Одним из наиболее важных в логистике является понятие логистической системы. Как и для других основных понятий установившегося определения ЛС нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.
В последнее время наиболее распространенным определением ЛС в отечественной литературе является следующее: логистическая система (Logistical system) - адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой [128].
На наш взгляд, это определение является не совсем удачным. В нем прослеживается идея дать определение ЛС на основе общей теории систем и кибернетики, что само по себе может быть и оправдано с позиций теоретического подхода к логистике, как науке, но малоконструктивно с экономической точки зрения.
Рассматривая ЛС как сложную большую систему, реализующую некоторые кибернетические принципы управления материальными и связанными с ними потоками, необходимо учитывать, что реально существующие ЛС на практике функционируют как некоторые организационно завершенные экономические структуры, управление объектами и процессами в которых может быть построено на разных принципах, исследуемых общей теорией управления, например, прямого, экстремального, программного управления, управления по состоянию, возмущению, по принципу следящей системы и т.п. Адаптивное же управление, предполагающее изменение программы, параметров или структуры ЛС под воздействием изменения факторов внутреннего состояния системы или внешних возмущений окружающей среды, встречается на практике достаточно редко, так как требует очень высокого уровня организации.
Кроме того адаптивная система всегда предполагает наличие обратной связи, так что в приведенном выше определении присутствует тавтология.
Не умаляя важности системных и кибернетических подходов в методологическом плане для анализа и синтеза ЛС, которыми мы будем пользоваться неоднократно в разных частях книги, попытаемся дать обобщенное определение ЛС с позиций бизнеса.
Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.
Большинству реально функционирующих на практике ЛС присущи основные черты сложных (больших) систем, позволяющих применять к их анализу и синтезу системный подход, а именно:
Любая ЛС состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Назовем звеном логистической системы (ЗЛС) некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза ЛС, выполняющий свою локальную целевую функцию, связанную определенными логистическими активностями.
ЗЛС могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанные ЗЛС, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях.
В ЗЛС материальные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.п; В качестве ЗЛС могут выступать предприятия-поставщики МР, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т.д.
Кроме того нужно учитывать, что большинство ЗЛС являются синтезом субъектов и объектов логистического управления со своими организационно-функциональными структурами и локальными критериями оптимизации функционирования, которые в общем случае могут не совпадать с глобальной целью ЛС. Это значительно
усложняет формирование управления в ЛС и приводит к необходимости создания органа высшего логистического менеджмента для координации и интеграции действий ЗЛС.
С позиций кибернетического подхода ЗЛС можно представить как некоторый элемент, преобразующий входящие в него материальные (финансовые, информационные) потоки (см. 2.3).
Кортеж Х, R, О представляет собой векторы параметров входных материального X = {х1, х2, ..., хn}, информационного R = {r1, r2, ..., rn} и финансового С = {с1, с2, ..., ck} потоков. F = {f1, f2, ..., f1 представляет собой вектор внешних возмущений (воздействий окружающей среды); Z = {z1, z2, ..., zs} - вектор параметров состояния ЗЛС.
Выходной кортеж Y', R', C' представляет выходные векторы параметров, соответственно, материального (Y), информационного (R) и финансового (С) потоков, размерность которых; в общем случае может не совпадать с размерностью входных векторов.
Часть параметров вектора R представляет собой управляющую информацию, поступающую от субъектов управления в ЛС.
В случае ЗЛС генерирующего типа, оно (согласно схеме 2.3) имеет только выходной кортеж или отдельные его составляющие, а также вектора F и Z. Если ЗЛС - поглощающего типа, то отсутствует выходной кортеж векторов.
На 2.4 представлена классификация ЛС. Согласно предлагаемой классификации ЛС делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.
Микрологистические системы относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например фирме-производителю товара (ассортимента товаров) и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта. Соответственно, различают внутренние (внутрипроизводственные) внешние и интегрированные микрологистические системы.
Внутрипроизводственные ЛС оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Если задана программа выпуска ГП (производственное расписание), то основными задачами внутрипроизводственной ЛС являются: эффективное использование МР, уменьшение запасов МР и НП, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение основного производственного времени, контроль и управление уровнями запасов МР, НП и ГП в складской системе фирмы-производителя, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта.
Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных ЛС обычно являются минимум себестоимости производства и минимум времени производственного цикла при обеспечении заданного уровня качества ГП.
Микрологистические внутрипроизводственные ЛС могут быть детализированы до производственного (структурного) подразделения предприятия, например, цеха, участка или до отдельного рабочего места. Однако в дальнейшем мы будем рассматривать подобные ЛС только на уровне всего предприятия-изготовителя продукции в целом.
Внешние ЛС решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла. Таким образом, звеньями внешних ЛС являются элементы снабженческих и дистрибутивных сетей, выполняющие те или иные логистические активности от поставщиков МР к производственным подразделениям фирмы-производителя и от ее складов ГП к конечным потребителям.
Типичными задачами внешних ЛС являются рациональная организация движения МР и ГП в товаропроводящих сетях, оптимизация затрат, связанных с логистическими активностями отдельных ЗЛС и тотальных затрат, сокращение времени доставки МР и ГП, времени выполнения заказов потребителей, управление запасами МР и ГП, обеспечение высокого уровня качества сервиса.
Необходимо отметить один важный момент. Система снабжения (закупок) МР производителя представляет собой частично или полностью систему сбыта продукции поставщика (группы поставщиков). Принципиальным вопросом является место передачи прав собственности на товар (МР) от поставщика производителю, который выступает для поставщика конечным потребителем.
Условия передачи прав собственности обычно закрепляются в договоре поставки (купли-продажи) МР. При этом могут возникать определенные конфликтные ситуации, связанные с различием в логистических стратегиях и задачах поставщиков и фирмы-производителя ГП. На практике это часто приводит к тому, что производитель вынужден создавать собственные логистические структуры закупок МР,
отличные от дистрибутивных систем поставщиков. Подобные логистические структуры, состоящие из ЗЛС, выполняющих различные логистические операции и функции по транспортировке, складированию, хранению, грузопереработке, совместно с товаропроводящей сетью поставщиков (или ее частями) составляют внешнюю ЛС, часто называемую ЛС снабжения (закупок) фирмы-производителя.
Одной из важных задач логистического менеджмента в такой Л С является координация логистических активностей и согласование целей с поставщиками и посредниками.
Выделение .базисных и ключевых комплексных логистических активностей привело к, появлению внешних ЛС физического распределения, дистрибьюции, снабжения (закупок) и других. Соответственно, в зарубежной и отечественной литературе были предприняты попытки исследования подобных систем и их задач в рамках закупочной, распределительной, сбытовой логистики [31, 42, 46, 60, 178, 270].
Однако в полной мере концепция бизнес-логистики в современном понимании была реализована при появлении интегрированных ЛС, синтез которых базировался на интегральной парадигме логистики. С позиций данной парадигмы границы интегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным (логистическим) циклом, включающим процессы закупок МР и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функции, логистические активности в дистрибутивной системе, при организации продаж ГП потребителям и послепродажном сервисе.
Эти процессы, наряду с сопутствующими информационными и финансовыми потоками, образуют операционную функциональную логистическую среду, в которой интегрально взаимодействуют многочисленные внутрифирменные ЗЛС и логистические посредники.
Логистический менеджмент в интегрированной ЛС представляет собой такой управленческий подход к организации работы фирмы и ее логистических партнеров (посредников), который обеспечивает наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными, финансовыми и информационными потоками для достижения стратегических и тактических целей фирмы на рынке. Определяющими для формирования интегрированных ЛС являются концепции минимизации общих логистических издержек и управления качеством на всех этапах производственно-распределительного цикла.
Иногда внутрипроизводственную и внешние ЛС рассматривают, как подсистемы интегрированной ЛС. На 2.5 в укрупненном виде представлена схема микрологистической системы. Базисные логистические активности: снабжение, производство, сбыт реализуются в зависимости от поставленных перед ЛС целей и критериев оптимизации путем создания специальной организационно-функциональной
4.3. Укрупненная схема микрологистической системы.
структуры, включающей в себя субъекты высшего логистического менеджмента, осуществляющие координацию и интегрированное управление материальными (финансовыми, информационными) потоками и множество ЗЛС. ЗЛС могут быть как внутрифирменными подразделениями (транспортными, производственными, складскими, грузоперерабатываюицими и т.п.), так и привлеченными предприятиями, организациями и учреждениями (логистическими посредниками), выполняющими те или иные логистические операции и функции. На 2.5 показаны комплексные логистические активности, генерируемые ЗЛС в процессах снабжения, производства и сбыта.
Кроме прямых материальных потоков МР и ГП на схеме показаны возвратные материальные потоки (ВМП), образуемые в товаропроводящих сетях сбыта (дистрибьюции) и снабжения возвращаемой ГП, тарой, возвратными (вторичными) МР и отходами.
Общая структура микрологистической системы, представленная схемой ( 2.5), может функционировать .как интегрированная, внешняя или внутрипроизводственная ЛС в зависимости от степени охвата базисных логистических активностей и цели синтеза. Для достижения этой цели управляющие воздействия в микрологистической системе реализуются обычно на внутрифирменном уровне специальным отделом логистики или интегральным менеджером, принимающим решения и координирующим работу всех элементов системы.
Макрологистические системы могут быть классифицированы ( 2.4) до нескольким признакам. По признаку административно-территориального деления страны различают:
По объектно-функциональному признаку могут быть сформулированы Макрологистические системы для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные (межотраслевые), торговые, военные, институциональные и т.п.
В зарубежной практике часто используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относят государственные (транснациональные) ЛС, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные (международные) ЛС, охватывающие несколько стран и трансконтинентальные, создаваемые в пределах нескольких континентов.
Цели создания макрологистических систем могут в значительной степени отличаться от целей и критериев синтеза микро-ЛС. Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее функционирования в рыночной среде бизнеса и, соответственно, формирования логистической организации и управления могут применяться, например, такие, как минимум общих логистических издержек, максимальный объем продаж ГП (или прибыли), завоевание максимальной доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта, максимальная величина курсовой стоимости акций и т.п.
Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение запросов потребителей в качестве продукции, сроках выполнения заказов, логистическом сервисе.
В большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек используется и при синтезе макрологистических систем. Однако зачастую критерии формирования макро-ЛС определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями.
Например, для улучшения экологической обстановки в регионе может быть создана макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, развязывания транспортных потоков, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой и т.д.
В макрологистических системах могут решаться такие задачи, как формирование межотраслевых материальных балансов; выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции групп потребителей и производителей; размещение на заданной территории складских комплексов общего использования, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров; выбор вида транспорта и транспортных средств; организация транспортировки и координация работы различных видов транспорта в транспортных узлах; оптимизация административно-территориальных дистрибутивных систем для многоассортиментных материальных потоков и т.п.
С позиций общей теории управления, в частности, по аналогии с автоматизированными системами управления (АСУ) ЛС как на микро-, так и на макроуровне можно представить в виде синергии субъекта и объекта логистического управления, поддерживаемой комплексом обеспечивающих подсистем ( 2.6). При таком подходе в большинстве реально функционирующих ЛС реализуется кибернетический принцип следящей системы управления.
Согласно этому принципу субъект (управляющая система) непрерывно отслеживает выходные параметры материальных (информационных, финансовых) потоков, сравнивая их с заданной настройкой, определяемой целевой функцией и накладываемыми на управление в ЛС ограничениями. Используя введенные выше для ЗЛС обозначения ( 2.3), настройкой ЛС назовем кортеж Y, R, C, который сравнивается в измерителе рассогласования с
выходным кортежем векторов объекта управления Y', R', С'. В результате сравнения может возникнуть рассогласование (невязка) а, появление которого вызвано влиянием на объект управления вектора внешних возмущений F или изменением вектора Z параметров внутреннего состояния ЛС.
В зависимости от величины рассогласования а логистический регулятор (координатор) формирует вектор U управляющих воздействий на объект, которые должны постоянно на рассматриваемом периоде времени стремиться свести рассогласование к нулю.
Для поддержки процессов логистического управления в ЛС обычно формируется комплекс подсистем, состоящей из информационного, организационного, экономического, технического, правового, эргономического, экологического и других видов обеспечения.
Практические примеры реализации микро- и макрологистических систем будут рассмотрены в последующих главах книги.