В предыдущем разделе нами были сформулированы причины, диктующие необходимость применения методологии системного анализа к проблеме формирования макрологистических систем (в том числе и на региональном уровне), а также принципиальные особенности и основные этапы системного анализа при построении региональной ЛС. Настоящий раздел посвящен более детальной проработке методологических принципов и теоретических проблем, связанных с задачами синтеза организационно-функциональных структур объектов и субъектов управления в ЛС, формирования обеспечивающего комплекса подсистем и логистического менеджмента на примере региональной транспортно-логистической системы.
В настоящее время известен ряд примеров успешного применения системного подхода к синтезу макроэкономических систем управления, объектами которых являются предприятия и организации различных видов транспорта [93, 101, 149, 171, 182, 212]. Критически осмысливая эти результаты применительно к исследуемой проблеме, необходимо подчеркнуть принципиальную новизну постановки задачи, заключающуюся в:
Основываясь на принципах системного подхода к анализу и синтезу ЛС, изложенных нами выше, технологию его применения к проблеме формирования региональной ЛС можно представить в виде блок-схемы ( 16.3).
Постановка проблемы заключается в формировании региональной ЛС, которая позволила бы повысить эффективность и качество перевозок и других логистических функций и операций по обслуживанию региональных потребителей в плане решения социально-экономических, экологических и других задач развития региона. В связи с такой постановкой проблемы при системном анализе необходимо выявить состав и содержание транспортных и сопутствующих логистических услуг, где они создаются и как проявляются, как оценивается их качество и какие существуют недостатки транспортно-логистического сервиса в конкретном регионе, каков рынок этих услуг; оценить факторы, влияющие на проблему..
схема проведения системного анализа проблемы формирования региональной ЛС Задача этапа описания и анализа исследования состоит с его системном описании, удобном для дальнейшего формирования региональной ЛС. На этом этапе определяются: [ZEBR_TAG_br
Возможная схема реализации этапа описания и анализа объекта исследования представлена на 16.4. На этом этапе, с одной стороны, конкретизируется объект исследования в виде единой
звенья, через которые они проходят; определяется состав взаимодействующих в логистической среде региона элементов и систем видов транспорта и отраслей экономики. При описании субъектов управления устанавливаются основные функции и организационные проблемы управления, а также возможная технология управления возникающими в системе ситуациями.
Основным результатом этого этапа является разработка предварительной модели организационно-функциональной структуры региональной ЛС и выявление основных проблем, связанных с ее формированием. [ZEBR_TAG_br Результаты этапа конкретизации целей и задач исследования (согласно схеме 16.3) должны отражать переход от намеченной на первом этапе цели системного анализа к перечню конкретных целей и задач синтеза региональной ЛС в рамках программно-целевого подхода. Для каждой задачи должен быть сформулирован комплекс программных мероприятий и установлены ресурсы, обеспечивающие ее реализацию.
Заключительные этапы системного анализа проблемы формирования региональной ЛС состоят в анализе и выборе альтернатив по организационно-функциональной структуре ЛС и комплексу обеспечивающих подсистем. Последовательность выполнения этих этапов, оформленная в виде соответствующего алгоритма, приведена на схеме ( 16.5).
Согласно алгоритма ( 16.5) до начала проектирования региональной ЛС необходимо провести качественный и количественный анализ имеющихся альтернатив, оценить их влияние на эффективность ЛС и качество логистического сервиса. Здесь необходимо определить целесообразность каждого мероприятия в соответствии с поставленными задачами, возможность его реализации и потребные ресурсы. В случае приемлемости альтернативы производится ее сравнение с другими возможными альтернативами по реализации задачи, исследуется ее влияние на другие ситуации,
экономической; [ZEBR_TAG_liподсистемы информационно-компьютерной поддержки;
В методологическом аспекте применение программно-целевого подхода для моделирования региональной ЛС, планирования ее разработки и внедрения обусловлено следующими основными причинами:
Учитывая вышеизложенное, применение программно-целевого подхода к формированию региональной ЛС должно быть направлено на решение следующих основных проблем:
Решение проблемы синтеза оптимальной организационной структуры ЛС на любом макроэкономическом уровне, в том числе и на региональном, требует разработки соответствующей экономико-математической модели (или комплекса моделей). Формализованное описание большинства задач построения организационно-функциональной структуры региональной ЛС в виде экономико-математической модели диктуется необходимостью проведения расчетов структуры на ЭВМ ввиду большой сложности, размерности задач и их оптимизационного характера.
Эффективность синтезируемой структуры ЛС будет во многом определяться адекватностью применяющегося для этой цели комплекса моделей, описывающих объекты и процессы управления материальными (информационными и финансовыми) потоками в регионе.
В настоящее время существует достаточно большое количество методов и моделей, применяющихся для описания экономических объектов и систем на макро-уровне, которые классифицируются по разным признакам, например, линейные и нелинейные, стохастические и детерминированные, динамические и статические и т.п. [9, 92, 117]. Несмотря на это можно выделить некоторые общие классы моделей, используемых в задачах анализа и синтеза экономических объектов и процессов, к которым относятся:
Класс применяемых математических моделей зависит от таких основных характеристик исследуемого экономического объекта, как уровень организационной сложности, размерность (количество параметров, объемы исходной информации), достоверность исходных данных, уровень формирования (иерархии) управления и другие.
Моделирование объектов и процессов управления является одной из основных функций комплекса математического обеспечения решения задач программы формирования региональной ЛС, сформулированной в рамках программно-целевого подхода. Возможная трансформация компонентов целевой программы в оптимизационную модель синтеза организационно-функциональной структуры региональной ЛС показана на 16.6.
Как видно из схемы ( 16.6), оптимизация организационной структуры региональной ЛС заключается в определении качественных и количественных характеристик субъекта и объекта управления
целевого подхода в ЛС на основе критерия и метода, задаваемых комплексом задач, программных мероприятий и ограничений. Ограничения в модели оптимизации организационной структуры можно подразделить на целевые, ресурсные, внешней среды и научно-технические возможности.
Целевые ограничения определяются социально-экономическими, политическими, экологическими и другими целями развития региона, а также необходимостью координации с международными, федеральными и региональными программами в части, касающейся транспорта и логистики. Ресурсные ограничения определяют предельно допустимый расход финансовых, трудовых и материальных ресурсов на оптимизацию оргструктуры ЛС. Ограничения внешней среды касаются федерального законодательства, нормативно-методической базы, федеральных (республиканских) бюджетных ассигнований, инвестиционной и налоговой политики, макроэкономических показателей и т.д.
Кроме того на возможность реализации оптимальной структуры региональной ЛС прямое влияние оказывает уровень научно-технического прогресса и имеющиеся технологии. [ZEBR_TAG_br Достижение продуктивной синергии между субъектами и объектами управления (ЗЛС) в процессе синтеза региональной ЛС должно базироваться на общих принципах кибернетического подхода к управлению в организационно-экономических системах, предполагающего установление отношений и взаимосвязи между входами и выходами ЗЛС, параметрами управления, состояния и внешней среды. Укрупненная экономико-математическая модель ЛС, реализующая кибернетический процесс управления региональными материальными потоками, представлена на 16.7.
С точки зрения сформулированных выше методологических принципов создания макрологистических систем большинство звеньев региональной ЛС является синтезом субъекта и объекта управления, вследствие чего требуется высший уровень логистического менеджмента для управления и координации работы ЗЛС в процессе достижения глобальной цели региональной ЛС. Синтез управляющих алгоритмов в верхнем эшелоне менеджмента с позиций кибернетического подхода должен базироваться на формализованных моделях региональных материальных (информационных, финансовых) потоках и моделях принятия решений по управлению и координации работы ЗЛС в регионе. При этом в региональной ЛС (см. схему 16.7) можно выделить несколько типов материальных потоков и, соответственно, типов ЗЛС, через которые они проходят:
k + 1 |
i |
k |
i |
k |
i |
k |
i |
k |
i |
k |
i |
k |
i |
i |
i |
i |
i |
i |