d9e5a92d

Информационные потоки в логистике

Роль информационно-компьютерной поддержки логистического менеджмента трудно переоценить. Современное состояние логистики во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий.

Реализация большинства логистических концепций (систем), таких как RP, JIT. DDT и других была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения.

Значение информационного обеспечения логистического процесса настолько важно, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, имеющую самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами. Такая точка зрения, на наш взгляд, вполне допустима, однако в рамках концепции этой книги, мы трактуем информационные потоки как вторичные, продуцированные материальными потоками, поэтому рассматриваем управление информацией, сопровождающей эти потоки как информационно-компьютерную поддержку логистического менеджмента.
Назовем информационным потоком поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой ЛС, между ЗЛС или ЛС и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций.
Классификация информационных потоков приведена на 13.1.
По отношению к логистическим активностям можно выделить элементарные, комплексные, ключевые и базисные информационные потоки (согласно схеме 2.2), сопровождающие соответствующие операции и функции. По отношению к ЛС (ЗЛС) информационные потоки делятся на:
от верхнего уровня логистического менеджмента к низшему; [ZEBR_TAG_liвходные и выходные - по отношению к входу-выходу ЛС или ЗЛС. По виду носителей информации наиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий обработки информации - на магнитных носителях (магнитных лентах, дисках), в виде электронных видеограмм и т.п.
По времени возникновения информации различают регулярные (стационарные) потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных, периодические (с жестким ограничением на время передачи) и оперативные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах on line и offline.
В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие) информационные потоки, потоки нормативно-справочной информации, информации для учета и анализа при принятии решений и вспомогательные информационные потоки.
Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами. Во-первых, для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса.

Во-вторых, с позиций управления запасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности в спросе. И наконец, в-третьих, информация увеличивает гибкость ЛС с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.
Логистический менеджмент фирмы оперирует с многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.).
Как мы уже отмечали ранее (см. раздел 2.3), между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т.е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров о сделках купли-продажи товаров, составления контрактов и т.д.

Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный.
Характерным примером большого разрыва во времени возникновения материальных и информационных потоков являются форвардные сделки на еще не поставленный (или не произведенный) товар на товарных биржах.
Информационные потоки, сопровождающие отдельные логистические активности, например, операционные производственные процедуры, транспортировку, управление запасами и заказами, могут быть очень сложными и насыщенными в плане схем документооборота, количества документов и реквизитов. В качестве примера на 13.2 приведена схема (алгоритм) документооборота при осуществлении таможенных процедур экспорта груза [186].



Как видно из приведенной схемы, только одна элементарная логистическая активность - таможенное оформление груза в экспортной перевозке - порождает достаточно сложные информационные потоки и требует обработки большого объема документов.
При выполнении, например, смешанных железнодорожно-морских международных перевозок грузов, используется до 60 оригинальных документов, тысячи реквизитов, а взаимодействие по информационным потокам осуществляется между двумя десятками логистических посредников.
Указанные обстоятельства приводят к необходимости уменьшения бумажного документооборота за счет электронной обработки данных, упрощения технологических схем документооборота, внедрения международных стандартов электронной передачи и обработки информационных логистических потоков на основе, например, стандарта ООН EDIFACT.
Информационные потоки в ЛС определяются конкретными потребностями персонала логистического менеджмента при выполнении отдельных функций планирования, регулирования, анализа, контроля и учета. В качестве примера на 13.3 представлена схема источников информации и возникающих информационных потоков при планировании размещения запасов ГП фирмы в дистрибутивной сети.
На схеме представлены четыре основных источника, генерирующие информационные потоки при планировании фирмой запасов ГП в складской системе дистрибьюции: требования потребителей, прогнозы объемов продаж, решения в дистрибьюции и логистические издержки по управлению запасами в дистрибутивной сети.
Информация, отражающая требования потребителей, детализирует классы и группы потребителей в определенном сегменте рынка, схемы доставки ГП каждой группе и организацию логистического сервиса и т.д. Типовые элементы информационных потоков
разгрузки, оформления документов и т.п. Информационные потоки, связанные с уменьшением неопределенности других параметров дистрибьюции, учитывают условия поставки, количественные и качественные параметры выполняемых заказов, требования полноты, точности и достоверности информации при управлении запасами. [ZEBR_TAG_br И наконец, информационные источники, характеризующие затраты при управлении запасами, подробно проанализированы нами в разделе 9.2.
Проанализированные информационные потоки для одной функции логистического менеджмента - планирования и одной логистической активности - управления запасами уже дают представление о сложности, многообразии и большой размерности информационных потоков в ЛС.



Содержание раздела