Ключевую роль в функционировании микрологистических систем, в том числе и РТЛС, играет информационная поддержка, которую необходимо рассматривать в трех аспектах: территориальном, отраслевом и межрегиональном (международном). С территориальных позиций информационное обеспечение РТЛС является элементом телекоммуникационной среды региона, что выдвигает требования совместимости с другими элементами этой среды, вызывает необходимость обработки разнородной информации в интересах региона и его отдельных территорий. Отраслевой аспект предполагает рассматривать информационную поддержку как важную составляющую часть управления определенным видом транспорта в регионе или отдельными предприятиями. Проблема состоит в рациональном совмещении информационных ресурсов региона и вида транспорта во имя общих интересов.
Наконец, транспортно-логистическая система региона - элемент федеральной и международной транспортной системы. Эффективное использование ее способствует социально-экономическому развитию территорий, интеграции России в экономическое пространство Европейского сообщества и в то же время, требует соблюдения единых подходов к информатизации в области транспортной логистики, торговли, банковских, страховых и таможенных операций.
Наилучшее разрешение всех этих проблем возможно в условиях организации обмена информацией, построенной на мировых стандартах и протоколах, согласованных документообороте и нормативно-правовой базе. Такие требования могут быть выполнены только в условиях единого информационного пространства региона.
Информационное пространство региона представляет собой информационную инфраструктуру, включающую телекоммуникационную, программно-техническую, информационную и организационно-экономическую среду с соответствующими структурами и установленными между ними отношениями, закрепленными соответствующими актами. Существование такого пространства, при использовании современных средств телекоммуникации и мощных средств интеллектуальной поддержки, обеспечит в его рамках эффективную деятельность органов управления как территорий, так и видов транспорта.
Концептуальная схема формирования информационной поддержки РТЛС Северо-Запад представлена на 17.5 1174,175|.
Таким образом, единое информационное пространство региона, являясь одновременно составной частью системы управления и
регионом, и видом транспорта, играет интегрирующую роль, увеличивая потенциальные возможности более рационального решения отраслевых и территориальных задач. С этих позиций программа информационного обеспечения должна тесно взаимодействовать с целым рядом международных и федеральных программ, активно внедряющихся в жизнедеятельность каждого региона страны, в том числе и Северо-запада России (см. схему 17.3).
Одной из таких программ является Международная программа ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа UNCTAD). Ключевая задача программы - содействие созданию сети Trade Point на основе системы электронного обмена данными, построенных на международном стандарте EDIFACT.
Эту программу рассматривают как модель мировой торговли после 2000 года. В России создан Межведомственный Координационный Совет (РМВКС Эдифакт).
Развернуты работы по созданию информационного центра по вопросам внешней торговли (Trade Point) в Санкт-Петербурге.
Учитывая, что программа UNCTAD является программой ООН, ее принципы и подходы могут быть использованы в концепциях электронного обмена данными торговых и транспортных операций при разработке торговых макрологистических систем.
Региональное значение для Северо-запада имеют:
Федеральные программы:
Для всех перечисленных программ, в той или иной степени влияющих на РТЛС Северо-Запад, программа информационного обеспечения транспортно-логистической системы региона имеет ключевой значение. Рассмотрим основные организационно-методические аспекты формирования целевой программы информационной поддержки РТЛС Северо-Запад согласно работам 1174,175].
Многофункциональность и своеобразие деятельности РТЛС Северо-Запад, с одной стороны, и необходимость эффективного взаимодействия территорий с транспортными структурами с другой, требуют создания надежных механизмов координации. Сегодня решение этой проблемы возможно через координацию деятельности транспорта и территорий, осуществляемую в рамках единого информационного пространства. Единое информационное пространство рассматривается в качестве стратегической цели, на достижение которой должна быть направлена программа информационного
обеспечения транспортно-логистической системы Северо-Западного региона ( 17.6).
Основными целями программы информационного обеспечения следует считать:
Для достижения поставленных целей в программе информационного обеспечения необходимо решить следующие задачи:
Рис, 17.6. Организационная структура информационного обеспечения РТЛС Северо-Запад
Программа должна разрабатываться в соответствии со следующими принципами:
Результатом системного проектирования является программа, которая представляет собой совокупность документов определенного состава и формы.
Наличие новых сложных задач, возникающих при формировании РТЛС, еще раз подчеркивают необходимость существенного повышения эффективности регуляции процессов функционирования региона как единой социально-экономической системы. Разнородность же задач и специфика отдельных подсистем РТЛС требуют наличия обособленных структур управления ими.
Для разрешения этого противоречия необходимо наличие компьютерной системы интеллектуальной поддержки процессов управления РТЛС, построенной в режиме реального времени на единой технической политике и интегрированной в информационное пространство региона.
Концептуальные положения технической политики Комплексной программы информатизации показывают, что информационное обеспечение РТЛС должно строиться в виде крупной территориальной компьютерной сети, обеспечивающей предоставление пользователям системы следующих основных видов услуг:
При разработке структуры телекоммуникационной сети РТЛС и основных принципов ее построения необходимо решить ряд принципиальных вопросов, связанных с архитектурой данной сети. В частности, необходимо выбрать между распределенной и централизованной, иерархической и одноранговой структурами, выбрать основные операционные системы и коммуникационные протоколы.
При этом необходимо учитывать ряд условий, которые должны соблюдаться при создании сети РТЛС:
Из приведенного выше перечня основных услуг, предоставляемых РТЛС, и указанных условий ее создания вытекают следующие принципы построения ее телекоммуникационной сети:
1. Использование архитектур, базирующихся на принципах Открытых систем. В качестве операционной системы предпочтение отдается UNIX, которая стала ключевой коммерческой операционной системой. Версия UNIX SVR4 является стандартом де-факто и отвечает следующим условиям:
2. Использование распределенной архитектуры, базирующейся на принципах информационной технологии клиент-сервер. Характерными особенностями этого подхода является оптимальность вычислительных и коммуникационных способностей систем, дружественный
интерфейс пользователя, доступ ко множеству источников информации, использования стандартного языка обработки данных SQL и в конечном итоге - высокая экономическая эффективность. Это открывает перед пользователями более простой способ доступа к данным на различных серверах, включая UNIX и Windows NT - серверы.
3. Использование реляционных систем управления базами данных, базирующихся на принципах открытых систем и распределенной архитектуры, таких как ORACLE, INFORMIX, INGRES. Распределенная система выглядит для пользователя как единая нераспределенная система, несмотря на то, что физически данные располагаются в разных местах.
4. Использование в качестве базового транспортного протокола TCP/IP. На основе него построена крупнейшая международная сеть Internet, которая объединяет деловые круги, правительства и различные базы данных.
Архитектура протокола TCP/IP соответствует структуре сети РТЛС, так как она предназначена для сети, состоящей из отдельных разнородных пакетных подсетей, которые соединены друг с другом шлюзами и к которым подключаются разнородные машины. Доставка пакетов между узлами различных подсетей обеспечивается реализацией во всех узлах и шлюзах межсетевого протокола IP.
Использование данного протокола позволяет организовать три различных по уровню и стоимости предоставляемых услуг метода доступа пользователей к сети:
На основе изложенных принципов может быть предложена структура сети РТЛС [174, 175], представленная на схеме ( 17.7). Сеть имеет трехуровневую иерархическую структуру:
1. На нижнем уровне располагаются локальные и корпоративные сети предприятий-абонентов сети РТЛС. Это могут быть разнородные сети, использующие различную кабельную среду и сетевые операционные системы.
На серверах этих сетей могут храниться базы данных, предоставляемые в качестве информационных ресурсов в общее пользование другим абонентам сети. Связь локальных сетей с локальными узлами осуществляется по выделенным или коммутируемым каналам, арендуемым владельцами локальных сетей.
2. На втором уровне располагаются локальные узлы сети, организованные по территориальному (отраслевому) принципу и обеспечивающие подключение к сети РТЛС ближайших пользователей. Локальные узлы соединены с сетями предприятий и организаций с использованием маршрутизаторов, которые осуществляют также связь с региональными (отраслевыми) и частью локальных узлов по выделенным каналам связи. Любой абонент, желающий подключиться
к сети и получить доступ к определенным информационным ресурсам, подключается к локальному узлу данной территории (отрасли), получая в нем пароль и бюджет. При этом нет необходимости регистрироваться в других серверах сети.
Предоставление услуг, связанных с доступом к другим серверам, осуществляется UNIX-ХОСТом локального узла.
3. На верхнем уровне располагаются региональные (РТЛС) узлы. В состав регионального узла входит центральный маршрутизатор, поддерживающий связь с локальными и региональными узлами по выделенным каналам.
Хост-ЭВМ регионального узла может содержать базы данных общего пользования для данного региона, копии наиболее важной информации из баз данных локальных узлов, осуществлять функции расчета за предоставляемые услуги.
Предлагаемая структура является прозрачной для пользователей системы. Любой пользователь через свой локальный узел может получить доступ к любым оплаченным им ресурсам сети. Трехуровневая структура позволяет обеспечить максимальную пропускную способность и высокую надежность системы в целом.
Выход из строя какой-либо из линий связи между локальными и региональными узлами не повлечет за собой нарушения доступа пользователей к ресурсам сети.
Кратко остановимся на вопросах управления программой.
В мировой и отечественной практике решения сложных проблем с привлечением разнообразных коллективов и специалистов, отраслевых органов управления и властных структур общепринятым является программно-целевой метод, который используется при разработке и реализации Комплексной программы информатизации Северо-Западного региона. Управление программой информационного обеспечения РТЛС - это совокупность методов, средств и механизмов достижения программных целей.
Организационная структура управления программой представлена на 17.8 [174].
Основные принципы управления программой:
Необходимым условием эффективности управления программой является наличие видов обеспечения (нормативно-правового, научного, финансового, технического, кадрового и пр.). Финансовое обеспечение программы целесообразно строить на основе формирования фонда финансового сопровождения программы, в котором аккумулируются средства различных источников финансирования.
Фонд позволит более эффективно и подконтрольно расходовать финансовые ресурсы.
Оценка эффективности управления программой осуществляется по следующим критериям:
Кроме уже упоминавшейся программы UNCTAD (Trade Points) определяющее значение для формирования и развития информационной системы РТЛС Северо-Запад имеет взаимодействие с программой TEDIM (Telematics in Foreign Trade Logistics and Delivery Management).
По инициативе Финляндии и Германии при активном участии России в 1995 году было положено начало этой программе (в русском переводе: ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТЕЛЕМАТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ЛОГИСТИКОЙ И ПОСТАВКАМИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ).
Представителями Министерства транспорта и связи Финляндской Республики, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Правительства города Санкт-Петербург и Министерства транспорта Германии был подписан Меморандум взаимопонимания о начале программы TEDIM.
На совещании в верхах Европейского Союза в Эссене в декабре 1994 года программе TEDIM был присвоен статус стратегической телематической сетевой программы. Эта программа является единственным проектом в области телематики с участием стран не членов ЕС, включенным в приоритетный лист Европейского Союза.
Целью программы TEDIM является повышение конкурентоспособности грузового транспорта, безопасности и надежности перевозок грузов на территории всех входящих в систему стран посредством внедрения современной техники связи и телематики, а также принципов логистики.
Программа включает в себя три подпрограммы:
Модернизация и повышение уровня обработки грузов и условий передачи данных в Северо-западном регионе России, которая
включает в себя умеренные кратко- и среднесрочные инвестиции в телематику и инфраструктуру терминалов (68,3 миллиона ЭКЮ).
Полученные каждым из участников программы выгоды будут иметь форму более высокого уровня услуг по перевозкам и логистике, сокращения задержек в операциях на терминалах, более аффективного использования транспортных средств, а также более высокого уровня безопасности и надежности операций с точки зрения персонала. Особое внимание в Программе уделено предоставлению услуг по мультимодальным перевозкам грузов.
Управление связанным с международными перевозками экологическим риском будет выполняться за счет непрерывного наблюдения за экологически опасными перевозками от начала до конца. Данная возможность является неотъемлемой частью системы управления поставками.
Координацию работ по Программе TEDIM осуществляет Международный консультативный комитет и Секретариат на основе взаимодействия с Национальными комитетами.
Основными проектами Программы TEDIM, имеющими приоритетное значение для формирования и развития РТЛС Северо-Запад и ее информационного обеспечения, являются:
Контроль за поставками составляет все более существенную часть логистики, и здесь новая телематическая технология открывает широкие возможности. Одна из целей TEDIM заключается в развитии DMS.
Большое внимание уделяется также поддержке использования международных систем и их внедрения в экспериментальных проектах.
Системы контроля за поставками необходимы в логистических цепях поставок. В них имеется множество сторон-участников: представители промышленности и торговли и различные фирмы, предлагающие услуги. DMS делает возможным мониторинг каждого этапа операции транспортировки. Все отклонения от запланированного маршрута и изменения временного графика легко поддаются учету.
Собирая информацию о перевозках и контролируя поставки, DMS стремится к повышению эффективности перевозок, в том числе за счет сведения до минимума отрицательных последствий отклонений, улучшения планирования и уменьшения общих расходов и вложений в цепи перевозок.
DelCom - проект, который основывается на телематической архитектуре. Если BOPCom сосредоточивается на согласовании систем, используемых в судоходстве, то целью DelCom является исследование
деятельности по перевозкам в целом и повышение эффективности сотрудничества различных сторон с помощью современных средств информационной техники.
DelCom, со своей стороны, также поддерживает финский проект контроля за перевозками DMS.
Эти система автоматической обработки данных применяется для поддержки слежения и контроля за торговыми перевозками, отгрузкой и промежуточным складированием.
Финляндия имеет одинаковую с Россией ширину колеи железной дороги. Целью сотрудничества в области железных дорог (RailCom) является создание системы, при помощи которой информация по накладным будет передаваться между Россией и Финляндией электронным способом.
Запускаемый проект RailTrack объединит три проекта TEDIM (DMS, CustCom и RailCom), охватывающих железнодорожные и комбинированные перевозки между Европейским Союзом и Россией. Разрабатываемая программа включает слежение за документами груза, начиная с места отправления до конечного пункта доставки и наблюдение за движением и статусом как перевозимых единиц, так и партий.
Постоянная передача информации минимизирует риски потерь и повышает надежность транспортных услуг. Таким образом, RailTrack предлагает обслуживание в качестве централизованной системы, которая следит за всей информацией, связанной с вагонами и грузами клиентов.
Целью проекта является также ускорение таможенных процедур на таможне России с четырех часов до двух (зеленая линия).
Целью ВОРСот является улучшение информационного сообщения между портами и связанными с ними группами, а также повышение уровня информационных систем порта.
ВОРСот является самым обширным из проектов TEDIM. В проекте занято десять стран, и он включает более тридцати различных участников. Важность проекта характеризуется тем, что его наполовину финансирует комиссия Европейского Союза.
В проекте участвуют также многие предприятия и порты. Территорией, на которую падает основной центр тяжести, является бассейн Балтийского моря, в особенности Финляндия, Германия и Россия.
В то же время ВОРСот - важный шаг к созданию всеевропейской логистической сети. ВОРСот позволяет перейти от подготовительного этапа к экспериментальным проектам и конкретным делам.
Движущей силой проекта являются TZL Technik Zentrum Lubeck и ISL (Institut fur Seeverkehrswirtschaft und Logistik).
В Финляндии основную ответственность в ВОРСот несет EDI Management. Финляндия отвечает за шесть сфер применения, в частности, за опасные вещества, таможенное сотрудничество и внутригосударственные перевозки.
Начался опытный этап программы, в котором принимает участие финская фирма лесной промышленности ENSO.
Одним из наиболее интересных экспериментальных проектов TEDIM является так называемая программа зеленой линии для срочных товарных перевозок при помощи новых таможенных деклараций. Финский экспортер заранее посылает таможенные документы - в настоящее время на дискете, а в будущем полностью при помощи средств электронной передачи информации. Важным моментом в проекте является использование сообщений EDIFACT в электронной передаче информации. Финское или какое-нибудь другое экспортное предприятие из стран ЕС может отправить необходимые таможенные документы в Россию электронным путем через таможенную систему Финляндии.
Оттуда информация передается таможенникам Северо-запада России и далее до Москвы.
Этап подготовки проекта Incentra достиг конечной стадии, и вскоре намечается его осуществление. В рамках проекта создана база данных о картах, погодных условиях, транспортных потоках и законодательстве как в Финляндии, так и на Северо-западе России. Incentra включает слежение за движением с помощью спутников и мониторинг транспортных средств.
В связи с проектом создается также регистр должностных лиц и предприятий.
Среди других проектов TEDIM можно выделить, например, TECOLO и Telematic Communication in Northwestern Russia. В первом анализируются рефрижераторные перевозки на Юго-востоке Финляндии, а во втором - телематическая инфраструктура на Северо-западе России.
Совсем недавно (август 1997 г.) утвержден новый проект LOG СОМ о создании сети ЛЦ в России (гг. Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону), связанных с ЛЦ в Германии и странах Скандинавии.