Многообразие и большое количество параметров, характеризующих материальные потоки в логистике (номенклатура МР, НП, ГП, ассортимент, габаритные и весовые характеристики, потребительские свойства, виды применяемой тары и упаковки, логистические УДЕ и т.д.), вызывают необходимость автоматической идентификации продукции, тары, упаковки, грузовых единиц, SKU и т.п., которое в настоящее время в ЛИС осуществляется с помощью сканирования штриховых кодов.
Машиночитаемый штриховой код (bar-code) - это определенная комбинация темных и светлых полос (штрихов или пробелов), дающая возможность кодировать, считывать и расшифровывать информацию о товаре (продукции) с использованием компьютерной техники.
Автоматическая идентификация (сканирование) штриховых кодов продукции в процессе выполнения логистических операций и функций позволяет достичь следующих основных преимуществ:
Рассмотрим основные проблемы и аспекты применения штрихового кодирования в логистике согласно [1].
По оценкам западных экспертов в области международной торговли в настоящее время затраты, связанные с обработкой бумажных документов, составляют от 3,5 до 15 от цены товара. Введение систем автоматизированной индикации на основе сканирования штрих-кодов позволяет снизить эти затраты до 0,5-3.
Данные сканирования широко применяются персоналом логистического менеджмента зарубежных фирм в так называемой концепции Direct Product Profitability (DPP) - прямая прибыльность продукта (товара). Эта современная концепция заключается
в определении прямой прибыли от продажи конкретного товара конечному потребителю, т.е. основана на учете всех элементов добавленной стоимости продукта от склада ГП предприятия-изготовителя до конечного потребителя-покупателя. Таким образом в концепции DPP отслеживаются с помощью ИКТ и сканирования штриховых кодов проданных товаров составляющие добавленной стоимости (чистая прибыль) каждого логистического посредника и общая чистая прибыль фирмы-производителя товара. Анализ, проведенный зарубежными фирмами свидетельствует, что около 76 издержек в розничных магазинах приходится на обработку товаров.
Использование технологии DPP и сканирования штриховых кодов позволяет получить объективную оценку каждой логистической составляющей издержек и определить пути их снижения.
Технологии DPP и сканирования заложены в основу самой современной интегральной логистической концепции Product Channel Management, которую многие эксперты на Западе называют Следующей Революцией в Логистике.
Внедрение информационных технологий штрихового кодирования относится к началу 1970-х годов, когда в США был принят универсальный товарный код UPC, пригодный для использования как в промышленности, так и в торговле. Вообще США являются лидером по применению штриховых кодов.
В частности известны следующие американские стандарты штриховых кодов: Datamatrix (Data Code), Code 1, Code 49, Codablock 39/128, Code 16K, PDF 417 и другие.
В 1977 г. сначала на европейском континенте, а затем и на других утвердилась Европейская система кодирования - EAN (European Article Numbering). В настоящее время уже сотни российских предприятий стали пользователями кода EAN.
Оценки экспертов показывают, что только применение штрих-кодов на упаковке товаров снижают затраты на 10-15 от его стоимости.
Штриховой код EAN-13 однозначно идентифицируют товар в международной торговле. На 13.13 представлен пример штриховых кодов EAN-13 и EAN-8 [1].
Номера, выдаваемые предприятиям, фирмам и другим производителям товаров Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, начинаются с 46.
Следующие пять цифр (01234) присваиваются ассоциацией ЮНИСКАН предприятию, которое реализует или производит продукт. Еще пять цифр (56789) присваиваются товару непосредственно самим предприятием с учетом его потребительских свойств, размеров, оформления, упаковки, цвета и т.п.
И последняя цифра (3) является контрольной (контрольное число) и используется для проверки правильности считывания штрихового кода специальным устройством - сканером.
Товары, имеющие небольшие габариты, могут иметь специальный короткий код, состоящий из 8 цифр (EAN-8).
Существует ряд правил, которые требуется обязательно соблюдать при штриховом кодировании.
Так, отдельный уникальный номер необходим прежде всего для каждого варианта потребительского товара в зависимости от его типа, размера, оформления, цвета и т.д.; упаковки товара, отличающейся по размерам; упаковки, содержащей в себе несколько изделий разного вида или одного вида, имеющих, в свою очередь, свой номер; модификаций товара, когда необходимо идентифицировать новые потребительские свойства.
Кроме нанесения печатным способом на упаковку, штриховой код может быть нанесен путем наклеивания этикетки, ярлыка. Если в групповой упаковке имеется несколько индивидуальных потребительских упаковок, то штриховой код необходимо нанести таким образом, чтобы сканер смог считать только код групповой упаковки. Учитывая, что в торговую сеть товар поступает в разнообразных упаковках, появилась необходимость нанесения штриховых кодов на отгрузочные упаковки. Каждая упаковка, отличающаяся по виду или содержимому, должна иметь свой собственный идентификационный номер, структура которого аналогична номеру товара.
Номер отгрузочной упаковки должен однозначно идентифицировать ее с учетом потребительских свойств товара, его количества, упаковочного материала и конфигурации упаковки.
В отличие от EAN-13 штриховой код ITF-14 ( 13.13) имеет большие размеры и не требует высококачественной печати при нанесении. При выборе вида штрих-кода необходимо руководствоваться следующими правилами:
Для печати штриховых кодов применяются следующие основные способы:
Огромное значение имеет идентификация с помощью штрих-кодов логистических грузовых единиц: паллетов, пакетов, контейнеров и других. Для стандартизации этого процесса EAN разработала унифицированную этикетку, на которую в нижней зоне наносится штрих-код с использованием символики UCC/ EAN-128 (так называемый Serial Shipping Container Code).Необходимо отметить, что стандарт UCC/ EAN-128 позволяет объединить в одном штриховом коде несколько сообщений.
Например, номер товара в системе EAN и информация, касающаяся сроков его хранения, могут быть объединены в одном символе, что значительно облегчает сканирование.
На 13.14 приведен пример этикетки с кодом UCC/ EAN-128 и расположение этикетки на пакете. Использование этикеток с штрих-кодами UCC/ EAN-128 позволяет не только эффективно идентифицировать грузовые единицы в транспортировке, складировании и грузопереработке, но и автоматизировать управление, контроль и мониторинг материальных потоков в ЛС за счет одновременного
применения системы EDI и стандартов EDIFACT и EANCOM. Поданным [258] к началу 1997 г. около 90 всех грузовых отправок в фармацевтической промышленности, розничной торговле, швейной и парфюмерной промышленности США использовали штриховые коды UCC-128.
Штриховое кодирование грузовых отправок и единиц хранения позволяет получить следующие логистические преимущества:
В настоящее время в мире применяется большое число типов сканирующих устройств для считывания штрих-кодов. Существует два основных способа считывания:
Основные типы (марки) сканеров и их характеристики сведены в табл. 13.7.
Считанная сканером со штрихового кода информация передается на компьютеры ЛИС для последующей обработки. Типовая схема подключения периферийных сканеров изображена на 13.15.
Таблица 13.7
Основные типы сканирующих устройств
Название | Обозначение, фирма-производитель | Краткая характеристика |
Контактный сканер-карандаш | LS 1500 Series | Первый вид портативного сканера. Простая конструкция и низкие цены. Недостаток - требует контакта с поверхностью предмета. |
Портативный лазерный сканер | LS2000 Symbol Technologies | Может считывать типичные символы с расстояния 60 см, сканирование полностью автоматическое. |
Портативный лазерный сканер | LS8500 HV Symbol Technologies | Сканер высокой видимости. Может считывать штрих-код через стекло. |
Портативный лазерный сканер | LS8500 IR | Считывает штриховой код, скрытый в инфракрасном диапазоне спектра. |
Торговый сканер | LS5500 | Монтируется в поверхность кассового аппарата, излучает сканирующий луч вертикально верх. |
Сканирующая лампа | LS6700 | Позволяет считывать код сверху. |
Сканирующие модули | LS6100VLD, LS6300 IR |
Позволяют осуществлять автоматическое сканирование на основе автоматических систем подачи предметов к сканеру. Обладают высокой эффективностью и небольшим объемом (до 7 куб. см.). |
Портативный сканер, совмещенный с переносным микропроцессором (или ПК) | SDT
LS8560 |
Соединяет портативный компьютер на батарейках и сканер. Снабжен полной клавиатурой и дисплеем. Объем памяти 32 Байта. Не имеет клавиатуры и дисплея. |
ДЕВ3805 | Переносной компьютер-сканер. | |
Ручные терминалы сбора данных | BHT-3000 BHT-4000 (R) BHT-5000 Nippondenso |
Портативное устройство, оснащенное CCD-сканером, микропроцессором и энергонезависимой памятью. Предназначен для накопления, обработки и передачи информации о товаре. |
На каждом этапе товародвижения считываются и коды, нанесенные на товарно-транспортные документы (например, накладные), идентифицирующие поставщика и перевозчика. Таким образом контролируется соответствие документооборота и груза, подвергаемого логистическим операциям.
Большое значение технология автоматического сканирования штриховых кодов имеет для розничной торговли, так как позволяет оперативно собирать и обрабатывать информацию о продажах (т.е. отслеживать спрос), передавать эту информацию через телекоммуникационные системы и сети оптовым торговым посредникам и непосредственно производителям, формируя заказы на производство и поставку нужного объема и ассортимента продукции, реализуя таким образом логистические концепции CR, AR.