Организация и управление транспортировкой грузов на государственном уровне регулируются большим количеством законодательных и нормативно-правовых подзаконных актов в каждой стране, а также международными соглашениями и конвенциями.
Для перевозок внутри Российской Федерации основными нормативными документами являются:
Международные перевозки экспортно-импортных грузов различными видами транспорта и по различным схемам доставки регулируются дополнительно:
и другими международными соглашениями.
В настоящее время состояние нормативно-правовой базы для регулирования транспортного комплекса в России значительно отстает от потребностей развивающихся рыночных отношений и тормозит интеграцию России в мировое экономическое пространство. Это усугубляется отсутствием нормативно-правовых актов по логистике. Для исправления указанного положения Минтрансом России внесены в Госдуму РФ проекты федеральных законов:
Активно ведется разработка проектов федеральных законов О транспорте, Об автотранспортной деятельности, О морских портах и ряда других. Всего в конце 1997 г. намечено подготовить и внести в Правительство Российской Федерации около 20 законопроектов в области транспорта.
Организация транспортировки конкретизируется:
Рассмотрим кратко содержание некоторых важнейших аспектов организации и управления транспортировкой, более детальный анализ которых приведен, например, в работах [31, 33,186].
В контракте купли-продажи обычно предусматривается особый раздел - транспортные условия. При международных перевозках грузов (экспортно-импортных торговых операциях) в контракте обуславливаются: порядок перевозки, условия и сроки погрузки-разгрузки, размер и порядок оплаты и т.д. Содержание условий зависит от вида транспорта, способа перевозки, вида груза (товара), типа сделки, базисного условия поставки и других факторов и включают, например:
Одним из ключевых элементов договора купли-продажи, существенно влияющих на логистические издержки, связанные с транспортировкой, являются обязательства по поставке-приемке товара - базис поставки. Толкование базисных условий поставки в международной практике производится в соответствии с международными стандартными условиями поставки Инкотермс-90 (место, срок, способ поставки, распределение риска, страхование). В Инкотермс-90 представлены 13 базисных условий поставки, кодовые названия которых согласованы с Европейской экономической комиссией ООН.
Все базисные условия классифицированы по четырем категориям, условно названным Е, F, С, и D с учетом различия в объеме обязательств контрагентов по доставке товара.
В табл. 10.8 приведены обозначения базисных условий поставки в соответствии с Инкотермс-90.
Детальная их характеристика дана, например, в работе [213].
Несмотря на новую редакцию терминов базисных условий поставки Инкотермс-90 в логистической практике импортно-экспортных операций транспортировки все еще широко используется терминология Инкотермс-80, более привычная для логистических посредников. В смешанных, комбинированных и интермодальных перевозках по логистическому принципу door to door (от двери до двери) традиционная критическая точка (например сход-ни,корабля) для условий GIF, FOB, CGF уже не рассматривается адекватно как точка, где разделяются функции, цена и ответственность за риск между сторонами, заключившими контракт.
В современных ЛС эта точка переместилась в порт или наземный терминал, где товары загружаются в контейнеры, тентованные полуприцепы, платформы или паллеты.
Новой логистической технологии транспортировки в связи с внедрением компьютерной обработки документов и стандарта UN/ EDI FACT было уделено большое внимание при пересмотре Инкотермс в 1990 г.
Вообще же говоря все базисные условия поставки располагаются между двумя крайними вариантами: от минимальных обязанностей продавца по условиям EXW (когда продавцу необходимо только подготовить, товар к отгрузке: упаковать, затарить, замаркировать и известить о готовности к поставке) до максимальных по условиям DDU и DDP.
Следует иметь ввиду, что все расходы, которые несет продавец по доставке товара до пункта, обозначенного в контракте, включаются в цену товара и оплачиваются покупателем. Расчет экспортной цены товара в этом случае с выделением логистических составляющих транспортировки и базисных условий поставки
Таблица 10.8
Базисные условия поставки Инкотермс-90
Аббревиатура | Расшифровка (англ.) | Расшифровка (русский) |
EXW | EX WORKS (ex factory, ex plantation, ex warehouse, etc.) | С завода (с предприятия, с плантации, со склада и т.д.). Иногда употребляется франко-завод поставщика, франко-склад продавца |
FCA | FREE CARRIER ... (named point) | Франко-перевозчик ... (согласованный пункт) |
FAS | FREE ALONGSIDE SHIP (named port of shipment) | Франко у борта судна ... (согласованный порт отгрузки) |
FOB | FREE ON BOARD ... (named port of shipment) | Франко-борт судна ... (наименование порта отгрузки) |
GIF | COST, INSURANCE AND FREIGHT ... (named port of destination) | Стоимость, страхование и фрахт ... (порт назначения) |
CFR | COST AND FREIGHT ... (named port of destination) | Стоимость и фрахт ... (согласованный порт назначения) |
CPT | CARRIAGE PAID TO ... (named point of destination) | Провоз оплачен до ... (пункт назначения) |
CIP | FREIGHT/CARRIAGE AND INSURANCE PAID TO ... (named point of destination) | Фрахт/провоз и страхование оплачены до ... (пункт назначения) |
DAF | DELIVERED AT FRONTIER ... (named place of delivery at frontier) | Франко-граница ... (название места доставки на границе) |
DES | DELIVERED EX SHIP ... (named port of destination) | Поставлено с судна ... (согласованный порт назначения) |
DEQ | DELIVERED EX QUAY (duty paid) | Поставлено с пристани (пошлина оплачена) |
DDV | DELIVERED DUTY UNPAID ... (named place of destination) | Поставлено, пошлины не оплачены ... (место назначения) |
DDP | DELIVERED DUTY PAID... (named place of destination in the country of importation) | Поставка с оплатой пошлины (название места назначения в стране импорта) |
В случае недостачи, порчи или повреждения груза составляется коммерческий акт.
При перевозках грузов автомобильным транспортом основным документом является товарно-транспортная накладная, которая обычно составляется в четырех экземплярах. По накладной производится списание груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.
На внутреннем водном транспорте приемка грузов к перевозке пристанью (портом) или погрузка в суда также производится по накладным, заполненным в соответствии с установленными правилами, при наличии разрешения на ввоз груза в порт (пристань) или на погрузку груза в судно. К накладной должны быть приложены требуемые правилами документы о грузе.
Международные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, например, для железнодорожных перевозок по единому транспортному документу - международной накладной, являющейся договором перевозки. Западноевропейские страны координируют деятельность железных дорог на основе договорного акта КОТИФ. В соответствии с международным транзитным тарифом (МТК) перевозка грузов стран СНГ оформляется перевозочными документами Соглашения о прямом железнодорожном сообщении (СМГС) до выходной пограничной станции последней транзитной дороги, участвующей в СМГС.
В практике международных железнодорожных перевозок широко применяется форма накладной, разработанная конвенцией КОТИФ. К накладной прилагается товаросопроводительная документация, отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и другие документы.
Международные грузовые автомобильные перевозки регулируются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. ЕЭК ООН (КДПГ). Конвенция применяется к любому договору о перевозке грузов автомобильным транспортом, когда
пункты принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции, в которой участвуют только европейские страны. Россия присоединилась к КДПГ в 1983 г.
В транспортной накладной CMR, которая удовлетворяет требованиям КДПГ, содержится около 30 реквизитов: названия и адреса грузоотправителя, грузополучателя, автотранспортного предприятия, а также о других перевозчиках, описание, вес, размер, число и маркировка всех мест и перечень прилагаемых документов, а также указания грузоотправителя для таможенной службы и др.
В связи с развитием глобальной логистики возрастает объем международных автомобильных перевозок через границы нескольких государств. Для облегчения пересечения границ автотранспортным средством без полного досмотра груза применяется международный документ - книжка МДП (Garnet TIR).
Такая автомобильная международная перевозка регулируется таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП от 14 ноября 1975 г.).
Книжка МДП выдается предоставляющей гарантию ассоциацией, входящей в состав Международного Союза автомобильного транспорта (МСАТ) и уполномоченной таможенными властями. В России - это Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
При временном ввозе транспортного средства с применением книжки МДП, имеющего табличку с литером TIR, не требуется декларирование в таможне этого транспортного средства как ввезенного имущества.
Транспортные средства (контейнеры, тентованные полуприцепы) опломбируются в таможне грузоотправителя и в транзитных таможнях не досматриваются (проверяется лишь сохранность пломб, тента). Книжка МДП составляется для каждого транспортного средства (контейнера) и действительна для выполнения одной перевозки.
Она состоит из одного желтого и 6, 14 (при пересечении более двух границ)'или 20 (при пересечении более шести границ) парных белых отрывных листов. Каждый отрывной лист состоит из двух частей: грузового манифеста (первая часть, в которой описывается перевозимый товар), и свидетельства-сертификата (вторая часть), где указываются условия и маршрут перевозки, наложенные пломбы или опознавательные знаки.
Договор международной воздушной перевозки груза, его условия и принятие перевозчиком груза удостоверяются грузовой авиационной накладной. Отправитель обязан дать сведения и приложить к грузовой накладной все документы, которые до выдачи груза получателю необходимы для выполнения таможенных и иных формальностей. Отправитель отвечает перед перевозчиком за все убытки, которые могут произойти из-за отсутствия, недостаточности
или неправильности этих сведений и документов, за исключением случаев вины со стороны перевозчика.
Основное содержание договора морской перевозки грузов в соответствии с Кодексом морского мореплавания (КТМ) заключается в том, что перевозчик (фрахтовщик) обязуется принять от грузоотправителя (фрахтователя) груз, доставить его в сохранности в предусмотренное договором место назначения и там сдать фрахтователю или по его указанию другому получателю груза. Грузоотправитель обязуется в согласованные сроки предоставить предусмотренный договором груз для погрузки его на судно, оплатить обусловленную провозную плату (тариф, фрахт) и принять груз от судна в месте назначения.
В договоре также обуславливаются условия погрузки, разгрузки, перевозки груза, права, обязанности и пределы ответственности сторон, порядок уплаты тарифа (фрахта) и т.д.
Если используется трамповое судоходство, то договор фрахтования оформляется чартером, а при перевозках на линейном судоходстве - коносаментом. При фрахтовании на время различают формы: тайм-чартер, бербоутчартер и димайз-чартер.
В практике используется также фрахтование по генеральному контракту, когда судовладелец обязуется в течение определенного времени перевезти обусловленное количество груза. На каждый рейс выписывается отдельный чартер или составляется лишь букингнот, в котором делается ссылка на то, что перевозка совершается в счет выполнения генерального контракта.
Коносамент - это документ, выдаваемый судовладельцем (капитаном) грузоотправителю в удостоверении принятия груза к перевозке морским путем. Он может быть выписан трех видов: именной, на предъявителя и ордерный и выполняет три основные функции:
Коносамент на груз, принятый на борт судна, называется также бортовым коносаментом. Реквизитами коносамента являются сведения о названии судна, его тоннаже, наименования портов погрузки и выгрузки, сумма фрахта, время и место встречи и другие. Коносамент может быть прямой (на один порт) или сквозной (морской транзит), который в настоящее время все чаще применяется как единый транспортный документ в интермодальных перевозках.
При транспортировке грузов на российских судах по чартерам, не регламентирующим конкретные формы коносаментов, а также при перевозке грузов без чартеров пароходства применяют стандартные коносаменты КИ-61.
Как указывалось ранее, все большее значение в логистике приобретают интермодальные перевозки, основным логистическим посредником в которых между грузоотправителем (владельцем) и грузополучателем является оператор смешанной (мульти- и интермодальной) перевозки. Он заключает договор с грузовладельцем и полностью берет на себя функции по доставке груза до склада покупателя или другого пункта, предусмотренного в договоре.
Оператор связан договорами с перевозчиками различных видов транспорта и несет ответственность за ущерб как в результате утраты или повреждения груза, так и задержки в доставке. Правовое регулирование интермодальных перевозок осуществляется в соответствии с Женевской Конвенцией ООН о международных мультимодальных перевозках грузов 1980 г. Она регламентирует интермодальную перевозку по одному сквозному транспортному документу (коносаменту).
Операторами интермодальной перевозки могут быть предприятия различных видов транспорта, но чаще всего ими являются крупные транспортно-экспедиторские фирмы, имеющие прямые контакты со многими грузоотправителями, что дает им возможность контролировать крупные грузопотоки, комбинируя и консолидируя отправки.
Транспортировка грузов в экспортно-импортных торговых операциях требует выполнения большого количества таможенных формальностей, которые можно отнести к элементарным логистическим активностям. Одним из важнейших средств осуществления таможенной политики государства является таможенный тариф. Он представляет собой систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при пересечении ими границы страны.
Юридической базой для российских предпринимателей по таможенному обслуживанию является Закон О таможенном тарифе и Таможенный кодекс Российской Федерации.
Таможенный тариф России построен на базе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), представляющей собой отечественный вариант Гармонизованной системы описания и кодирования товаров (см. раздел 2.1). При пересечении товаром (грузом) границы необходимо оформление определенных Таможенным кодексом документов, основным из которых является грузовая таможенная декларация (ГТД). Кроме того к таможенным документам относятся экспортные, импортные и валютные лицензии, свидетельство о прохождении товара, консульская фактура, транзитные документы, ветеринарные, санитарные и карантинные свидетельства и др.
Грузовая таможенная декларация содержит 54 реквизита, часть из которых (46) заполняется декларантом, а остальные - таможенным учреждением.
Транспортировка, как пожалуй ни один другой вид предпринимательской деятельности, нуждается в государственном регулировании.
Не затрагивая подробно проблемы управления транспортом, которая сама по себе является предметом отдельных исследований, остановимся на основных причинах, обуславливающих необходимость государственного регулирования транспорта.
К таким причинам можно отнести: