Методологические принципы, а также практические инструменты анализа и синтеза современных ЛС дифференцируются в зависимости от их вида и уровня иерархии. В предыдущем разделе мы установили, что одним из факторов развития макрологистических (глобальных) систем является регионализация, которая проявляется как на уровне одной страны, так и в международном масштабе.
На развитие макрологистики во многом влияют региональные особенности воспроизводства. Особенно актуален учет региональных аспектов формирования ЛС для нашей страны с ее огромной территорией. Уникальное сочетание социально-экономических и природно-климатических факторов в каждом регионе определяет особое соотношение спроса и предложения на продукцию, ценовую политику, специфику деятельности логистических посредников
и другие региональные особенности. Большое влияние на синтез логистических структур оказывают региональные транспортные факторы: транспортные коммуникации, физические компоненты транспорта (эксплуатационные предприятия транспорта, терминалы, вокзалы, станции, порты и т.п.), транспортные узлы и т.п.
В сфере обращения экономики региона формируется целая группа логистических посредников: транспортные фирмы, оптовые торговые посредники, товарные и фондовые биржи, банки, крупные транспортно-складские комплексы, грузовые терминалы, вычислительные центры, предприятия связи, телекоммуникационные системы и др. Наряду с внутрипроизводственными логистическими системами предприятий различных отраслей экономики региона они образуют тот фундамент, который необходим для построения современных макро- и микро-, внешних и интегрированных ЛС.
В отдельных регионах нашей страны формируются свои специфические материальные потоки, связанные со специализацией сельскохозяйственного и промышленного производства, условиями импорта и экспорта, или с транзитом МР и ГП через территорию региона.
Каждый регион, хотя и имеет определенную обособленность экономических процессов, не является изолированной макросистемой, а имеет многочисленные интеграционные связи с другими регионами страны и (или) с зарубежными странами. Это предопределяет необходимость обслуживания региональными логистическими структурами многочисленных межрегиональных материальных и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.
Таким образом процесс формирования региональных ЛС зависит от:
Согласно классификации, данной нами в разделе 2.3, региональные ЛС относятся к макрологистическим системам со своими специфическими особенностями, задачами и функциями, проанализированными выше. Однако, деление микрологистических систем на внешние и интегрированные можно, по нашему мнению, распространить и на макрологистические структуры.
Интегральная парадигма синтеза региональных ЛС в этом случае будет означать согласование стратегических и тактических целей и задач бизнеса всех логистических посредников (ЗЛС) региональной ЛС в смысле интегрального подхода к управлению соответствующим материальным потоком.
Опыт США, Японии и стран Западной Европы в формировании региональных ЛС показывает, что они развиваются в следующих основных направлениях:
Можно выделить следующие основные задачи, решаемые логистическими посредниками (ЗЛС) в региональных ЛС:
Решение указанных задач позволяет существенно повысить качество и надежность обслуживания потребителей, уменьшить логистические издержки и совокупные затраты в сферах производства и обращения продукции, оптимизировать уровни запасов МР и ГП у производителей и в дистрибутивных сетях, ускорить оборачиваемость МР и снизить потери в физическом распределении.
Опыт формирования региональных ЛС в развитых капиталистических странах показывает, что транспортные расходы при этом сокращаются на 7- 20 , расходы на погрузочно-разгрузочные работы и хранение МР и ГП уменьшаются на 15-30 , а общие логистические издержки на 12-35 . Передача функций снабжения и сбыта своей продукции от фирм-производителей логистическим посредникам позволяет почти в три раза сократить собственные расходы фирм на эти цели, ускорить оборачиваемость МР на 20-40 , снизить запасы МР и ГП на 50-200 [76, 180, 197].
Как правило, региональные ЛС являются большими и сложными стохастическими системами, что проявляется в интегральном взаимодействии таких комплексных факторов и причинных отношений как:
Указанные факторы предопределяют необходимость использования одного из основополагающих методологических принципов для анализа и синтеза региональных ЛС, а именно: системного подхода. Методы системного подхода (анализа) являются наиболее действенными и эффективными при решении сложных проблем формирования региональных ЛС.
Эти методы были успешно апробированы в отечественной и зарубежной практике проектирования и создания объектов и систем новой техники и технологии, экономических исследованиях, совершенствовании управления отраслями и отдельными предприятиями.
Несмотря на то, что основные принципы и положения системного подхода являются достаточно хорошо известными и общими для анализа и синтеза сложных экономических и технических объектов, необходимо конкретизировать и уточнить некоторые принципиальные особенности системного подхода при формировании региональных ЛС:
Сформулированные специфические черты системного подхода к формированию региональных ЛС дополняют и уточняют основные методологические принципы анализа и синтеза ЛС, изложенные нами в разделе 4.
Анализируя опыт использования системного подхода [21, 92, 117], технологию его применения в задачах синтеза региональных ЛС можно представить в виде этапов (табл. 16.1).
Начальным этапом научно-исследовательской программы формирования региональной ЛС является формулировка цели исследования в терминах технико-эксплуатационных и экономических требований к системе со стороны пользователей: организаций бизнеса (промежуточных и конечных потребителей МР и ГП), правительственных институтов и индивидуальных потребителей (населения). Необходимо учитывать, что эти требования специфичны и различаются в зависимости от характеристик внешних условий и рыночной среды региона, сектора рынка, накладываемых экономических, финансовых, географических, политических, транспортных и других ограничений.
На основе определения цели и подцелей синтеза региональной ЛС производится системный (комплексный) анализ объекта. Результаты этого анализа (этап 2) должны дать возможность конкретизировать цель исследования, уточнить постановку проблемы синтеза ЛС.
Кроме того на втором этапе осуществляется построение предварительной экономико-математической модели (или системы моделей) объекта.
На третьем этапе осуществляется конкретизация сформулированной стратегической цели синтеза региональной ЛС, уточняются параметры внешней среды и внутреннего состояния объекта для выбранной системы моделей.
Непосредственно задачи синтеза региональной ЛС решаются на четвертом этапе. Особое значение при этом имеет проблема многокритериальное(tm) и согласования интересов ЗЛС в региональной структуре.
На этом этапе осуществляется синтез оптимальных алгоритмов управления региональными материальными, финансовыми и информационными потоками и производится оценка качества управляющих алгоритмов.
Таблица 16.1
Основные этапы применения системного подхода при синтезе региональных ЛС
этапа | Наименование этапа | Краткое содержание целей и результатов этапа |
1 | Постановка задачи исследования | Перечень возможных целей и задач синтеза региональных ЛС. Обоснование выбора объекта исследования. Формулировка конечных целей системного анализа объекта. |
2 | Описание объекта исследования и построение предварительной модели | Системное описание (анализ) исследуемого объекта в выбранном регионе. Описание целей, критериев и ограничений логистической деятельности объекта и его звеньев, описание основных функций. Предварительное формирование организационной структуры региональной ЛС. Описание основных входных и выходных параметров, параметров и состояния внешней среды. Построение укрупненной экономико-математической модели объекта. |
3 | Конкретизация (уточнение) цели исследования | Уточнение конкретного перечня целей и задач, необходимых и достаточных для достижения общей цели синтеза региональной ЛС. Уточнение критериев и ограничений, параметров объекта и внешней среды, характеристик материальных, финансовых и информационных потоков. |
4 | Синтез объекта исследования | Синтез оптимальной организационной структуры региональной ЛС по выбранной системе критериев. Анализ и оптимизация логистических издержек в системе. Согласование локальных и глобального критерия оптимизации структуры и управления в региональной ЛС. Формирование алгоритмов оптимального управления материальными, финансовыми и информационными потоками в системе. Синтез системы и алгоритмов оптимального управления запасами МР и ГП в ЗЛС. Оценка качества управляющих алгоритмов. |
5 | Оценка альтернатив и качества синтезируемой региональной ЛС | Системный анализ и оценка альтернатив синтезируемых ЛС. Оценка основных интегральных параметров функционирования ЛС: надежности, устойчивости, адаптивности, экономической эффективности. Оценка качества логистического сервиса для конечных потребителей. Окончательный выбор варианта региональной ЛС. |