Эта часть книги посвящена некоторым проблемам, связанным с макрологистическими системами. Зарубежная и уже определенная отечественная практика показывает, что они развиваются быстрыми темпами.
Особый прогресс в мире достигнут в создании и совершенствовании макроэкономических торговых, транспортных и информационных ЛС как на уровне определенных регионов, стран, так и в глобальном (транснациональном) масштабе. Для России развитие макрологистических транспортных и информационных (телекоммуникационных) систем имеет первостепенное значение, так как позволяет ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство.
Одной из основных тенденций развития макрологистических систем в мире является глобализация. Эта тенденция отражает, с одной стороны, глобализацию рынков сбыта ГП, производства, снабжения МР, рабочей силы, капитала, которые характерны для крупных транснациональных корпораций, с другой - создание и развитие глобальных межгосударственных транспортно-логистических, телекоммуникационных, дистрибутивных и других макрологистических систем.
Показательным в этом плане явился XI 1-й Всемирный конгресс по логистике, состоявшийся в мае 1997 г. в Хельсинки.
Проблемы глобализации на конгрессе рассматривались в двух аспектах. Во-первых, в плане дальнейшего развития и создания межгосударственных и транснациональных макрологистических
систем для более свободного перемещения через границы товаров, капитала и информации. Особенно интересным в этом отношении является опыт формирования глобальных ЛС в странах ЕС, разрабатываемых в рамках различных программ и проектов, например, Collomodul, Hermes, Docimel, TEDIM, TACIS и т.д. под патронажем UN, ELA, UNCTAD и других организаций.
Конечной целью большинства этих проектов и программ является улучшение сервиса, экологии и снижение логистических затрат (в частности, на транспортировку и управление запасами) за счет снятия таможенных, тарифных, налоговых и других барьеров, формирования рациональных грузопотоков, создания интегрированной сети региональных распределительных логистических центров, формирования транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры и т.д.
Во-вторых, много докладов было посвящено проблемам менеджмента в глобальных логистических каналах транснациональных корпораций, в частности, таких как IBM, Digital Equipment, Nestle, Procter, Acer Computer International, Volvo, Electorlux и других. Рассматривались вопросы дальнейшего снижения логистических затрат корпораций за счет рационального размещения производственных подразделений в странах с дешевым сырьем и рабочей силой, оптимизация структуры и размещения складского хозяйства, рациональные способы транспортировки сырья, комплектующих и готовой продукции, организация снабжения запасными частями и логистического сервиса.
Таким образом, хотя мы и определили в разделе 2.3 глобальные ЛС как макрологистические, тенденция глобализации напрямую относится и к микрологистическим системам с поправкой на цели и задачи менеджмента транснациональных корпораций. Поэтому дальнейшее изложение материала этого раздела книги будет относиться как к макро-, так и микро-ЛС с учетом схожести возникающих проблем.
Основными движущими силами глобализации в логистике согласно Д. Бауэрсоксу являются [218]:
Тенденция экономического роста и подъема - характерная черта послевоенного развития экономики многих стран. Отличительными признаками ее являются: расширение рынков за пределы национальных границ, продуктовая экспансия, рост экспорта и импорта, рост ВНП, географическая иммиграционная экспансия, более эффективное производство и возрастающий уровень жизни населения большинства стран.
Экономический рост в индустриально развитых странах приводит к увеличению логистической производительности и эффективности особенно для экспорта товаров. Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран.
Международное разделение труда и кооперация привели к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы, прежде всего, в дистрибьюции товаров. Перспективы развития глобальных логистических каналов связаны прежде всего с увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансовыми и другими условиями.
Созданию межгосударственных логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, а также глобальные телекоммуникационные сети, о чем уже упоминалось ранее.
Важную роль в глобальной логистике играет фактор регионализации. Региональные аспекты логистики можно рассматривать как на уровне одной страны (что подробно будет освещено далее), так и на уровне нескольких стран, расположенных в непосредственной близости друг от друга, как правило, имеющих общие границы в определенной географической зоне.
Известны многочисленные примеры успешных макрологистических региональных структур и систем, например, для стран Бенилюкса, ЕС, США и Канады, Юго-Восточной Азии. Региональный фактор усиливает тенденцию глобализации за счет таких аспектов, как сходство политических систем и экономического уровня стран, входящих в регион; близость социального уклада жизни, традиций, исторических корней; миграции населения; единых источников энергии, сырьевых ресурсов; единой транспортной системы и дорожной инфраструктуры; единых телекоммуникаций; отсутствия таможенных и торговых барьеров и т.д.
Движущая сила технологий проявляется в глобализации ЛС путем взаимного быстрого проникновения современных технологических решений, ноу-хау, проектов, научных исследований в экономику большинства развитых стран. Практически ни одна страна не может получить долговременной выгоды за счет использования новых технологий, так как они быстро становятся достоянием других стран (компаний), минуя национальные границы в сильно интегрированном мировом экономическом и информационном пространстве.
Наконец, существенное значение для продвижения глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования, проводимые многими странами, в частности, ЕС, США и Канады в части снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на
пути развития международных торговых, экономических, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают обмен и движение капитала, товаров, людей, информации через национальные границы.
В то же время нельзя говорить о том, что все барьеры на пути развития международной логистики в настоящее время сняты. Существует достаточно много ограничений, торговых, финансовых, таможенных и других барьеров, обусловленных различным причинами, в том числе различными политическими системами, разным экономическим и социальным уровнем развития стран, различным жизненным уровнем и т.д.
Подобные барьеры существуют, например, между странами ЕС и Восточной Европы, ЕС и Россией, США и ЕС, США и Мексикой, странами ЕС и Центральной Азии, США и Японией и т.д. Кроме того в глобальной логистике необходимо учитывать международную конкуренцию, ограничения на дистрибутивные сети транснациональных корпораций и т.п.
Менеджмент в глобальных макро- и микрологистических системах должен учитывать эти факторы для успешного продвижения международной логистики (см. схему 16.1 [218]).
На схеме ( 16.1) указаны три группы барьеров в развитии глобальной логистики. Рыночные барьеры отражают конкурентную борьбу за источники дешевых сырьевых ресурсов, энергии,
конкурентов из других стран, из которых наиболее важными являются транспортные, таможенные и торговые. Большое значение для развития глобальной логистики имеют так называемые международные канальные посредники, к которым обычно относятся: [ZEBR_TAG_br
и другие.
Особая роль среди канальных посредников в глобальных ЛС принадлежит, как уже указывалось ранее, международным транспортно-логистическим фирмам. Обычно они выполняют большое количество логистических активностей в глобальных каналах и системах, к основным их которых относятся:
и другие операции.
Большинство крупных международных транспортно-экспедиторских фирм, таких например, как Shenker, TNT EW, ASG AB, BTL, Federal Express, Scansped, сертифицировано стандартами ISO 9002, что свидетельствует о высоком мировом уровне качества оказываемых ими логистических услуг.
Экспортно-импортные операции в глобальных ЛС, как правило, связаны с большим, чем в обычном логистическом менеджменте, объемом информации, более сложным документооборотом (см. раздел 13.1) и требуют правительственного регулирования. На 16.2 представлена типичная схема экспортно-импортных операций в глобальной ЛС с привлечением необходимых логистических посредников [282].
Роль правительственных организаций в этой сфере (в частности, таможни) сводится к упорядочению и регулированию потоков экспортно-импортных грузов, защите потребителей, предотвращению контрабанды запрещенных к ввозу-вывозу товаров и протекционистской политике в отношении своих производителей, транспортных, экспедиторских и других компаний, участвующих в глобальных логистических цепях. Важное место в структуре глобальных ЛС занимают зоны свободной торговли (свободные экономические зоны).
Свободные экономические зоны играют роль катализаторов развития глобальной логистики, примером чему являются Гонконг, Сингапур и др. Основными преимуществами их для глобального логистического менеджмента являются: