и другие региональные особенности. Большое влияние на синтез логистических структур оказывают региональные транспортные факторы: транспортные коммуникации, физические компоненты транспорта (эксплуатационные предприятия транспорта, терминалы, вокзалы, станции, порты и т.п.), транспортные узлы и т.п.
В сфере обращения экономики региона формируется целая группа логистических посредников: транспортные фирмы, оптовые торговые посредники, товарные и фондовые биржи, банки, крупные транспортно-складские комплексы, грузовые терминалы, вычислительные центры, предприятия связи, телекоммуникационные системы и др. Наряду с внутрипроизводственными логистическими системами предприятий различных отраслей экономики региона они образуют тот фундамент, который необходим для построения современных макро- и микро-, внешних и интегрированных ЛС.

В отдельных регионах нашей страны формируются свои специфические материальные потоки, связанные со специализацией сельскохозяйственного и промышленного производства, условиями импорта и экспорта, или с транзитом МР и ГП через территорию региона.
Каждый регион, хотя и имеет определенную обособленность экономических процессов, не является изолированной макросистемой, а имеет многочисленные интеграционные связи с другими регионами страны и (или) с зарубежными странами. Это предопределяет необходимость обслуживания региональными логистическими структурами многочисленных межрегиональных материальных и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.
Таким образом процесс формирования региональных ЛС зависит от:

  • 1) цели и задач синтеза ЛС в регионе;
  • 2) вида и характеристик материальных потоков;
  • 3) характеристик транспортно-дорожного комплекса региона;
  • 4) наличия логистических посредников;
  • 5) состояния инфраструктуры и производственно-технической базы региональных дистрибутивных сетей (систем физического распределения).

Согласно классификации, данной нами в разделе 2.3, региональные ЛС относятся к макрологистическим системам со своими специфическими особенностями, задачами и функциями, проанализированными выше. Однако, деление микрологистических систем на внешние и интегрированные можно, по нашему мнению, распространить и на макрологистические структуры.

Интегральная парадигма синтеза региональных ЛС в этом случае будет означать согласование стратегических и тактических целей и задач бизнеса всех логистических посредников (ЗЛС) региональной ЛС в смысле интегрального подхода к управлению соответствующим материальным потоком.
Опыт США, Японии и стран Западной Европы в формировании региональных ЛС показывает, что они развиваются в следующих основных направлениях:

  1. Создание крупных региональных оптовых торговых посредников и логистических центров физического распределения продукции.
  2. Формирование складов общего пользования (по нашей терминологии: складов межотраслевого назначения) на территории региона.
  3. Создание посреднических логистических компаний, выполняющих функции логистики по контрактам с промышленными фирмами региона.
  4. Расширение функций логистических посредников. Стремление к контролю как можно большего количества звеньев полной логистической цепи производителей продукции в физическом распределении, финансовом и информационном обеспечении товародвижения.

Можно выделить следующие основные задачи, решаемые логистическими посредниками (ЗЛС) в региональных ЛС:

  • - выбор оптимальных видов и типоразмеров тары и упаковки при доставке и транспортировке МР и ГП потребителям;
  • - дальнейшее углубление процесса контейнеризации перевозок, создание контейнерных терминалов;
  • - выбор эффективного вида транспорта, оптимизация структуры парка подвижного состава;
  • - оптимальная маршрутизация перевозок продукции по территории региона;
  • - переключение перевозок с одного вида транспорта на другой; оптимизация смешанных перевозок;
  • - развитие интер-, мультимодальных и терминальных перевозок;
  • - координация работы транспорта в транспортных узлах;
  • - разработка и внедрение эффективных способов погрузки-разгрузки, современной техники и технологии упаковки, сортировки, хранения, погрузочно-разгрузочных работ;
  • - создание современных автоматизированных транспортно-складских комплексов, баз и складов общего пользования, грузовых терминалов;
  • - оптимизация структур региональных дистрибутивных систем для различных материальных потоков;
  • - определение оптимального количества и размещения баз и складов в дистрибутивных сетях;
  • - совершенствование транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей, создание крупных транспортно-экспедиционных фирм;
  • - оптимальный поиск и закрепление потребителей за поставщиками МР и ГП;


  • - стратегическое планирование, маркетинг, физическое распределение в процессах снабжения и сбыта продукции производителей;
  • - контроль, автоматизированный учет и оптимальное управление запасами МР и ГП у производителей и в системах дистрибьюции;
  • - информационно-компьютерная поддержка региональных процессов товародвижения;
  • - создание региональных телекоммуникационных сетей и систем связи для управления материальными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками;
  • - рациональное установление и регулирование финансовых связей и отношений между логистическими посредниками.

Решение указанных задач позволяет существенно повысить качество и надежность обслуживания потребителей, уменьшить логистические издержки и совокупные затраты в сферах производства и обращения продукции, оптимизировать уровни запасов МР и ГП у производителей и в дистрибутивных сетях, ускорить оборачиваемость МР и снизить потери в физическом распределении.
Опыт формирования региональных ЛС в развитых капиталистических странах показывает, что транспортные расходы при этом сокращаются на 7- 20 , расходы на погрузочно-разгрузочные работы и хранение МР и ГП уменьшаются на 15-30 , а общие логистические издержки на 12-35 . Передача функций снабжения и сбыта своей продукции от фирм-производителей логистическим посредникам позволяет почти в три раза сократить собственные расходы фирм на эти цели, ускорить оборачиваемость МР на 20-40 , снизить запасы МР и ГП на 50-200 [76, 180, 197].
Как правило, региональные ЛС являются большими и сложными стохастическими системами, что проявляется в интегральном взаимодействии таких комплексных факторов и причинных отношений как:

  • - наличие большого количества элементов - ЗЛС (логистических посредников);
  • - сложный характер взаимодействия между ЗЛС по материальным, финансовым и информационным потокам;
  • - многопрофильность (многоассортиментность) региональных материальных потоков;
  • - большое количество и сложность логистических операций и функций, выполняемых ЗЛС в регионе;
  • - трудно формализуемый, качественный характер взаимосвязей и критериев функционирования региональных ЗЛС;
  • - стохастический характер большинства факторов и процессов, затрудняющий формирование логистического управления;
  • - существенная роль субъективных факторов, обусловленных наличием человека в звеньях систем управления логистических структур.

Указанные факторы предопределяют необходимость использования одного из основополагающих методологических принципов для анализа и синтеза региональных ЛС, а именно: системного подхода. Методы системного подхода (анализа) являются наиболее действенными и эффективными при решении сложных проблем формирования региональных ЛС.

Эти методы были успешно апробированы в отечественной и зарубежной практике проектирования и создания объектов и систем новой техники и технологии, экономических исследованиях, совершенствовании управления отраслями и отдельными предприятиями.
Несмотря на то, что основные принципы и положения системного подхода являются достаточно хорошо известными и общими для анализа и синтеза сложных экономических и технических объектов, необходимо конкретизировать и уточнить некоторые принципиальные особенности системного подхода при формировании региональных ЛС:

  1. Региональная ЛС является сложной динамической иерархической и стохастической системой, состоящей из многочисленных взаимодействующих и взаимосвязанных ЗЛС со своими многоуровневыми иерархическими структурами.
  2. Звенья (элементы) региональной ЛС характеризуются относительной стабильностью целевого и функционального назначения, однако, в целом для региональной ЛС они недоопределены, так как зависят оттого, какие цели и стратегии достижения целей принимаются ее отдельными ЗЛС и какая структура в соответствии с этим формируется.
  3. Каждый регион как объект исследования уникален в смысле наличия определенной системы факторов, связей и процессов, значительное количество которых являются стохастическими или качественными (субъективными), что вызывает высокую степень неопределенности в поведении исследуемого объекта и формировании управления.
  4. Региональная ЛС представляет собой синергию материальных, информационных и финансовых потоков и процессов, образующих адаптивную систему, включающую объект и субъект логистического управления.
  5. При синтезе региональной ЛС должна использоваться интегральная парадигма логистики, реализующая общую стратегическую, тактическую или оперативную цель бизнеса участников (ЗЛС) при оптимальном использовании в системе материальных, финансовых, информационных и трудовых ресурсов и согласовании локальных критериев функционирования ЗЛС с глобальной целью оптимизации. Целевая функция оптимизации при этом является, как правило, многокритериальной.
  6. Важнейшими системными характеристиками региональной ЛС как самоорганизующейся адаптивной структуры, реализующей цели бизнеса ее участников в изменяющейся рыночной среде, являются: надежность, устойчивость и адаптивность, направленные на поддержание равновесия системы в условиях неопределенности.
  1. Управление региональной ЛС не может быть полностью формализовано (а, следовательно, алгоритмизовано), что вызывает
  2. необходимость построения комплекса формализованных моделей и неформальных (эвристических) процедур и представлений.
  3. Информационно-компьютерная поддержка должна охватывать как можно большее количество процессов управления и объектов региональной ЛС.

Сформулированные специфические черты системного подхода к формированию региональных ЛС дополняют и уточняют основные методологические принципы анализа и синтеза ЛС, изложенные нами в разделе 4.
Анализируя опыт использования системного подхода [21, 92, 117], технологию его применения в задачах синтеза региональных ЛС можно представить в виде этапов (табл. 16.1).
Начальным этапом научно-исследовательской программы формирования региональной ЛС является формулировка цели исследования в терминах технико-эксплуатационных и экономических требований к системе со стороны пользователей: организаций бизнеса (промежуточных и конечных потребителей МР и ГП), правительственных институтов и индивидуальных потребителей (населения). Необходимо учитывать, что эти требования специфичны и различаются в зависимости от характеристик внешних условий и рыночной среды региона, сектора рынка, накладываемых экономических, финансовых, географических, политических, транспортных и других ограничений.
На основе определения цели и подцелей синтеза региональной ЛС производится системный (комплексный) анализ объекта. Результаты этого анализа (этап 2) должны дать возможность конкретизировать цель исследования, уточнить постановку проблемы синтеза ЛС.

Кроме того на втором этапе осуществляется построение предварительной экономико-математической модели (или системы моделей) объекта.
На третьем этапе осуществляется конкретизация сформулированной стратегической цели синтеза региональной ЛС, уточняются параметры внешней среды и внутреннего состояния объекта для выбранной системы моделей.
Непосредственно задачи синтеза региональной ЛС решаются на четвертом этапе. Особое значение при этом имеет проблема многокритериальное(tm) и согласования интересов ЗЛС в региональной структуре.

На этом этапе осуществляется синтез оптимальных алгоритмов управления региональными материальными, финансовыми и информационными потоками и производится оценка качества управляющих алгоритмов.
Таблица 16.1
Основные этапы применения системного подхода при синтезе региональных ЛС

этапа Наименование этапа Краткое содержание целей и результатов этапа
1 Постановка задачи исследования Перечень возможных целей и задач синтеза региональных ЛС. Обоснование выбора объекта исследования. Формулировка конечных целей системного анализа объекта.
2 Описание объекта исследования и построение предварительной модели Системное описание (анализ) исследуемого объекта в выбранном регионе. Описание целей, критериев и ограничений логистической деятельности объекта и его звеньев, описание основных функций. Предварительное формирование организационной структуры региональной ЛС. Описание основных входных и выходных параметров, параметров и состояния внешней среды. Построение укрупненной экономико-математической модели объекта.
3 Конкретизация (уточнение) цели исследования Уточнение конкретного перечня целей и задач, необходимых и достаточных для достижения общей цели синтеза региональной ЛС. Уточнение критериев и ограничений, параметров объекта и внешней среды, характеристик материальных, финансовых и информационных потоков.
4 Синтез объекта исследования Синтез оптимальной организационной структуры региональной ЛС по выбранной системе критериев. Анализ и оптимизация логистических издержек в системе. Согласование локальных и глобального критерия оптимизации структуры и управления в региональной ЛС. Формирование алгоритмов оптимального управления материальными, финансовыми и информационными потоками в системе. Синтез системы и алгоритмов оптимального управления запасами МР и ГП в ЗЛС. Оценка качества управляющих алгоритмов.
5 Оценка альтернатив и качества синтезируемой региональной ЛС Системный анализ и оценка альтернатив синтезируемых ЛС. Оценка основных интегральных параметров функционирования ЛС: надежности, устойчивости, адаптивности, экономической эффективности. Оценка качества логистического сервиса для конечных потребителей. Окончательный выбор варианта региональной ЛС.

Пятый этап системного подхода в синтезе связан с формированием и взаимной оценкой возможных альтернатив синтезируемых региональных ЛС. При этом акцент в исследованиях делается на достижение максимального уровня качества сервиса для конечных (промежуточных) потребителей МР и ГП в системе.
На практике процедура синтеза ЛС с использованием системного подхода должна иметь циклический характер, обусловленный необходимостью коррекции целей, задач и моделей принятия управленческих решений на каждом этапе синтеза.
Системный подход к анализу и синтезу региональных логистических структур требует каждое ЗЛС рассматривать как подсистему, выполняющую некоторые функции в ЛС, обеспечивая ей получение эффективного целевого результата, и в то же время, как самостоятельную рыночную структуру (в случае привлечения логистических посредников), добивающуюся своих целей на рынке, например, получения максимальной прибыли.



Содержание раздела