Прослеженная выше эволюция логистической концепции показывает, что как само определение, так и объекты исследования логистики изменялись и уточнялись по мере развития рыночных отношений. Однако основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике всегда оставался материальный поток. Позднее в сферу интересов логистики попали информационные и финансовые потоки, сопутствующие материальному, а совсем недавно (около десяти лет назад) на Западе все активнее стали применять принципы логистики к потоку услуг (сервиса). Продолжая это обобщение, резонно предположить, что объектом исследования и управления в логистике может быть любой экономический поток, например, поток трудовых ресурсов.
На наш взгляд, расширение объектной сферы логистики, допустимо лишь тогда, когда к новому объекту применимы те же методология, методы, приемы исследования и менеджмента, что и к материальному потоку, как это произошло с сервисными потоками. Исследование и управление потоками, например, трудовых ресурсов (персонала) имеют принципиально иные, чем в логистике, концептуальные и методические подходы.
Поэтому в рамках данной книги мы ограничимся в основном изучением материальных потоков, как объекта методологии логистики и приемов логистического менеджмента; информационные и финансовые потоки мы будем рассматривать в подчиненном плане, как генерируемые исследуемым материальным потоком.
В то же время, принимая во внимание важность для современной экономики индустрии сервиса, ряд разделов книги посвящен вопросам логистического менеджмента сервисных потоков.
Как было указано выше, в зарубежной и отечественной литературе нет единого определения логистики. За рубежом в учебниках и специальной литературе по логистике и логистическому менеджменту чаще всего используется определение логистики, данное СЛМ в 1985 г. (см. раздел 1.2). В отечественной литературе насчитывается свыше трех десятков различных определений логистики, некоторые из которых в хронологическом порядке приведены в табл.
2.1.
Учитывая неоднозначность толкования понятия логистика, а также ее объектов исследования, предлагаемых зарубежными и отечественными
исследователями, попытаемся дать обобщенное определение логистики, как науки и как инструмента бизнеса. При этом следует иметь в виду, что в зарубежной научной литературе почти повсеместно применяется термин логистический менеджмент (или менеджмент в бизнес-логистике), а не логистика (см. табл.
1.2), что подчеркивает прагматичность подхода западных ученых и специалистов к логистике с позиций использования ее в бизнесе.
Резюмируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.
С позиций бизнеса: Логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.
Перейдем теперь к рассмотрению основного объекта исследования логистики - материального потока. В логистике единой трактовки термина материальный поток пока не выработано. На наш взгляд, наиболее, подробно это понятие исследовано в работах Б.К. Плоткина [120, 121], М.Е.
Залмановой [43] и О.В. Лавровой [70, 71].
Широко распространенным в отечественной литературе является определение материального потока (Material flow) как продукции, рассматриваемой в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенной к временному интервалу [141].
Анализируя это определение, прежде всего нужно отметить, что термин продукция также трактуется по-разному, например, как товарно-материальные ценности, материальные ресурсы, средства производства и предметы потребления и т.п. По нашему мнению, наиболее конструктивным подходом является толкование слова продукция в зависимости от ее пространственного положения в конкретном месте логистической цепи (понятие логистическая цепь будет раскрыто ниже).
В этом смысле в укрупненном плане можно выделить материальные ресурсы (Material resources или Raw materials), незавершенное производство (Work-in-process) и готовую продукцию (Finished goods).
Определение | Литера турный источник |
Логистика - комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальным и информационным потоком в их взаимодействии | [73] |
Логистика - это научная дисциплина об управлении потоками в системах | [121] |
Логистика - междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков | [148] |
Логистика - научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными потоками в сферах производства и обращения | [31] |
Логистика - наука о рациональной организации производства и распределения, позволяющая комплексно с системных позиций охватывать вопросы снабжения, организовывать сбыт и распределение готовой продукции | [108], [150] |
Логистика - процесс планирования, реализации, контроля затрат перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентов | [108], [150] |
Логистика - концепция прогнозирования, основанная на достижении высокого уровня надежности управления процессами доставки, и поэтому осуществление этой концепции обеспечивает бизнесменам относительную стабильность их деятельности в условиях неопределенности рыночной среды | [178] |
Логистика - организация системы, включающая производство, хранение, транспортировку и распределение продукции с максимальной прибылью | [38] |
Логистика - научный инструментарий эффективного взаимодействия производительных сил общества путем системной организации и оптимизации материальных товарных и информационных потоков | [2] |
Логистика - наука об организации и планировании процесса обращения материальных ресурсов в общественном производстве (на всех его участках и этапах) и управлении этим процессом | [43] |
Определение | Литера турный источник |
Производственно-коммерческая логистика - это применение современных науковедческих дисциплин к построению (синтезу), исследованию, анализу и количественной оценке эффективности функционирования логистических систем в сфере материально-технического обеспечения производственно-коммерческой деятельности и оптовой торговли средствами производства | [48] |
Логистика - процесс управления производством, движением и хранением материалов, изделий и товаров, а также сопутствующих им информационных потоков посредством организации каналов товародвижения, так что текущие и будущие затраты минимизируются при условии высокоэффективного (надежного) выполнения и доставки заказов | [182] |
Логистика - новое научное направление, учение о планировании, управлении и наблюдении (отслеживании) при движении материальных и информационных потоков в производственных и энергетических системах | [182] |
Логистика как наука изучает потоковые процессы в экономике, в частности, управление товародвижением или управление материальными ресурсами для нужд снабжения - эти потоки обусловлены процессами купли-продажи и в свою очередь порождают денежные (финансовые) потоки | [122] |
Логистика - наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя | [82] |
С каждым из указанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Однако следует иметь в виду, что, зачастую, во временном и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными.
Абстрагируясь пока от анализа информационных и финансовых аспектов, дадим классификацию материальных потоков с позиций
логистики ( 2.1). В схеме классификации выделены следующие основные признаки:
Классификация и кодирование продукции в пределах Российской Федерации осуществляется на основе ОКП - Общесоюзного классификатора продукции народного хозяйства - систематизированного перечня классов, подклассов и других группировок промышленной и сельскохозяйственной продукции. ОКП включает классификационную часть (К-ОКП) и идентификационную часть (А-ОКП).
К-ОКП содержит высшие классификационные группировки, построенные по иерархической пятиуровневой классификационной схеме, закодированные шестиразрядными десятичными цифровыми кодами.
А-ОКП содержит позиции номенклатуры продукции определенных типов, марок, вариантов исполнения, комплектации и т.д., закодированных десятиразрядными кодами.
При экспортно-импортных операциях в Российской Федерации используется классификатор продукции ТНВЭД.
При классификации и кодировании продукции за рубежом используются:
МСТК- Международная стандартная торговая классификация;
НСТС - Номенклатура Совета таможенного сотрудничества.
В 1983 г. Совет таможенного сотрудничества принял Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (Harmonized Commodity Description and Coding System), разработанную на основе НСТС, которая играет важную роль в логистике. Большое значение для идентификации материальных потоков имеет штриховое кодирование, которое подробно рассмотрено в разделе 13.4.
Ассортимент подразделяется на групповой, видовой и внутривидовой. Развернутый ассортимент продукции черной металлургии называют также сортаментом, лесной и деревообрабатывающей промышленности - сортиментом.
Например, при транспортировке железнодорожным транспортом грузы различаются:
а) в зависимости от весовых и объемных показателей:
б) по физико-химическим свойствам: сыпучие (перевозимые навалом);
При перевозках грузов автомобильным транспортом все виды груза делятся на четыре класса по степени использования грузоподъемности автомобилей и формированию сдельных тарифов. В то же время с точки зрения выполнения погрузочно-разгрузочных работ при автоперевозках применяют следующую классификацию грузов:
По способу затаривания при транспортировке различают грузы в:
Очевидно, что такое большое количество характеристик предопределяет специфический подход и свою классификацию материальных потоков по рассматриваемому признаку при анализе и синтезе конкретных ЛС.
Материальный поток может быть охарактеризован таким показателем как интенсивность. Под интенсивностью материального потока мы будем понимать количество объемных или массовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход ЛС в единицу времени.
Кроме того, применяются такие показатели как скорость, плотность потока и другие.
1 Определение логистики, приведенное в Терминологическом словаре А.Н. Родникова [141], дано выше в табл.
1.1.